Владимир Гройсман заявил, что, по его «скромным оценкам», теневой сектор украинской экономики обслуживает уже 1 триллион гривен, а размер теневой экономики достиг 50% ВВП. При этом премьер справедливо отметил, что теневая экономика — это важнейшая проблема, а детенизация – вызов для действующей власти.
Однако Гройсман «забыл» сказать, что правительство с треском проваливает эту самую детенизацию – по данным Минэкономики, в 2015 году размер теневой экономики в Украине составлял 40% ВВП. И значит в теневом обороте находилось 792 млрд.гривен.
Нынешняя власть вообще не скупится на обещания навести порядок в стране и экономике. А тема борьбы с теневыми схемами у нее одна из любимых. Например, в апреле господин Гройсман обещал нам за 3 месяца побороть тень на таможне, в мае давал слово реформировать налоговую систему с целью обеспечить выгодную работу именно легальному бизнесу, а не теневому, в июле замахивался на рынок спирта, и т.д. И что же имеем в результате? Плюс 200 млрд. гривен в теневом обороте…
Такой стремительный рост теневых операций является, в том числе, следствием постмайданной модели взаимоотношений государства и общества. Роль государства сейчас сводится к действиям «найти и обобрать», а бизнес и население, в свою очередь, вынуждены прятаться. В современных украинских реалиях тень просто выравнивает неравные хозяйственные условия. Это еще одно подтверждение отсутствия эффективных реформ в нашей стране.
Наступать на теневую экономику нужно широким фронтом:
- выявить и минимизировать первопричины ее возникновения;
- стимулировать работу легального бизнеса;
- работать с людьми с целью воспитания неприятия теневых операций;
- улучшать уровень жизни и поднимать доходы населения.
Украинские же власти увлечены говорильней.