4 октября депутат от Блока Петра Порошенко Николай Паламарчук зарегистрировал законопроект, который даст генеральному прокурору право забирать дела у Национального антикоррупционного бюро. Таким образом, НАБУ будет прямо поставлено под контроль ГПУ и война ведомств на том будет исчерпана, завершившись полной и окончательной победой Петра Порошенко над антикоррупционерами.
Конфета завернута следующим образом.
«В исключительных случаях с целью обеспечения оперативности и эффективности уголовного производства генпрокурор или исполняющий его обязанности вправе поручить расследование дела НАБУ органу, которому это правонарушение не подследственно, но который начал в отношении него досудебное расследование», — говорится в документе.
Также в проекте закона отмечается, что споры о подследственности в таких случаях решает генеральный прокурор Украины или исполняющий обязанности. Данный законопроект может лишить значительной части полномочий орган, на который Украина возлагала самые большие надежды в борьбе с коррупцией.
Спасительное НАБУ
Национальное антикоррупционное бюро изначально позиционировалось в украинских СМИ как панацея от всех коррупционных бед Украины. Создаваемое ведомство пиарили высокопоставленные чиновники, депутаты, президент и СМИ. Назначались дедлайны, вся страна, затаив дыхание, ждала: когда же НАБУ спасет украинское государство от разъедающей его раковой опухоли коррупции.
Конкурс на замещение вакантной должности руководителя НАБУ стал объектом пристального внимания СМИ. Порошенко лично представлял победившего в этом конкурсе Артема Сытника.
Но куда больший резонанс получили скандалы, разгоравшиеся вокруг нового ведомства.
Одним из самых громких провалов в работе НАБУ стала утеря флешки с личными данными всех сотрудников оперативно-технического управления ведомства. Их телефоны и адреса в августе были опубликованы в сети на странице Facebook журналиста Владимира Бойко (спустя некоторое время запись была удалена).
«Потеря флешки — это вообще что-то за гранью добра и зла с точки зрения оперативной работы. Мои знакомые в прокуратуре называют сотрудников НАБУ не иначе как «набуины», — заявил корреспонденту Ukraina.ru Полине Орловской украинский политолог Андрей Золотарев.
Этот инцидент стал вершиной противостояния НАБУ и Генпрокуратуры. Перед этим сотрудники силовых ведомств задерживали друг друга и обвиняли в незаконных действиях. В частности, 12 августа Генпрокуратура задержала следователей НАБУ за незаконную прослушку. На следующий день уже спецназ НАБУ укладывал на землю и избивал прокурорских.
Одной из причин противостояния стала высокая конкуренция за резонансные уголовные дела. Несмотря на «ужасающую коррупцию, поразившую власть Украины», громких дел, на которых можно было бы заработать политические очки, оказалось не так много.
Так, к примеру, НАБУ отказалась от расследования в отношении Пола Манафорта, экс-главы избирательного штаба кандидата в президенты США Дональда Трампа. Ранее Манафорт консультировал Виктора Януковича в его предвыборной кампании на пост президента и якобы получал наличные из «черной кассы» Партии регионов.
Главной причиной нежелания браться за расследование дела Манафорта в НАБУ назвали тот факт, что американский консультант не занимал официальных должностей в украинской власти.
Дело чье?
7 июля в Дарницком районе Киева при получении взятки в 38 тыс. грн сотрудники ГПУ задержали замминистра здравоохранения Романа Василишина. По словам генпрокурора Юрия Луценко, чиновник создал в Александровской клинической больнице, где до повышения работал главврачом, систему поборов.
Он требовал деньги от практикующих врачей-урологов за дальнейшую возможность проводить операции. Луценко заявил, что с помощью своей схемы Василишин только с этой больницы зарабатывал от 50 тыс. до 100 тыс. грн в неделю. Однако НАБУ потребовала «свою долю» в этом уже раскрученном деле.
«Преступление Василишина находится в компетенции НАБУ, и процессуальное руководство должно вестись антикоррупционными прокурорами или детективами НАБУ, но не сотрудниками прокуратуры или других правоохранительных органов. Вмешательство в чужую подследственность создает условия для того, чтобы подозреваемый избежал ответственности», — объяснили в НАБУ.
Как отмечают юристы, Василишин вполне может воспользоваться конфликтом между НАБУ и ГПУ и избежать ответственности за свои преступления. НАБУ уже нашла допущенные нарушения при его задержании.
Конфликт между силовыми ведомствами во многом обусловлен критериями подследственности, по которым дела забирает себе ГПУ или НАБУ. В принятом законе о НАБУ они прописаны довольно четко.
Только НАБУ, согласно законодательству, имеет право вести дела против министров и их заместителей, нардепов, сотрудников администрации президента, руководства Нацбанка, госпредприятий и глав местного самоуправления. Также критерием является сумма ущерба — НАБУ забирает себе дела «стоимостью» более 500 минимальных зарплат — сейчас это 72,5 тыс грн.
Так что в случае с Василишиным их претензии обоснованы. Более того, по новому законодательству ГПУ не имеет никаких возможностей забирать дела у НАБУ.
«В законодательстве четко написано, что есть дела в подследственности НАБУ, четко перечислено по каким критериям дела относятся к подследственности НАБУ. Более того, там написано, что и другие, не перечисленные по этим критериям, дела специализированный антикоррупционный прокурор может с учетом их актуальности определить подследственными НАБУ. То есть, последнее слово за специализированным антикоррупционным прокурором. Более того, написано, что генеральный прокурор вправе, в случае неэффективного расследования каким-то следственным органом, изменить подследственность и передать дело для расследования другому органу, кроме дел подследственности НАБУ. То есть, он не имеет права, если дело подследственно НАБУ, вообще туда лезть, ни начинать расследование, ни забирать дело у НАБУ, или не передавать дело, подследственное НАБУ, в НАБУ», — рассказал бывший заместитель генерального прокурора Виталий Касько.
Луценко остается только ловить бывших чиновников режима Януковича, которые НАБУ не нужны. Естественно, он с таким положением дел не согласен.
«НАБУ пытается выстроить параллельную систему нынешним институциям — антикоррупционный суд, антикоррупционная прокуратура — и этим провоцирует противодействие со стороны действующих структур», — отмечает политолог Алексей Якубин.
Глава ГПУ не хочет пребывать на вторых ролях и рассматривает свой пост как очередную ступень в своей политической карьере. Однако открытое противостояние с НАБУ может поставить крест на его политическом будущем.
«Порошенко рассматривает ГПУ как сторожевого пса своей власти. Он поддерживает ГПУ в конфликте силовиков, однако старается избежать публичной поддержки Луценко, опасаясь вызвать неудовольствие западных партнеров», — приводит слова Якубина корреспондент Ukraina.ru Полина Орловская.
По этой же причине Луценко не вступает в открытое противостояние с НАБУ, пытаясь инициировать в Верховной Раде рассмотрение законопроекта о фактическом поглощении НАБУ Генпрокуратурой. Это неудивительно — в деле борьбы с коррупцией Запад гораздо более последователен, чем в вопросе выполнения Минских соглашений.
Роль Запада
3 сентября украинские СМИ опубликовали меморандум Международного валютного фонда, в котором четко прописано: к концу ноября 2016 года НАБУ должно быть предоставлено право самостоятельно проводить прослушивания и проводить следственные действия под прикрытием.
Сейчас НАБУ лишена этих возможностей. Однако подобное вмешательство международного кредитора Украины во внутренние дела страны вызывает удивление.
«Я считаю, что МВФ лезет в ту епархию, которая не имеет никакого отношения к дефициту бюджета или экономике. То есть, они начинают вникать в вопросы политики, а не экономики», — заявил 4 сентября народный депутат Украины Сергей Тарута, комментируя меморандум.
По мнению украинского политолога Вадима Карасева, в действительности конфликт между НАБУ и ГПУ стал следствием разногласий между нынешними украинскими элитами и властями США.
«Борьба с коррупцией для Запада — это чистка украинских элит. СБУ и ГПУ назначаются элитами через подконтрольный им парламент и являются инструментами борьбы одной их части против другой. Полиция и НАБУ организованы на иностранные гранты — создаются инструменты контроля над элитами», — приводит слова эксперта наш корреспондент Полина Орловская.
Как считает политический эксперт Андрей Золотарев, схватка между НАБУ и ГПУ только началась и кто в ней победит, пока не ясно. Однако очевидно: НАБУ и полиция, существующие во многом на гранты иностранных правительств, будут использованы внешними игроками для контроля над Украиной.
Штаты уже сейчас ищут тех, кто сможет заменить нынешнюю украинскую элиту. И основные претенденты на эти роли уже определены.
Кандидаты от американских демократов
Прежде всего, это партия «Демократический альянс» и ее лидеры — нардепы Мустафа Найем, Сергей Лещенко и Светлана Залищук. 26-30 сентября они нанесли визит в Вашингтон, где обсудили с представителями властей США необходимость защитить независимость новосозданных антикоррупционных органов на Украине. Найем, Лещенко и Залищук встретились с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд, советником вице-президента США Анной Маканджу, заместителем помощника министра обороны СЩА Майклом Карпентером и координатором Госдепартамента США по вопросам санкций Дэном Фридом.
«На встречах с американскими представителями мы поднимали вопрос недопустимости ограничений полномочий НАБУ и уничтожения системы электронного декларирования. Наделение генпрокурора правом определять подследственность коррупционных преступлений приведет к уничтожению НАБУ. Наоборот, НАБУ нуждается в усилении — предоставлении им права на автономную прослушку в рамках досудебного следствия. Судебная реформа должна включать создание независимого антикоррупционного суда», — написал Найем, отметив, что депутаты также призвали американские власти «наложить персональные санкции на украинских топ-коррупционеров», — написал Найем в Facebook 4 октября.
Это подтверждает — антикоррупционной теме придается большое значение в планах США по смене власти на Украине. В данном случае в очередной раз проявились двойные стандарты США — борцы с коррупцией Залищук и Лещенко сами недавно стали фигурантами коррупционных скандалов.
Впрочем, их дела замяло НАБУ, и это опровергает политическую независимость новосозданного антикоррупционного органа. Также сомнительно, что НАБУ не станет защищать интересы своих хозяев — США, Великобритания и Дания выделили десятки миллионов долларов на содержание ведомства.
«НАБУ, учитывая особенности Украины и правовой нигилизм, может превратиться в инструмент расправы над политиками», — полагает Карасев.
Сейчас Украина находится на распутье. Результат конфликта НАБУ и ГПУ покажет, удастся ли Штатам усилить свой контроль над Украиной, или олигархические кланы смогут отстоять свои позиции. Любой исход — не лучший вариант для Украины.