В китайском Ханчжоу завершился саммит стран большой двадцатки. Он был ознаменован целым рядом курьезов — в частности, президент США Барак Обама отказался от трапа с красной ковровой дорожкой и спустился с самолета по запасной лестнице, а американская делегация встретила достойный отпор китайских организаторов, когда попробовала насаждать свои порядки по размещению журналистов.
«Президент — американский, и США сами будут устанавливать правила для своего лидера», — заявила помощница Обамы. «Это наша страна. Это наш аэропорт», — парировал представитель КНР по протоколу.
Впоследствии Обама отказался пожимать руку российскому лидеру Владимиру Путину в ходе общей церемонии фотографирования во время открытия саммита G20 в Китае. Однако потом американский президент лично просил о встрече с Путиным.
Переговоры президентов США и РФ продолжались около часа. Этому предшествовали несколько неформальных встреч Обамы и Путина на полях саммита.
«Обсудили все вопросы детально и основательно, добрались до понимания позиций друг друга», — сказал Путин 5 сентября, комментируя итоги переговоров.
Обама в свою очередь заявил, что встреча с российским лидером Владимиром Путиным была открытой, честной и деловой.
Глава российского государства также провел переговоры с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель. Хотя стороны выражали различного уровня оптимизм, подробности переговоров пока неизвестны.
В то же время нет никаких сомнений, что на встречах обсуждались в том числе пути урегулирования конфликта на Украине. Ukraina.ru обратилась к экспертам с вопросом о том, чего же ждать Киеву от переговоров лидеров России, США, Франции и Германии.
Без диалога Киева с ДНР и ЛНР принятие любых законов бессмысленно
Константин Бондаренко политолог, председатель правления Института украинской политики
— Насколько мне известно, с президентом Франции ни о чем не договорились. Пошла информация, что каждая сторона осталась при своем мнении. Что касается переговоров с канцлером Германии, то такое впечатление, что пока что достигли минимально возможного результата — возврата к нормандскому формату и обсуждению вариантов выполнения Минска-2. Потому что пока для Минска-3 не хватает идей по поводу того, что же делать с Украиной.
Говорят о том, что сейчас существует некий план Штайнмайера, но мы уже помним, что был план Мореля (председатель ОБСЕ), который тоже не действовал. В любом случае, пока что приемлемым для всех сторон являются Минские соглашения, Минский формат, который, к сожалению, слабо выполняется. Ну, хотя бы прекратили на несколько дней обстрелы — и то хорошо.
— Будет ли одним из итогов саммита усилившееся давление на президента Порошенко с целью принудить его выполнять Минск-2?
— Проблема в том, что украинский президент считает, что партнеры должны давить на Путина, а в России считают, что должны давить на Порошенко. Но, в любом случае, без прямых переговоров между Киевом и Донецком и Киевом и Луганском продвижения в урегулировании конфликта ожидать не стоит. А у нас пока что не готовы стороны к тому, чтобы сесть за стол переговоров.
Без предварительных переговоров между этими сторонами бессмысленно принятие в Верховной Раде любых законов из плана по выполнению Минских соглашений. В частности, амнистии и закона о выборах на отдельных территориях Донбасса. Даже если завтра украинский парламент примет соответствующие решения, но без согласования с непризнанными республиками, то это будет воспринято Донецком и Луганском в штыки.
Это может быть очень долгий и затяжной процесс, когда стороны будут демонстрировать вроде бы и работу над минскими договоренностями, но в то же время абсолютно бескомпромиссный подход.
Принуждение к миру приобретет более выраженные черты
Директор Института стратегических исследований «Новая Украина», политолог Андрей Ермолаев
В СМИ уже прошло сообщение о том, что президент Франции Олланд высказал оптимистичную точку зрения о том, что в ближайшие недели состоятся все-таки переговоры в «нормандском формате» на уровне первых лиц. Я рассматриваю это как положительный сигнал.
Надеюсь, что в ближайшее время появится более детальная информация о том, что происходило на встречах лидеров Германии, Франции и России. Однако заявление Олланда, на мой взгляд, свидетельствует о том, что все предыдущие категорические «нет» все-таки отметены в сторону и переговорный процесс, связанный с украинским конфликтом, будет продолжен.
Нужно также учитывать, что сейчас у большинства крупных игроков объективно есть интерес в стабилизации ситуации на Украине. Те кризисы, которые разворачиваются сейчас на Ближнем Востоке, возможные обострения ситуации в азиатском регионе и грядущие выборные кампании в целом ряде ведущих западных стран — от США до Франции и Германии — способствуют нахождению нового баланса интересов.
В основе этого баланса — перевод конфликта из состояния «мерцающего» в управляемый в условиях перемирия. Я не исключаю, что сейчас давление на Украину будет куда более существенным, чем это было раньше. Принуждение к миру приобретет более выраженные черты.
Наряду с оправданными, на мой взгляд, претензиями к России есть и ответственность украинской стороны за организацию внутреннего переговорного процесса, за реализацию обязательств, связанных с Минскими протоколами.
И, что не менее важно, за проведение более открытой и активной внешней политики. Отсутствует напрочь как таковой двусторонний формат контактов Украина-Россия, отсутствует какой-либо контакт между центральной властью Украины и представителями сепаратистов, если не считать Минск, и все это загоняет ситуацию в глухой угол.
По сути, минский процесс превратился в хронический обмен взаимными претензиями и декларациями без практических действий. И здесь вина украинской стороны тоже очевидна. Поэтому я не исключаю, что давление на Украину может усиливаться вплоть до предъявления ультиматумов о необходимости встречных шагов не только по Минским соглашениям, но и по двусторонним контактам Киева с Москвой и поиска внятных формул переговоров с сепаратистскими кругами.
Потому что все вопросы, связанные с выходом из конфликта — а это и вопрос прекращения огня, вопрос переселенцев, граница — возможны только при наличии какого либо внятного плана встречных взаимных действий. Только после этого можно будет говорить и о выборах, и обо всем остальном — без взаимных контактов все это бессмысленно.
Ну и последнее: G20 может стать знаковым событием и в плане восстановления переговорного контактного процесса ведущих стран, потому что до G20 складывалось впечатление, что Россия исключается и изолируется из этого процесса. Мне кажется, что G20 показал, что Запад готов контактировать с Россией и, более того, применять санкции и при этом вести поиск какой-то формулы выхода из этого холодного противостояния. Интереса в «холодной войне» сейчас нет ни у кого.
Минский процесс и цугцванг для Порошенко
Политический эксперт, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
— США усилили санкции и зимой их, скорее всего, не снимут. Поэтому полноценного потепления отношений между Москвой и Вашингтоном не предвидится. Цель России проста — отсечь Украину от западной поддержки, чтобы украинская власть осталась один на один с Владимиром Путиным.
Усталость от Украины привела к тому, что и в дальнейшем судьбу страны будут решать без нас и нашего участия. Пока я не вижу никаких предпосылок для возникновения «Минска- 3» и нового нормандского формата, но неформально что-то наподобие Дейтонских соглашений вполне может быть.
Реализовать сценарии хоть каких-то договоренностей Петр Алексеевич не сможет. Если он только попытается имплементировать «Минские соглашения» в правовое поле, а это — амнистия, контроль над границей, обмен пленных всех на всех, выборы и создание силовых структур в ДНР и ЛНР — начнется неслыханное противодействие партии войны. Выполнение «Минска» детонирует такой страшный политический кризис, который будет опасен не только для Порошенко, но и для страны в целом.
При этом прекращение мантры «Путин виноват во всем» грозит полным политическим фиаско для власти, а продолжение этой мантры — губительно для страны и народа в целом. Это цугцванг, но об этом Порошенко думать не хочет.
От «перемоги» до «зрады» — один шаг
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— К сожалению, Петр Алексеевич не понимает, что он уже не может себе позволить такую вольность, как выполнять Минские соглашения или не выполнять. И пока он еще не отдает себе отчет в том, что скоро пальцы руки будут вставлены в косяк двери. Наши политики, увы, не знают в каком формате ведутся сейчас за спиной Украины переговоры по Донбассу, в формате G20, также они не в курсе как ведутся переговоры Керри-Лавров-Путин — без участия Украины. Позиция наших депутатов, в том числе и самых отъявленных ура-патриотов, самым неожиданным образом в один прекрасный момент может кардинально и резко поменяться.
Василий Темный и Полина Орловская