В понедельник, 29 августа, президент Украины Петр Порошенко сменил главу своей администрации. Вместо Бориса Ложкина, который занял этот пост в июне 2014 года, руководить администрацией главы украинского государства теперь будет Игорь Райнин, до сегодняшнего дня занимавший пост губернатора Харьковской области.
Борис Ложкин — антикризисный менеджер
До госпереворота 2014 года на Украине харьковчанин Борис Ложкин был известен исключительно как влиятельный медиаменеджер и никогда не светился в большой политике. Главным делом Ложкина было создание и развитие компании «Украинский медиахолдинг» (позже переименованной в UMH group). Стартовал этот масштабный бизнес с издания газеты «Теленеделя», в свое время весьма популярной как на Украине, так и в России. К 2013 году UMH group вошла в топ-15 крупнейших медиакомпаний постсоветского пространства, в ее портфеле уже было более 50 брендов. Самого же Ложкина эксперты причисляли к наиболее влиятельным медиамагнатам СНГ, отмечая при случае его крепкие связи в России.
Однако еще до событий на Майдане в жизни будущего главы администрации Порошенко приключился крутой вираж: он продал UMH group примерно за полмиллиарда долларов группе компаний ВЕТЭК Сергея Курченко, который на тот момент стремительно набирал политический и экономический вес. После сделки Ложкин заявил, что вполне удовлетворен сложившейся ситуаций, теперь ему, дескать, было бы очень интересно построить компанию «еще большего, чем UMH, масштаба», но уже не в области медиа.В период медиадеятельности Ложкина одним из двух его главных партнеров был нынешний украинский президент.
«Наши основные внешние партнеры — это Петр Порошенко и Геннадий Боголюбов (совладелец группы «Приват» — ред.). С первым мы завершили сотрудничество, выкупив его долю в проектах (…). Порошенко выходит из проекта с хорошей доходностью», — рассказывал Ложкин в 2013 году.
Видимо, Порошенко был настолько доволен партнерством, что сразу после победы на президентских выборах предложил пост главы администрации Ложкину. Причем, по свидетельствам источников из его лагеря, альтернативных кандидатов он даже не хотел рассматривать. Объясняя свое назначение, Ложкин заявлял во многих интервью, что он в первую очередь антикризисный менеджер, который умеет руководить большими системами, а это именно то, что Украине нужно.
Он ссылался также на «всплеск патриотизма»: «В этом году проявился у многих людей, у меня тоже, но это иррациональное, наверное». Впрочем, бытовало также мнение, что ключевая задача главы АП — налаживание отношений Киева с еще подконтрольными тогда русскоговорящими областями востока Украины, а также по неофициальным каналам — с Россией, где у него были достаточно серьезные связи.
При смене украинского правительства в начале 2016-го Ложкин одно время даже рассматривался как возможный преемник Арсения Яценюка. Когда же стало ясно, что новым премьером назначат Владимира Гройсмана, кандидатура Ложкина обсуждалась в качестве одного из вице-премьеров. Однако этого не случилось, зато глава АП с изрядным шумом и пафосом представил публике свою книгу под названием «Четвертая республика».
«Главная задача книги — ответить на вопрос, вынесенный в ее подзаголовок: почему Европе нужна Украина, а Украине — Европа? Она — о том, что с Украиной можно и нужно иметь дело. Наша страна не должна превратиться в failed state. Наоборот, в ней — решение проблем для Европы, а не их источник. Украине нужна Европа — как союзник и источник ценностей», — бравировал Ложкин.
Тогда же он в очередной раз отметил, что не видит себя в публичной политике. Надо сказать, что теперь уже бывший руководитель президентской администрации имеет на Украине репутацию «друга всех друзей» — то есть человека, у которого со всеми важными людьми выстроены хорошие отношения. Не стоит забывать и о том, что он весьма активно поддерживал привлечение на Украину иностранцев, в том числе в правительство.
Игорь Райнин — наладчик газового оборудования
Как и Борис Ложкин, Райнин является представителем Харькова — первой столицы Украины. Окончил Харьковский авиационный институт имени Жуковского, трудовую карьеру начинал техником-наладчиком газового оборудования, посвятив этому делу целых три года жизни. С 2001 по 2010 год работал в Харьковской облгосадминистрации — главным образом на посту первого заместителя начальника Главного управления экономики. Потом на несколько лет ушел в бизнес, а после событий на Майдане вернулся к карьере чиновника — сначала в Харьковскую ОГА, затем ненадолго стал заместителем главы администрации президента Украины, когда этот пост занимал Ложкин.
Однако в 2015 году перед Киевом остро встала проблема назначения губернатора Харьковской области. Настроения в регионе были не совсем ясными, да и мэра города Геннадия Кернеса хотелось бы так или иначе держать под контролем. После долгих раздумий выбор пал на Райнина, который и отправился выполнять непростую миссию.
«Мой переход в Харьковскую область объясняется необходимостью решить здесь комплекс вопросов, в том числе связанных с экономической стабилизацией, структурированием органов власти, формированием дееспособной управленческой команды», — комментировал Райнин свое назначение в одном из первых интервью.
Отвечая на вопрос, лоббировал ли это назначение Ложкин, губернатор сказал: «Без учета его мнения никакие кадровые решения не могли бы произойти. Это вопрос доверия. Я не готов сказать, приемлемо ли в данном контексте слово «лоббизм», но то, что он поддержал эту позицию, — это однозначно, и я благодарен ему за это».
Согласно экспертным оценкам, по итогам 2015 года Харьковская область заняла четвертое место среди всех регионов Украины по социально-экономическому развитию, а сам Райнин — лидером по ответственности среди всех украинских губернаторов. Так, из 75 его обещаний только одно получило статус «не выполнено», в то же время 57 инициатив руководителя региона были воплощены в жизнь. При этом новоиспеченный глава Администрации Порошенко предпочитает находиться в тени и практически не делает резонансных политических заявлений.
Сам Порошенко, представляя Райнина, заявил, что он «один из лучших, если не лучший» глава обладминистрации на Украине.
«Те, кто имел возможность быть в Харькове, своими глазами убедился, насколько кардинальные и головокружительные изменения произошли в Харьковской области, причем как в политической части, так и в менеджерской, хозяйственной… Харьковская область — это образец по внедрению децентрализации, причем не по количеству объединенных общин, а по качеству», — таким образом глава государства выдал серьезный карт-бланш Райнину.
Политический контекст
Уход Ложкина с позиции главы Администрации Порошенко не является большой политической сенсацией. Согласно информации СМИ, медиамагнат порывался покинуть свой пост уже не единожды, поскольку устал от стрессовой украинской политики и соскучился по бизнесу. Однако президент каждый раз оставлял его в должности, ссылаясь на кадровые проблемы. Вполне логичной выглядит смена главы Администрации перед началом нового политического сезона на Украине, который обещает быть традиционно насыщенным. Несомненно, Райнина подготовили к переходу на этот пост заблаговременно: не исключено, что предварительные договоренности были достигнуты еще в его первый приход в АП. Бывший глава Харьковской области — очень крепкий бюрократ, который может полностью взять на себя скучную и рутинную часть деятельности администрации.
Ложкин же в любом случае остается в команде Порошенко, получив статус советника президента и место главы Национального инвестиционного совета — консультативно-совещательного органа при главе государства. И это весьма ответственный пост, поскольку с инвестициями у нынешних киевских правителей настоящая беда.
«Для этого совета… важно найти правильных людей, которые, с одной стороны, имеют колоссальный политический опыт, а с другой — будут иметь возможность говорить с бизнесом его же языком. Роль ключевого менеджера, роль ключевого коммуникатора в таком чрезвычайно важном вопросе, как привлечение инвестиций в экономику Украины, сегодня сложно переоценить», — подчеркнул украинский президент, объявляя о смене главы Администрации.
При этом коммуникативные навыки Ложкина явно будут востребованы Порошенко при решении «щекотливых» политических вопросов. Например, если предстоит заручиться поддержкой депутатов для правильного голосования в Верховной Раде по тому или иному вопросу. Игорь Райнин, по крайней мере на сегодняшний день, для таких игр ресурсов не имеет.
Николай Подгорный
Оригинал публикации