После убийства Павла Шеремета и нападения на главного редактора украинского «Форбса» Марию Рыдван, которые произошли в течение одних суток, смертельную опасность журналистской деятельности на Украине осознал, наверное, даже Мустафа Найем, заявлявший всегда и везде, что в стране нет никаких проблем со свободой слова.
Даже после убийства Олеся Бузины год назад у него не было в этом никаких сомнений. Думаю, теперь у него появятся не только они, но и страх за свою жизнь.
Версия первая: хотели убить Притулу?
Пока у нас мало данных, которые могли бы нам помочь понять, почему машина, в которой сидел за рулем Шеремет, была взорвана, однако можно рассматривать как рабочую версию то, что заказчики этого убийства хотели убить не Павла, а его многолетнюю гражданскую жену Алену Притулу — владелицу этой машины.
Вспомним, что в 90-х Шеремет получил известность после того, как, будучи белорусским корреспондентом телеканала ОРТ, был арестован по указанию Александра Лукашенко. После этого он долгое время работал в Москве на Бориса Березовского. Дружил, кстати, с покойным Борисом Немцовым. Даже сделал документальный фильм на его 50-летие.
В начале 2010-х журналист переехал в Киев, где и стал жить в квартире Алены Притулы в центре Киева на улице Ивана Франко. Алена купила ее через год после смерти Гонгадзе.
Интересно, что с именем Притулы связана жизнь другого не менее известного теперь уже журналиста — Георгия Гонгадзе, также ее бойфренда.
Весной 2000 года Гонгадзе и Притула на деньги экс-премьера Украины Евгения Марчука создали сайт «Украинская правда», распределив роли так: первый стал руководителем проекта, а вторая — его главным редактором.
16 сентября 2000 г. Гонгадзе был похищен в Киеве на бульваре Леси Украинки сразу после того, как покинул квартиру Алены.
Собственно журналистикой Притула, если под этим понимать непосредственное участие в создании новостей и статей и проведение расследований, занималась только в 90-е годы. Тогда она трудилась в агентстве «Интерфакс-Украина» и входила в журналистский пул Леонида Кучмы.
В нулевые и десятые годы она ничего не писала и расследований не проводила. То есть, мстить ей никто бы не стал за тот или иной материал. Разбираться, если бы захотели, стали бы непосредственно с автором материала.
Широкой общественности она мало была известна, на улицах Киева, в отличие от ее бывшего сотрудника Мустафы Найема, ее не узнавали.
Тогда зачем хотели с ней расправиться, если версия о том, что взрывчатка, которой заминировали ее автомобиль, предназначалась не Шеремету, а ей?
Надо помнить о том, что «Украинская правда», у которой полмиллиона читателей, и сама Притула известны среди истеблишмента Америки и Европы, специализирующегося на Украине и Восточной Европе. Поэтому ее смерть имела бы достаточно сильный резонанс. В связи с ее смертью снова бы вспомнили убийство Георгия Гонгадзе, которое стало толчком для появления сначала движений «Украина без Кучмы» и «Повстань, Украино!», а потом и первого Майдана. Фактически новейшая политическая история Украины началась именно с убийства Гонгадзе.
Возможно, после ее ликвидации какой-то новый майор Мельниченко опубликовал бы пленки, на которых тот или иной украинский политик говорил, что «Украинская правда» совсем распоясалась и надо бы приструнить ее владельцев.
То есть, Притулу бы хотели убить не за журналистские материалы, а для того, чтобы обвинить в ее смерти того или иного украинского политика и вызвать политический кризис стране.
Например, если бы был обвинен Яценюк, то можно было бы потребовать, чтобы его политическая сила — «Народный фронт», имеющая практически нулевой рейтинг, покинула бы парламент, а для этого надо было бы устроить внеочередные выборы в Раду.
Однако против этой версии говорит такая деталь: Притула любила на работу ходить пешком. Я и сам с ней постоянно пересекался, когда она шла по улице к себе в офис. Политическая жизнь в Киеве протекает на маленьком пятачке — на Печерских холмах и в районе, прилегающем к Крещатику. Там небольшие расстояния — можно обойтись без транспорта.
Поэтому заказчики убийства, если они провели соответствующую работу, не стали бы минировать ее машину, а просто бы или застрели ее из пистолета, или зарезали бы ножом. Женщина вряд ли оказала бы серьезное сопротивление.
Версия вторая: Шеремета убили, чтобы обвинить в его смерти Кремль?
Если все-таки предположить, что хотели убить не Притулу, а именно Шеремета, то версия, что это месть за его журналистскую деятельность, убийство с целью помешать какому-то расследованию, должна быть отметена, так как, живя в Киеве все эти пять лет, Шеремет занимался скорее не журналистской, а пропагандистской работой.
Он боролся, конечно же, со своими давними врагами — с Кремлем и «кровавой гебней». Но этим занимаются десятки, сотни людей, почему же за это именно надо убивать Шеремета, остается непонятным. К тому же вся эта борьба сводилась у журналиста к эмоциональным заявлениям и не представляла никакой опасности для этой самой «кровавой гебни».
Но разве эти доводы могут остановить на Украине тех, кто отвечает за национальную безопасность и множит «агентов Путина» в геометрической прогрессии. Возможно, через какое-то время СБУ представит публике какого-нибудь задержанного «агента ФСБ», который даст «признательные» показания, что задание взорвать Шеремета он получал непосредственно в Кремле.
После этого на Украине, в Европе и Америке начнется кампания против Кремля: Шеремета будут вспоминать в одной обойме с отравленным полонием Литвиненко и убитым на Москворецком мосту Немцовым.
Версия третья: Шеремет — жертва внутриукраинских политических разборок?
Также мы можем предположить, что заказать Шеремета мог кто-то из украинских политиков с целью обвинить в этом своего или своих политических оппонентов. Но кто бы это мог быть, пока трудно предположить.
Многие обратили внимание на то, что в последнее время Шеремет занимался отбеливанием одиозного карательного полка «Азов» и его командира Билецкого. В траурном заявлении «Азова» по случаю смерти журналиста говорилось, что в день смерти Шеремет должен был освещать марш «азовцев».
Накануне убийства Шеремета «Украинская правда» опубликовала блог Шеремета на эту тему.
В частности, Павел написал о Билецком:
«Он очень сильно прогрессирует за последние два года и растет, но его радикальная и нацистская молодость все еще иногда дают о себе знать. Но мы же с вами можем отличить ошибающегося ответственного патриота от жулика и конъюнктурщика».
«Азов» — это формально структура МВД. Все знают, что Арсен Аваков является его настоящим хозяином и спонсором.
Возможно, через какое-то время люди Авакова и Порошенко начнут обвинять друг друга в гибели Шеремета.
Но все это только версии, не сомневаюсь, что буквально в ближайшие дни появится новая информация, которая прольет больше света на гибель Шеремета.