28 июня в день Конституции в Харькове задержали лидера областной организации компартии Аллу Александровскую. Через день суд избрал 67-летней женщине меру пресечения в виде содержания под стражей без права внесения залога. Об этом событии было немало публикаций, однако в них, увы, не был замечен его главный смысл: качественное изменение украинских репрессий.
9 тысяч долларов и следственный эксперимент
Так, до сих пор по политическим делам не арестовывался никто из видных деятелей домайданной эпохи (напомню, что Александровская депутат 4-х созывов парламента). Но главное не в этом факте, а в сути дела. Согласно СБУ, действия арестованной подпадают под две статьи УК Украины: ч.2 ст.110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины) и ч.3 ст.369 (предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу) УК Украины.
«Сотрудники СБУ получили информацию, что Алла Александровская и ее сын Александр, который скрывается в России, пытаются подкупить руководство и депутатов местных советов региона для принятия на сессиях обращений в парламент и к президенту по изменению в Конституцию по вопросам федерализации, — написано в пресс-релизе СБУ от 29 июня. И Далее: За подписи под документом коммунисты предлагали девять тысяч долларов США…»
По замыслу политических диверсантов, полученные таким образом "законотворческие инициативы" местных советов и следующие заказные публикации в СМИ дали бы путинской дипломатии основания обвинить украинскую власть перед международным сообществом в игнорировании воли народа, который якобы требует федерализации….»
24июня перед началом внеочередной сессии горсовета г. Южный Харьковской области, сотрудники СБУ задержали посредника коммунистов при передаче должностному лицу горсовета части взятки за принятие обращения о федерализации.
На самом деле такое обращение Южным городским советом не принималось и даже не вносилось официально в повестку дня сессии». Депутаты имитировали его по просьбе СБУ. Сотрудникам спецслужбы не откажешь в творческом подходе к поимке «опасного преступника» Александровской. Такие бы силы и энергия были направлены на борьбу с контрабандой в зоне АТО, глядишь, и контрабанду бы враз искоренили.
Именно сепаратизм инкриминируют Александровской, которая, по мнению СБУ, и была главным лоббистом постановочного обращения депутатов горсовета города Южный. Была или не была, мы, конечно, не знаем. Но вот суть обвинения представляется крайне интересной.
Что такого есть в этом документе, что за пособничество в его принятии человека в тюрьму можно посадить?
Двойные стандарты в действии
Он, кстати, отсутствует на сайте совета (так что вполне возможно относительно имитации СБУ права), но его скан с печатью подписью мэра Брюханова опубликован на сайте «Политические известия в Украине». Как следует из текста, совет просил президента и Раду «рассмотреть предложения о внесении изменений в Конституцию Украины в части назначения глав местных государственных администраций, а также судей первой инстанции путем проведения выборов».
Слова «федерализация» там нет. И нет, конечно, этой идеи и в сути подобного предложения. Ведь региональное руководство избирается народом в абсолютном большинстве демократических унитарных государств, например во Франции.
Сайт «Политические известия» не единственный, который сообщил об упомянутом документе (или имитации документа), но особого внимания в СМИ он не вызвал. Ведь Южный — это городок районного подчинения на Харьковщине, а обращения очень похожего содержания в последнее время уже приняли многие областные советы и советы крупных городов в основном в Западной и Центральной Украине. За них там голосовали представители самых разных политических сил, в том числе БПП. Например, 19 апреля городской совет Павлограда, райцентра Днепропетровской области проголосовал за то же самое, что и два месяца спустя депутаты Южного. Причем из публикации фрагментов павлоградского обращения видно, что оно местами абсолютно идентично по тексту с обращением горсовета Южного.
Как сообщают СМИ, в Павлограде за такой документ проголосовали 34 из 36 депутатов. При этом в совете у «Оппоблока» лишь 18 мандатов, остальные принадлежат промайданным партиям (УКРОП, БПП, «Батькивщина», «Самопомощь») и «Возрождению», которое в ВР является фактическим членом парламентской коалиции.
Все упомянутые решения советов были, по сути, сотрясанием воздуха, так как не сопровождались практическими действиями. Отдельные из них вызвали резкую словесную реакцию в Киеве, но до репрессий дело не доходило.
Харьков на особом счету
Однако арест Александровской показал две вещи. Во-первых, то, что в других регионах легально, на Харьковщине считается преступлением. Харьков — слишком важен для Киева и слишком взрывоопасен одновременно, чтобы там можно было допустить хотя бы намек на выход наружу пророссийских настроений.
Теперь сепаратизмом с точки зрения власти является не просто идея федерализации, а любое предложение по передаче полномочий с центра на места. По крайней мере, если предложение идет не сверху, а снизу. Такой поиск сепаратистов смахивает уже на манию. Впрочем, он вполне укладывается в понимание ситуации европейцами.
В пункте 9 резолюции ПАСЕ «Недавнее развитие событий в Украине», принятой 9 апреля 2014 говорится: «Ассамблея решительно осуждает любые намеки относительно федерализации Украины…» А намеки ведь дело тонкое. Да пусть тексты Павлоградского и Южненского обращений абсолютно идентичны, но если посмотреть под микроскопом, то вдруг покажется, что во втором между строк есть нечто, чего нет в первом.