Как отмечают источники «Ъ» и аналитики, Берлин взял на себя обязательства обеспечить политическую почву для проекта, и ему это, скорее всего, удастся.
Варшава не готова идти на уступки Берлину по вопросу газопровода Nord Stream-2, следует из заявлений премьера Польши Беаты Шидло по итогам переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. По словам госпожи Шидло, «это (строительство Nord Stream-2.- «Ъ») вложение денег, которое может разделить Европу». Госпожа Меркель вновь подтвердила позицию Берлина, согласно которой Nord Stream-2 — «чисто экономический проект, и он должен быть реализован без нарушений законодательства ЕС». Тема газопровода через Балтику из России в Германию, который должен существенно уменьшить транзит газа через Украину, стала одной из основных на вчерашних переговорах наряду с проблемой мигрантов и Brexit.
Польша, как и страны Прибалтики — последовательный критик газопроводного маршрута через Балтийское море. Первый Nord Stream тогдашний глава МИД Польши Радослав Сикорский называл «вторым пактом Молотова-Риббентропа». Но позиция Польши теперь важна потому, что местный антимонопольный регулятор затягивает выдачу разрешений западным участникам консорциума Nord Stream-2 — немецким E.On и BASF (Wintershall), англо-голландской Shell, французской Engie и австрийской OMV. В результате они до сих пор юридически не являются владельцами проектной компании, хотя фактически по согласованию с «Газпромом» выполняют эти функции (участвуют в выборе подрядчиков и т. д.), чтобы не останавливать развитие проекта.
По словам собеседников «Ъ», близких к немецким участникам проекта, польский регулятор откладывает выдачу разрешения, постоянно требуя дополнительной информации, тогда как Германия дала разрешение еще в прошлом году. Максимальный срок в пять месяцев, отведенный регулятору на принятие решения, истек в начале июня, теперь собеседники «Ъ» ожидают вердикта в августе. «Пока проблем с проектом нет, но мы рассчитываем на разрешение ситуации, возможно, и на политическом уровне, чтобы дело не дошло до абсурда»,- говорит один из источников «Ъ». У «Газпрома» и BASF есть негативный опыт работы с ЕК по газопроводу Opal: они безуспешно ждали решения регулятора более двух лет.
На прошлой неделе Ангела Меркель провела переговоры и с Робертом Фицо — премьером Словакии, которая также очень настороженно относится к Nord Stream-2. Но господин Фицо, в отличие от поляков, повернул вопрос в конструктивное русло, указав, что из-за сокращения транзита через Украину Словакия потеряет деньги. «Мы ожидаем ответа на вопрос, как может выглядеть компенсация»,- заявил он. В понедельник на переговоры к господину Фицо приехал глава «Газпрома» Алексей Миллер. В компании отказались рассказать подробности, но, по словам источника «Ъ», стороны обсуждали Nord Stream-2.
В целом Германия активизировала усилия по созданию таких политических условий в ЕС, при которых Nord Stream-2 было бы можно построить. На следующей неделе планируется визит в Москву вице-канцлера Германии Зигмара Габриэля (курирует Nord Stream-2), у него запланирована встреча с Владимиром Путиным. Как неоднократно говорили «Ъ» собеседники из компаний консорциума и дипломатических кругов Германии и восточных членов ЕС, Берлин еще при обсуждении этого проекта обещал ему политическую поддержку. Помимо позиции Польши, наибольшие сложности на данном этапе могут возникнуть с ЕК, где куратор энергетики вице-президент Марош Шефчович настаивает на том, что подводная часть Nord Stream-2 должна попадать под действие Третьего энергопакета. Господин Габриэль уже заявил, что Германия с этим не согласна. Источники «Ъ» в «Газпроме» рассчитывали, что вопрос будет прояснен в течение лета.
«Нынешнее правительство Польши — весьма специфическое, оно претендует на то, что понимает благо Европы лучше, чем остальные»,- отметил глава Совета по внешней и оборонной политике РФ Федор Лукьянов, добавив, что «надо еще посмотреть, кого это правительство больше не любит — русских или немцев». В данном случае Польша претендует на статус лидера довольно большого числа стран ЕС, которым не нравится Nord Stream-2. Но, отмечает эксперт, история ЕС показывает, что если Германия чего-то сильно хочет, она этого добивается.
Юрий Барсуков