Сегодня Греция — важный партнёр России в Европе, пишет Владимир Путин. «К сожалению, дальнейшему упрочению нашего сотрудничества мешает спад в отношениях России и Евросоюза, что негативно отражается на динамике двустороннего товарооборота, который по сравнению с прошлогодними показателями сократился на треть — до 2,75 миллиарда долларов. Особенно пострадали греческие производители сельскохозяйственной продукции.
Россия исходит из необходимости выстраивания равноправного, подлинно партнёрского диалога с Евросоюзом по самому широкому кругу вопросов: от визовой либерализации до формирования энергоальянса. Однако встречной готовности идти таким взаимовыгодным и перспективным путём у европейских коллег мы пока не видим», — указал он.
Вместе с тем президент считает, что неразрешимых проблем в отношениях с ЕС нет. Для того чтобы вернуться на путь многопланового партнёрства, надо лишь отказаться от порочной логики «игры в одни ворота», на деле учитывать мнение и интересы друг друга.
Сейчас Россия и Евросоюз подошли к развилке, когда необходимо ответить на вопрос: каким мы видим будущее наших отношений, в каком направлении собираемся идти? «Убеждён, что из событий на Украине следует сделать должные выводы и приступить к созданию на обширном пространстве от Атлантики до Тихого океана зоны экономического и гуманитарного сотрудничества, опирающегося на архитектуру равной и неделимой безопасности. Важным шагом на этом пути призвана стать гармонизация европейского и евразийского интеграционных процессов», — пишет Путин.
Такая работа тем более востребована, что сегодня Европа сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других центров влияния современного мира. Например, недавно в Сочи на юбилейном саммите Россия-АСЕАН конструктивно обсудили с партнёрами актуальные международные вопросы, перспективы интеграционных проектов и углубления сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Очевидно, что обеспечить «старому континенту» достойное место в новых международных реалиях можно, только объединив потенциалы всех европейских стран, в том числе и России.
Важным элементом в этой системе являются многоплановые российско-греческие связи. «Особо хотел бы выделить сферу энергетики. Мы последовательно выступаем за диверсификацию путей транспортировки энергоносителей, которая повысит надёжность поставок и, следовательно, энергобезопасность Европы в целом, — отмечает Владимир Путин. — Уже два десятилетия Россия стабильно и надёжно снабжает Грецию природным газом. Действующий контракт с Грецией продлён до 2026 года на благоприятных для неё условиях. Зная о расчётах греческого руководства превратить страну в значимый энергоузел Балканского региона, мы неизменно включали Грецию в планы по наращиванию поставок углеводородного сырья в Центральную и Западную Европу».
Начиная с 2006 года «Газпром» активно продвигал проект «Южный поток». Однако на определённом этапе его выполнение стало невозможным из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии. Тем не менее, вопрос о южных маршрутах доставки наших энергоносителей в государства Евросоюза остаётся на повестке дня. В феврале в Риме главами «Газпрома», итальянской компании «Эдисон» и греческой «ДЕПА» был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок российского газа по дну Чёрного моря через третьи страны в Грецию и Италию.
«Россия могла бы также содействовать оптимизации греческой транспортной инфраструктуры. Речь идёт об участии российских бизнес-структур в предстоящих в Греции конкурсах на приобретение активов железнодорожных компаний, объектов порта Салоники. На очереди и ряд других проектов, способных значительно повысить потенциал двустороннего сотрудничества», — констатировал глава государства.
Вообще говоря, речь о приобретении активов, связанных с железнодорожной инфраструктурой и, что гораздо важнее, возможности участия России в развитии греческих морских портов, сейчас зашла не просто так, — уверен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Еще не так давно ключевым партнером России в акватории Средиземного моря была Турция, которая по сути является главным транспортным узлом при транспортировке нефти и газа в Европу.
Но тут важно отметить, говорит эксперт, что следующей «остановкой» на маршрутах магистралей является именно Греция, и если договариваться о строительстве Южного и/или Турецкого потока стороны сейчас явно не готовы, то Россия вполне может изменить вектор развития южного направления транспортировки, переключившись с трубопроводов на танкеры. Это тем выгоднее с точки зрения геополитики, что проложить трубу в турецких водах без согласия Анкары невозможно, а вот не выпустить из Черного моря российские танкеры Турция, согласно международным актам, попросту не сможет.
Развитие портовой инфраструктуры и сети железных дорог в теории может позволить обеспечить рост объемов поставок нефти и газа (СПГ) на юг Европы, в чем, само собой, Греция крайне заинтересована, поскольку транзитеры почти всегда получают весомую скидку, а учитывая нынешнее положение экономики, грекам это крайне выгодно. «Но, опять же, я бы не стал говорить о том, что сделка неминуемо будет заключена — пока что речь идет о неких планах, вероятность реализации которых с учетом того, что и у РФ есть проблемы с финансированием столь амбициозных проектов, на сегодняшний день невысока», — высказывает сомнение Кирилл Яковенко.
Что же касается РЖД и инфраструктуры, то, — указывает эксперт центра «Общественная Дума» Антон Соничев, — интерес в покупке греческих железнодорожных компаний и объектов порта Салоники для РЖД заключается в возможности выхода российского перевозчика на европейский рынок. Покупка открывает для нас возможности увеличения грузоперевозок и увеличения объема перевалки грузов. Кроме того, инициатива может носить политический интерес, поскольку экономическая выгода от таких сделок пока сомнительна, ведь при нынешних убытках РЖД, нестабильной экономике в стране срок окупаемости таких инвестиций сложно предсказать.
Об интересе России к греческой железной дороге были сообщения еще в 2011, 2012, 2013, 2014 годах. Так, в 2011 и 2012 годах греческие чиновники и представители РЖД сообщали о заинтересованности РЖД в греческих активах. В 2013 году РЖД подавали заявку на участие в приватизации компании-оператора греческих железных дорог OSE. Кроме этого РЖД тогда заявили о своей заинтересованности в покупке порта Салоники и ремонтной компании ROSCO. В 2014 году РЖД подали заявку на покупку 67% акций греческого порта Салоники.
Но пока это ни к чему не привело, констатирует эксперт. При этом конкуренцию России составляют Китай, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Голландия, Филиппины. При такой конкуренции России будет сложно выиграть и предложить более привлекательные условия покупки. На данном этапе шансы ниже средних, что РФ купит греческие железнодорожные и портовые активы. Экономические проблемы в РФ и финансовые проблемы Греции делают сделку невыгодной (в первую очередь для России), при этом изношенность греческой инфраструктуры намного больше, чем в любой другой западноевропейской стране, что потребует дополнительных существенных расходов, как и оплата долгов греческих компаний.
Анна Королева