Потерянный шельф
Во второй половине апреля президент Украины Петр Порошенко в ходе визита в Бухарест выступил с инициативой о закупках румынского природного газа. По словам Порошенко, Румыния должна стать «очередным государством, откуда Украина сможет импортировать газ».
Однако тот газ, который собираются закупать украинские власти, Киев мог бы добывать самостоятельно. Сам Порошенко ранее приложил усилия для того, чтобы страна фактически отказалась от права разрабатывать богатый газом континентальный шельф вокруг острова Змеиный.
Напомним, 3 февраля 2009 года Международный суд ООН в Гааге огласил решение, согласно которому часть морского шельфа Украины отошла к Румынии. В частности, суд утвердил островной статус Змеиного, однако при этом указал, что он не должен учитываться в пользу Украины при определении её исключительной экономической зоны и разделе континентального шельфа.
В результате Украина не имеет возможности разрабатывать этот богатый углеводородами шельф. При этом запасы природного газа, обнаруженного на его территории, были оценены газодобывающими компаниями ExxonMobil(США) и Petrom (Румыния) в 42 млрд. кубических метров.
Следует отметить, что министром иностранных дел тогда был Петр Порошенко, сейчас возглавляющий украинское государство. Нынешний глава СНБО Александр Турчинов был первым вице-премьером. Премьер-министром была находящаяся сейчас в оппозиции Юлия Тимошенко.
Все они в своих публичных выступлениях одобрили потерю Украиной газоносного шельфа. В то же время политические оппоненты назвали итог их работы по территориальному спору с Румынией «сдачей национальных интересов». Такие претензии выглядят особенно актуально на фоне нынешнего энергетического кризиса на Украине, в результате которого Украина фактически вынуждена покупать свой собственный газ у соседнего государства.
Румынский газ не помощник
Однако близкие к украинской власти эксперты не считают это очередным провалом украинской внешней политики. В частности, украинский политолог Виталий Кулик в комментарии «Украине.Ру» заявил, что не видит «никаких проблем в том, что мы закупаем газ на европейских рынках и этот газ может быть физически даже российским или украинским», поскольку контракт подписывается «не с «Газпромом», а с европейскими партнерами». При этом он выразил сомнения в том, что жители Украины смогут ощутить положительный эффект от данных договоренностей.
«Вопрос насколько это существенный процент, насколько это повлияет на реальную энергетическую независимость, насколько это снизит давление на украинского потребителя, повлияет на цену газа — это другой вопрос. Сейчас уже заявлено, что будет рост цены газа для домохозяйств. Это непопулярное решение премьеру придется принимать и внедрять сейчас, потому что позже будут политические риски», — подчеркнул эксперт.
Говоря о других итогах визита Порошенко в Румынию, он отметил, что нельзя считать большим достижением договоренность об отмене виз — в контексте безвизового режима вообще, который будет введен в отношении Украины со стороны ЕС.
«Румыния могла бы быть более активна в вопросах принятия безвизового режима в отношении Украины в Европе в целом. Кроме того, Румыния и Польша сейчас выступает инициаторами создания площадок обсуждения украинских проблем в ЕС не только в отношении социально-гуманитарного кейса, но и в вопросах безопасности, создания совместных батальонов в рамках отработки целого ряда милитарных и полицейских функций. Здесь можно задать новый этап сотрудничества между Украиной и Румынией», — полагает Кулик.
Отказ от территориальных претензий ради вступления в НАТО
При этом следует отметить, что проблемы в отношениях Румынии и Украины начались с самого момента объявления Киевом независимости. В 1991 году президент Румынии Ион Илиеску отказался признать результаты референдума о независимости Украины в северной Буковине и на юге Бессарабии — черноморском побережье западнее Одессы, в районе нижнего течения Днестра. Румынские власти заявили о претензиях на эти территории.
В 1994 году Бухарест в одностороннем порядке денонсировал Договор о режиме советско-румынской границе, ссылаясь на распад СССР. До 1997 года велись сложные и напряженные переговоры о заключении нового договора. После его подписания румынские националисты окрестили документ «актом высочайшего государственного предательства», отмечая, что власти Румынии отказались «от территорий, принадлежащих румынскому народу» ради вступления в Североатлантический альянс (НАТО).
При этом попытки сгладить противоречия путем создания различных межрегиональных румыно-украинских объединений до сих пор не увенчались успехом, несмотря на поддержку, в том числе финансовую, Польши и Германии.
Сейчас мало кто слышал о еврорегионах «Верхний Прут» или «Нижний Дунай», которые должны были объединить приграничные районы Молдавии, Румынии и Украины. Об их создании было объявлено в 1997 году. Годом позже стартовала разработка свободной экономической зоны Галац (Румыния) — Рени (Украина) — Джурджулешты (Молдавия). Этот проект тоже не доведен до логического завершения.
Виталий Кулик обратил внимание на то, что вопреки попыткам сближения Киева и Бухареста, часть румынского политического класса не отказалась от своих притязаний до сих пор.
«Последние пять лет Румыния рассматривалась в качестве конкурента Украины в Черноморском бассейне. И некоторые политические силы в Румынии проводили некоторые мероприятия, которые можно назвать недружественными в отношении Украины. В том числе, демарши господина Траяна Басэску (экс-президент Румынии — ред.)», — напомнил политолог.
Сейчас недружественных актов со стороны Бухареста стало меньше, однако они не прекратились, сообщил Кулик.
«Есть снижение активности поездок эмиссаров, снижение количества выданных украинским гражданам румынских паспортов, снижение радикализма во фразах политического класса Румынии, и готовность на контакты и взаимодействие там, где раньше эти инициативы блокировались со стороны Бухареста», — констатировал эксперт.
Кулик не исключил, что это связано с влиянием старшего партнера Румынии по НАТО — США.
«Не исключено, что есть какое-то давление со стороны Вашингтона, но, я думаю, что это и личное понимание сложившейся ситуации политическим классом самой Румынии, руководства страны, которое выступило инициатором очередного этапа переговорного процесса. Именно румынские дипломаты сейчас активны в Киеве в плане донесения своей позиции и развенчания ряда сложившихся представлений о румынской политике», — отметил он.
Эскалация конфликта может произойти в ближайшие 15 лет
Виталий Кулик не считает, что Украина — один из главных конкурентов Румынии за региональное лидерство — проиграла Румынии конкурентную борьбу за грузопотоки через Дунай и черноморские порты. По его словам, в нынешних военно-политических условиях противостояние отложено на полтора десятилетия.
«Товаропоток, который шел через восточные регионы Украины, сейчас перенаправлен. Это не значит, что он перехвачен румынскими или украинскими портами на Дунае. Есть обходные маршруты. Как бы нам ни хотелось, ни Украине, ни Румынии не удается перенаправить на себя эти потоки. В целом, это может быть перспектива с отделенностью в 10 лет. Эти 10-15 лет может произойти что угодно», — отметил эксперт.
При этом Кулик подчеркнул, что Киев и Бухарест вовсе не изжили окончательно «конкурентные отношения», и отложенный конфликт интересов спустя некоторое время может разгореться с новой силой.
«Всегда есть вопросы к Бухаресту. Это вам не украино-польские, украино-словацкие или, скажем, украино-белорусские отношения. Это сложный комплекс вопросов и отношений с Румынией, ряд серьезных проблем, которые нельзя решить в данной ситуации», — заключил Виталий Кулик.