В новом украинском правительстве создадут Министерство по вопросам вынужденных переселенцев, зоны так называемого «АТО» и оккупированных территорий. Инициаторами создания такого ведомства, по информации издания «Остров», стали депутаты от «Блока Петра Порошенко» из Донбасса: Дмитрий Лубинец, Артур Герасимов, Олег Недава и Максим Ефимов. Об этом на своей странице в Facebook сообщил сам Дмитрий Лубинец. Он отметил, что Владимир Гройсман поддержал это предложение.
При этом ранее анонсированная должность вице-премьера по делам «АТО» и оккупированных территорий сохраняется. Ее в новом Кабмине займет Владимир Кистион. Само министерство по вопросам «АТО» возглавит председатель Агентства по вопросам Донбасса Вадим Черныш, — написал депутат.
Вадим Черныш ранее, во времена «оранжевой революции», был губернатором Кировоградской области, а в настоящее время возглавляет Агентство по реконструкции Донбасса и принимает участие в минских переговорах.
Во время своей пресс-конференции, Гройсман отметил, что создание ведомства находится на завершающем этапе, при этом он не уточнил, идет ли речь о комитете или именно о министерстве: «Вскоре комитет заработает». Чем именно будет заниматься новый орган, он также не уточнил. Впрочем, позже появилась информация, что речь идет о создании министерства. Об этом в Twitter написал нардеп от БПП Сергей Лещенко.
По словам большинства экспертов, создание такого министерства это лишний повод усомниться в готовности Украины выполнять минские соглашения. Не вызывает особого энтузиазма эта идея и у лидеров республик Донбасса. Так, представитель ДНР в контактной группе Денис Пушилин в интервью изданию «Актуальные комментарии» отметил, что с подобным ведомством исключаются любые контакты. По его словам, сомнительно, что Гройсман вообще собирается налаживать отношения с республиками. Он также напомнил, что за все время, пока Гройсман был председателем Верховной Рады, он ни разу не отреагировал ни на одно обращение со стороны республик.
«Мы предлагали создать комиссию по конституционным изменениям, причём работать она могла где угодно, на нейтральной территории. Это был бы один из возможных шагов, который позволил бы выполнять соответствующий пункт минских соглашений. Но мы никакого отклика от Гройсмана не получили», — рассказал Пушилин. Он выразил уверенность, что это будет комитет «для внутреннего пользования». «Сомневаемся, что в плане выполнения минских соглашений что-то будет сдвинуто с мертвой точки. Само создание комитета по «АТО» и оккупации противоречит минским соглашениям. И само название новой структуры говорит о том, что ничего хорошего от Киева не придётся ждать жителям ЛНР и ДНР», — отметил он.
Стоит отметить, что Пётр Порошенко стянул в Донбасс почти 70-тысячную армию, о чем он заявил сам, выступая в Верховной Раде. «Прямо сейчас, пока мы тут, в зоне «АТО» несут свою службу 69 000 украинских военнослужащих», — сказал Порошенко, а присутствующие в зале депутаты Верховной Рады поднялись с мест и стали приветствовать участников т.н. «АТО» аплодисментами.
Политолог Владимир Корнилов убежден, что создание подобного министерства скорее имеет отношение к обещаниям Порошенко «закончить войну в течение нескольких недель» после прихода к власти, чем к выполнению минских соглашений.
— Теперь выходит, что он войну не собирается заканчивать. Во всяком случае, в ближайшее время…
«СП»: - Зачем это министерство лично Гройсману?
— Я думаю, в ходе торгов за посты Гройсману нужно было бросить кость какой-то из самых несговорчивых фракций. Вот и появились новые должности и новые вице-премьеры.
«СП»: - Что ждать Донбассу от Гройсмана? Изменится ли что-нибудь в отношении Киева к республикам?
— От Гройсмана в этом плане ничего не зависит. Как мало зависело от Арсения Яценюка. Мы все понимаем, что Гройсман полностью является ставленником Порошенко (во всяком случае, пока). И соответственно, его назначение свидетельствует лишь об усилении позиции владельца «Рошена».
«СП»: - К чему эта воинственная риторика с первого дня жизни нового правительства? Не боится ли Киев такой риторикой сразу отпугнуть население народных республик от перспектив переговоров с новым правительством? Или новое правительство изначально не настроено на диалог?
— Республики Донбасса, я уверен, привыкли к риторике и пожестче. Разве Яценюк был более комплементарным и редко выступал в роли «ястреба» относительно этой войны? Не думаю, что появление в правительстве новых марионеток в лице Гройсмана или «министров по «АТО» каким-то образом отразится на позиции Донецка или Луганска…
— В кабмине Украине пытаются найти оригинальный способ, чтобы оправдать несоблюдение минских соглашений, — убежден политолог Александр Дудчак. — Но каким образом они будут доказывать, что территории оккупированы? И кем? Народом, который живет на своей земле? От «АТО» Украине будет сложно отказаться — на кого еще списывать проблемы в экономике, падение уровня жизни населения? Вряд ли Киев позволит себе начало полномасштабных боевых действий, но вооруженные провокации будут продолжаться еще долго.
«СП»: - Означает ли тот факт, что Киев на официальном уровне провозглашает часть территории оккупированной, а не самопровозглашенной, что новое правительство изначально не собирается воспринимать Донецк и Луганск стороной переговоров и вообще отказывается от переговоров?
— Это полностью противоречит достигнутым ранее договоренностям. Украина ищет способ «красиво» отказаться от Донбасса, но не знает, как это сделать. В Киеве понимают, что жители ЛНР-ДНР не захотят вернуться в нынешнюю Украину, где продолжается разрушение промышленности, остатки государственных земель готовят к приватизации, русофобия остается государственной политикой. Поэтому в Киеве изобретают способ отказа от Донбасса, но при сохранении формальных претензий на эту территорию.
«СП»: - В свое время в Грузии тоже учредили министерство оккупированных территорий. Но за 8 лет работы оно не добилось ровным счетом ничего и вообще не понятно, чем занималось. Ждет ли новое украинское министерство такая же судьба?
— Киев пытается выдавить слезу у Запада жалобными рассказами об оккупации части территории в надежде на получение очередных финансовых подачек. Такое министерство — отличное место работы для нынешних украинских чиновников: какой-то бюджет будет выделен, стаж будет идти, а ответственности — 0.
«СП»: - На что рассчитывает Гройсман, начиная сразу с подобной риторики, отталкивающей население Донбасса? Или это попытка понравиться «патриотам»? Новое правительство и лично Гройсман способны как-то повлиять на продвижение переговорного процесса? Иди это будут в чистом виде продолжение того же курса, что был при Яценюке?
— Таким образом Гройсман пытается сразу избавить себя от значительной части поводов для головной боли. Всегда можно объяснить — виновата не Украина, а какие-то оккупанты. Поэтому ни пенсий, ни пособий, ни попыток восстановить разрушенную экономику Киев может не предпринимать.
Все же есть повод для надежды на более прагматичный подход, чем был у Яценюка. Предыдущий премьер выполнял политические задачи — разрушение связей с РФ, создание зоны конфликта — в интересах Запада. Все удалось на «отлично». Восстановить нормальные отношения с РФ будет проблематично — не дадут искусственно выращенные «патриоты», да и не будет такой задачи перед новым кабмином. Но все же можно надеяться, что исходя из более прагматичного подхода, какое-то, взаимодействие с Донбассом будет начато, пусть даже не вполне официально.
— Разумеется, создание указанного министерства — шаг к отделению Донбасса и Крыма от Украины, очередная лукавая попытка сбросить с себя ответственность за социальные обязательства Украины в отношении населения, в том числе, и пенсионеров, четверть века выплачивавших взносы в пенсионный фонд, — уверен политолог Роман Манекин. — В Украине нынче, впрочем, не в первый раз, пытаются прибегнуть к очередному жульническому трюку: изменений правил игры в свою пользу.
То есть, объявив, что теперь у них «солидарная система» пенсионного страхования, отказаться от гарантий, выданных прежними властями, вплоть до советских. Впрочем, таких приемов в рукаве у киевских «фокусников» много! Очевидно, что указанное министерство сосредоточится на их усовершенствовании и внедрении в актуальную политическую практику.
С Донбассом, кстати, в отличие от Крыма, вообще происходят странные вещи: внешнему наблюдателю это напоминает политический «пинг-понг», при котором обе стороны — Украина и РФ, публично декларируя приверженность интересам населения шахтерского края, фактически пытаются перебросить проблему социальной поддержки населения на площадку оппонента. При этом РФ оказывает помощь, по крайней мере, государственным институциям, включая культурные и образовательные учреждения, а Украина, похоже, задалась целью, в принципе, уничтожить «русский дух» в русскоязычном Донбассе. (Пример тому, в том числе — переименование Мариупольского драматического театра, в котором начинали свою деятельность многие известные люди, например, Алексей Петренко, и др.).
Проблема, однако, в том, что русский дух в Донбассе можно уничтожить только вместе с большей частью населения региона. Очевидно, что Украина к этому стремится. Что касается стремления Украины разрушить «Минск-2» — то оно, безусловно, разумеется. Киев не способен выполнить «Минск-2», не изменившись структурно (социально) и политически. Другое дело, что «Минск-2», одновременно, объективно убивает Донбасс. Так что здесь, в этом вопросе, на самом деле, происходит соревнование, кто умрет раньше: нацифицированная Украина или индустриальный Донбасс. Создание указанного министерства — один их тактических ходов в братоубийственной бойне.
«СП»: - Что ждет Донбасс от Гройсмана?
— Гройсман известен как человек, тесно связанный, если не сказать — прямо зависимый, от Петра Порошенко. В свою очередь, Порошенко все свои решения согласует со специальными органами в Вашингтоне, часто минуя Европу. Назначение Гройсмана, с одной стороны, упрочняет позиции Порошенко во внутриукраинских политических раскладах, с другой — делает их более уязвимыми, поскольку, на самом деле, перераспределение власти между несколькими политическими силами стабилизирует власть как таковую.
Разумеется, никакого ослабления блокады не случится. Наоборот: следует ожидать ужесточения репрессивных мер в отношении Донбасса. И объяснение грядущему ужесточению, в данном случае, лежит на поверхности: дестабилизация ситуации в Донбассе несет в себе потенциальную угрозу политической стабильности Европы, но отнюдь не США. С другой стороны, я лично надеюсь, что, о крайней мере, до ноября 2016 (завершения президентской кампании в США) заокеанские друзья господина Порошенко не будут стимулировать его к эскалации военных действий в Донбассе.
Реальность, однако, состоит в том, что в последнее время количество обстрелов донецких городов и поселков резко увеличилось. Разведка ДНР регулярно докладывает о многочисленных перемещениях подразделений ВСУ по всей линии противостояния. Разумеется, эти вещи никак не обусловлены кадровыми изменениями в высших эшелонах власти на Украине. Здесь задействованы совсем другие силы.
В целом, могу сказать, что политическая ситуация в Украине лично меня, как гражданина ДНР, интересует только в том смысле, в котором она касается или может привести к изменениям военной обстановки вокруг ДНР. Перемена Яценюка на Гройсмана этих процессов касается, на мой взгляд, мало. Кардинальные решения в контексте данной проблематики принимаются отнюдь не в Киеве! Конечно, мы будем внимательно наблюдать за действиями Гройсмана на посту премьер-министра Украины. Политическая участь господина Яценюка нас волнует еще меньше: и Яценюк, и Порошенко, и Турчинов в глазах населения Донбасса — лица, непосредственно ответственные за развязывание кровавой бойни в шахтерском крае. Их пересаживания в разные кресла интересны исключительно за общей решеткой военного трибунала. Господин Яценюк, однако, к сегодняшнему дню преуспел в преступной деятельности несколько больше, чем господин Гройсман! Правда, у второго еще все впереди…
Дмитрий Родионов