Уже США уже намекают — мирное урегулирование необходимо, потому что за Украину никто воевать не будет. Ну как, намекают? Барак Обама сказал прямым текстом. Сейчас актуален вопрос проведения выборов, причем по процедуре, согласованной с представителями Донбасса (фактически — с представителями ЛДНР). А это значит, что избранными в местные советы окажутся, опять же, «сепаратисты» и даже «террористы». А вот «патриоты» там не окажутся ни при каких условиях. Это же не Кривой Рог, где силовым давлением можно навязывать в качестве мэра крымского жулика Семена Семенченко.
Совершенно не удивительно, что на этот фоне президент Петр Порошенко обратил внимание на идею Виктора Медведчука, предложенную еще в феврале в интервью «Эль Паис»: «есть варианты для организации мирного буферного сосуществования, с временным правительством (в самопровозглашенных народных республиках на Востоке страны, не признающих власти Киева), которое было бы приемлемо для всех, позволило бы разблокировать экономические отношения и дать толчок к развитию в то время, как параллельно будет продлен срок Минских соглашений».
Сейчас Сергей Рахманин в ЗН пишет, что «Путин, по нашим сведениям, подтвердил готовность заменить Александра Захарченко и Игоря Плотницкого менее одиозными персонажами. Порошенко, как нам стало известно, проявил интерес к «плану Медведчука», предполагающему создание в ОРДЛО администраций, которые возглавили бы фигуры, устраивающие и Киев, и Москву. Сам же Виктор Владимирович, судя по всему, подсказал Петру Алексеевичу кандидатов — Рината Ахметова и Юрия Бойко».
Кстати, инициатива депутата от БПП Ивана Винника арестовать Медведчука и обменять его на Надежду Савченко косвенно подтверждает информацию Рахманина — «партия войны» почувствовала, что политическое урегулирование может получить реальное развитие и влияние ее представителей ослабнет…
По моему мнению, предложение Медведчука может рассматриваться с двух точек зрения. Если исходить из буквы Минских соглашений, так там республики не фигурируют, а отдельные районы это и есть отдельные районы, входящие в состав Донецкой и Луганской областей. В этом случае логично рассматривать назначения новых глав Донецкой и Луганской ОГА (президент имеет на это право). При этом, после их назначения временные формы управления регионом (народные республики с одной стороны и военно-гражданские администрации — с другой) упраздняются. Ну а дальше проводятся выборы, и Украина восстанавливает контроль над границей.
Есть и другая точка зрения, которую сам же Медведчук обозначил в февральском интервью — руководствоваться нужно не буквой, а духом соглашений. Дух соглашений состоит в учете мнений населения Юго-Востока и вообще — именно в политическом характере урегулирования. Насколько можно понять по сигналам из всех заинтересованных зарубежных столиц, выполнение изначально выгодных для Украины соглашений на повестке дня уже не стоит. Эту возможность Киев утратил в прошлом году. Сейчас речь идет о непосредственном участии республик в переговорах (Сергей Лавров) и автономии Донбасса (Ангела Меркель).
А значит, речь уже может идти не об ОРДЛО, а об автономных республиках. Кстати, этот вариант Киеву тоже выгоден — его колебания в отношении выполнения Минска объяснялись, в значительной степени, осознанием неспособности установить полноценный контроль над этими территориями и отсутствием какой-то стратегии их реинтеграции.
Сохранение республик позволяет: а) восстановить территориальную целостность; б) прекратить войну; в) не брать на себя ответственность за управление этими территориями. Остаются, разумеется, вопросы относительно того, как оформить весь этот процесс в соответствии с украинским правом и законами народных республик. Понятно, что назначать сейчас глав администраций просто некуда. Есть вопросы и по кандидатурам (логично вводить туда политиков-дипломатов). Тем не менее, это один из реальных вариантов обеспечения проведения выборов.
Василий Стоякин