Сторонники евроинтеграции России очень любят рассказывать о неких европейских ценностях, для которых просто обязана открыть свои двери и наша страна. Если же вы зададите им уточняющий вопрос, о каких ценностях конкретно идет речь, вам обязательно произнесут наизусть заученные слова про демократию и права человека.
Хорошие ценности, я вам скажу. Вот только совсем не факт, что с ними в западных государствах настолько всё отлично, что это нам нужно бежать сломя голову навстречу «цивилизованной Европе», а не наоборот.
И я сейчас пишу об этом абсолютно серьезно, ибо те свежие примеры, которые я приведу ниже, — они даже не о том, что кто-то за границей нарушил чьи-то персональные права в обход действующих законов (что, в свою очередь, надо признать, для России не редкость, одни коллекторы чего стоят). Они о нарушениях фундаментальных прав человека, уже оформленных в виде государственных решений или обсуждаемых на полном серьезе на самом высоком уровне и, что самое печальное в этой ситуации, — поддерживаемых большинством населения в тех или иных странах.
Как сообщила британская газета Independent, согласно последнему опросу YouGov, больше половины англичан поддерживают идею о конфискации ценных вещей у беженцев и лишь 8% респондентов выступили категорически против данной инициативы. Подобная картина наблюдается и в Германии, где эту идею одобряют 60% опрошенных, в то время как не согласны с ней только 18%.
В Дании же все обсуждения уже закрыты принятым недавно законом, по которому у мигрантов можно запросто конфисковывать денежные средства и ценности, если их сумма превышает €1340.
В истории Европы уже был подобный опыт — в нацистской Германии, где практиковалась конфискация имущества евреев. К слову, эту аналогию придумал не я, она опубликована на страницах всё той же Independent.
Не знаю, насколько она корректна применительно к обсуждаемой теме, но нельзя не признать того очевидного факта, что и принятый закон, и то, что у людей в головах, — очень и очень плохо, ибо это всё о нарушении одного из основных прав человека — права на частную собственность, закрепленного и во Всеобщей декларации прав человека, и в соответствующем протоколе Европейской конвенции по правам человека еще в далеком 1952 году.
Вы что-нибудь слышали о критике по этому поводу от множества всяческих официальных (и не очень) европейских организаций, сферой деятельности которых является вроде как защита прав человека? Тишина.
Все заняты другим. Например, принятием очередной антироссийской резолюции в Европарламенте, в которой снятие санкций увязано с восстановлением «контроля Украины над Крымом».
И это, кстати, тоже крайне важный показатель, поскольку такое отношение к крымчанам, как к вещам, которые, по логике голосовавших за резолюцию, можно запросто передавать из рук в руки и мнение которых никто не собирается учитывать, как вы понимаете, не имеет ничего общего с декларируемыми «европейскими ценностями». Впрочем, как оказалось и что радует, не все парламентарии согласны с популярной нынче на Западе трактовкой международного права — против указанной резолюции проголосовали не 2, не 3, а сразу 79 человек (в противовес 472 за).
Или вот другой свежий пример, уже из «це европейской» Прибалтики, где до сих пор существует отвратительный с точки зрения соблюдения базовых прав человека институт неграждан, но замечать оное, и тем более как-то реагировать Европа не собирается.
В ходе своего выступления, приуроченного к годовщине Тартуского мирного договора 1920 года, министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу заявил о том, что всем, кто желает получить гражданство страны, нужно задавать вопрос об их отношении к советской оккупации. Не согласен с такой трактовкой исторических событий — не жди паспорта.
И опять, несмотря на то что возможная реализация данного предложения нарушит один из общепризнанных принципов неотъемлемых прав человека (никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них), мы не видим никакой реакции от европейского сообщества.
Рассказывать об избирательной «слепоте» европейского истеблишмента и народа попроще, о том, как там, к примеру, разгоняются акции протеста, как игнорируется уничтожение мирного населения в Донбассе подконтрольными Киеву вооруженными формированию и обо многом, многом другом, что никак не укладывается в насаждаемое понимание термина «европейские ценности», можно еще очень долго.
На что обязательно найдутся те, кто применит известный полемический прием, картинно восклицая: «Да что это ты нам про европы рассказываешь, мы же в России живем, остальное нам неинтересно», при этом мгновенно забыв, что еще два часа назад уверяли в том, что наша страна обязательно должна принять европейские правила игры.
Вот только, согласитесь, в этом будет определенно присутствовать не только изрядное лукавство, но и нежелание признавать очевидное — никакого волшебного Асгарда не существует, а для того чтобы жить лучше здесь и сейчас, совсем не обязательно считать себя людьми второго сорта, которым непременно нужно попасть в клуб избранных с некими «европейскими ценностями», выполняющими в первую очередь функцию ширмы и носящими во многом декларативный характер.