Как известно, во время майдана и после него одним из основных материальных воплощений «евроатлантических ценностей» было обещание обеспечить украинцам возможность безвизового посещения Евросоюза. Все вменяемые аналитики говорят, что безвизового режима находящейся в состоянии гражданской войны и глубочайшей рецессии Украине в среднесрочной перспективе не видать.
Они прекрасно понимают, что в отношении Украины применяется так называемый «турецкий вариант». ЕС не хочет принимать в свои ряды Турцию, и не примет ее в обозримой перспективе (по крайней мере, нынешний ЕС нынешнюю Турцию), однако европейские лидеры не лишают турок надежды, дабы не терять влияние на эту страну. Более того, они пользовались данной надеждой для того, чтобы принудить Анкару к мерам по либерализации законодательства как к необходимым шагам для начала процедуры вступления.
Аналогично сейчас и Украине выставили ряд условий — так называемый план действий для либерализации визового режима, на деле являющийся пакетом мер по либерализации украинской экономики. И Киев вроде как рьяно взялся за его исполнение. «В начале мая президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер передал Президенту Украины список из 17 приоритетных заданий. Мы выполнили практически полностью, уже 12. Нам осталось немножко напрячься», — говорит заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль.
Однако напрячься не получается — 5 ноября Верховная Рада фактически отказалась идти на поводу у требований Евросоюза. Парламентариями в первом чтении был принят новый Трудовой кодекс, и в нем отсутствовал требуемый Евросоюзом пункт относительно запрета дискриминации в трудовой сфере. За включение соответствующей поправки ко второму чтению проголосовало лишь 117 из необходимых 226 депутатов.
В украинском кабинете министров уже выразили возмущение поведением народных избранников. «Тот, кто не голосует за законы, подготовленные украинским правительством вместе с европейскими и западными экспертами, тот, кто не поддерживает принятие этих законов, — выступает против того, чтобы украинские граждане не просто получили право безвизовых поездок в Европейский Союз, а действительно стали частью объединенной большой Европы», — возмущается премьер Арсений Яценюк (значительная часть фракции которого, между прочим, тоже не поддержала поправку).
Да, первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий дал понять, что поправку все-таки могут принять во втором чтении, однако большинство депутатов с ним не согласны. Для них ее принятие несет ряд рисков. На первый взгляд самым опасным пунктом поправки является недопущение дискриминации по политическим взглядам. Если на это соглашаться, то люстрацию — эффективный инструмент для перераспределения активов, преследования несогласных и накручивания рейтинга действующей власти — придется сворачивать.
Однако судя по всему, народных избранников больше смутил пункт о «недопущении дискриминации по признаку сексуальной ориентации». Все прекрасно понимают, что Верховная Рада живет под дамокловым мечом роспуска. «Батькивщина» и «Самопомощь» раскачивают коалицию, пытаясь вынудить Порошенко провести досрочные выборы. А учитывая, что стремящийся в Европу украинский электорат крайне консервативен и не разделяет европейские ценности, касающиеся прав сексуальных меньшинств, голосование в пользу этой поправки может стоить нынешним народным избранникам будущих мандатов.
Неслучайно те же фракции «Самопомощи» и «Батькивщины» за исключением отдельных депутатов не поддержали поправку. Естественно, обвинив в срыве голосования (а значит и в лишении украинцев безвизового режима) правительство. «К сожалению, законопроекты, которые были поданы Кабинетом министров, Министерством юстиции, настолько низкого качества и настолько не соответствовали главным документам Европейского Союза, что на самом деле это вылилось в то, что низкое качество этих законов сорвало это голосование, и мы с вами сегодня получили практически срыв нашей программы по подготовке Украины к безвизовому режиму со странами Европейского Союза»,- говорит Юлия Тимошенко.
Между тем, «ЛГБТ поправка», как ее уже окрестили на Украине, является далеко не последней сложностью на пути к мнимому безвизовому режиму. Под предлогом возможной отмены виз Брюссель пытается принудить Верховную Раду принять целый пакет антикоррупционных законопроектов, которые затронут интересы как украинских олигархов, так и самих депутатов.
В этой ситуации народные избранники перенесли рассмотрение ряда требуемых Брюсселем законопроектов на 10 ноября, прекрасно зная, что за день до этого — 9 ноября — МИД должен отправить в ЕС отчет о принятии или непринятии всего пакета законов, необходимых для либерализации визового режима. В свою очередь, ЕС к середине декабря должен дать публичную оценку действиям Киева в этом вопросе.
И если ситуация будет развиваться так, как сейчас, то Брюссель получит идеальный предлог для того, чтобы официально отложить либерализацию на неопределенный срок (естественно, не отказывая украинцам в ее перспективе). А фракции Рады, правительство и даже президент используют это решение для того, чтобы обвинять друг друга в срыве введения безвизового режима. В итоге все окажутся в выигрыше. Даже украинское население — разочаровавшись в мифе о свободных поездках в ЕС, оно, возможно, протрезвеет и поймет всю бессмысленность майдана.
Геворг Мирзаян