Напомним, что больше года назад Верховной Радой уже был проголосован закон «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей», однако на подпись президенту он так и не отправлялся.
Это обстоятельство, впрочем, не мешает спикеру хоть сейчас отправить документы на подпись президенту, а Порошенко — подписать его. Главное, что документ при этом не утрачивает актуальности, ибо согласно своей первой статье он распространяется на деяния, совершенные «в период с 22 февраля по день вступления в силу настоящего закона», а вступить в силу он должен на следующий день после своего опубликования. То есть в случае подписания он затронет и события нынешнего года.
Косвенно актуальность этого документа признана Минским протоколом, где пункт 5 гласит: «Обеспечить помилование и амнистию путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». То есть дается понять, что такой закон уже существует, осталось ввести его в силу.
Однако и подписание этого закона не дает прекращения Украиной уголовного преследования ополченцев и деятелей ДНР и ЛНР, ибо одним законом-то их амнистируют, но останется в силе другой, по которому они не могут подлежать амнистии.
Так на Украине существует базовый закон, который определяет порядок амнистии, принятый в 1996-м: «О применении амнистии в Украине». Он предписывает (ч.2 статьи 1), что амнистия на Украине должна объявляться в соответствии с Конституцией уголовным кодексом и этим законом. А этот закон, в частности, определяет перечень преступлений и категорий лиц, на которые амнистия не распространяется. В частности, в нем изначально существует положение (ст. 4 ч. 1 пункт г), что амнистия не применяется и в отношении «лиц, осужденных за преступления против основ национальной безопасности Украины». Эти преступления квалифицированы в статьях 110-114 уголовного кодекса и включают в частности статью 110 «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» — основную статью, которую Киев инкриминирует тем, кого считает сепаратистами. Под нее можно элементарно подвести не только тех, кто держал в руках оружие или работал в структурах ДНР и ЛНР, но и активных участников митингов.
Правда, в том самом законе об амнистии для участников событий в Донбассе, который на подпись Порошенко не отправили, указано, что он не распространяется лишь на статьи 112 и 113 из этой категории преступлений: «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» и «диверсия». Получается конфликт двух законов. Правда, закон об амнистии в Донбассе как будто учел это обстоятельство, ибо в его статье 8 записано, что положения Закона «О применении амнистии», а также УК, УПК и кодекса об административных правонарушениях применяются «в части, не противоречащей настоящему закону».
Но это уточнение недостаточно, ибо не снимает конфликт законов. А то, как надо снимать такой конфликт, показала Верховная Рада в прошлом феврале, когда освобождала Юлию Тимошенко. Вместе с законом о ее персональной амнистии, ВР изменила базовый закон об амнистии, который освобождению экс-премьера препятствовал. Ведь согласно ему она не применялась к осужденным за тяжкие преступления, отбывшим меньше 2/3 срока, а также к лицам, не возместившим причиненный ими ущерб. И Рада внесла уточнения, что в случае индивидуальной амнистии эти положения не применяются.
А то, что закон об амнистии участников событий в Донбассе прописан именно так, побуждает подозревать следующий сценарий: документ вступает в силу, а недовольные тут же обращаются в Конституционный суд с представлением (для этого достаточно 50 депутатских подписей) о неконституционности этого акта. И КС естественно удовлетворяет это представление. И объективно для этого будут юридические основания, ибо данный документ нарушает иерархию законов.
Но главное конечно не в юридических нюансах, а в том, что такой сценарий полностью соответствует украинскому политическому стилю, когда власть реализует свои интересы благодаря не собственным активным действиям, а приговору суда, которому она внешне ничуть не радуется. Напротив, даже разводит руками, но говорит, что суд у нас независимый и надо ему подчиняться. Возвращение к модели президентской республики при Януковиче посредством решения Конституционного Суда — это лишь самый яркий пример подобной практики, которая сложилась отнюдь не при прошлом президенте, а еще при Кучме.
Следовательно, самым верным доказательством наличия у Киева доброй воли в реализации Минских соглашений стало бы внесение изменений в базовый закон об амнистии уже сейчас. Ибо нельзя всерьез обсуждать вопрос, когда вводить амнистию, в день выборов или раньше, если по украинскому законодательству амнистия для тех, кого считают сепаратистами, запрещена в принципе.
Разумеется, есть дефекты и в самом законе об амнистии в Донбассе, проголосованном Радой в прошлом сентябре. Да, нельзя возражать, что согласно этому закону амнистия не распространяется на умышленное убийство, изнасилование и ряд других преступлений. Но как быть, например, с тем, что она не распространяется на статью 348 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего» или статью 349 «Захват представителя власти или работника правоохранительного органа как заложника»?
Ведь официально на Украине не война, а АТО. Стало быть, если ополченец стрелял в бою в украинского солдата, то это украинские правоохранители смогут считать посягательством на жизнь военнослужащего. И уж точно они должны считать захват пленных в ходе боевых действий захватом заложников. Здесь можно даже ссылаться на Минские соглашения, где говорится не про освобождение пленных, а про «освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц». А в качестве правоохранителей можно квалифицировать всех, кто воюет с украинской стороны в подразделениях МВД, включая нацгвардию. Последняя квалифицируется украинским законодательством как «воинское формирование с правоохранительными функциями».
Наконец, и захват солдат ВСУ в плен тоже легко подвести под статью, на которую не распространяется амнистия. Например, ополченцы окружили группы военных и сказали, что будут стрелять, если те не сдадутся. Это явно подпадает под часть 2 статьи 147 «захват заложников… если он был соединен с угрозой уничтожения людей».
Разумеется, закон можно усовершенствовать, сняв спорные вопросы. Но только при наличии доброй воли Киева. А она, похоже, отсутствует и не только в отношении амнистии. И весь смысл отмены выборов в ДНР и ЛНР заключается в том, чтобы дать Украине показать это отсутствие во всей красе и заодно проверить, способен ли Запад в такой ситуации, наконец, признать, что Киев нарушает Минские соглашения.