Прошло почти полтора года с тех пор, как на волне «евромайдана» к власти в Киеве пришло новое правительство, однако кризис не утихает. Погибло 6200 граждан, более 15 тыс. ранено, 1 млн. 200 тыс. человек покинули места постоянного проживания. Идёт гражданская война, в ходе которой к середине марта этого года, по свидетельству нового президента Петра Порошенко, уничтожено «приблизительно 25 процентов промышленного потенциала страны».
Национальная экономика стала неуправляемой. Начавшийся в конце 2013 года спад продолжается, и валовый внутренний продукт сокращается нарастающими темпами. По данным Всемирного банка, в 2015 году сокращение ВВП составит 7,5 процента. За 2014 год доходы от экспорта упали на 40 процентов. С начала 2014 года товары и услуги по всей стране подорожали почти на 50 процентов, так как национальная валюта потеряла две трети своей стоимости.
Украинцев необходимо спасать. Вопрос в том, удастся ли это сделать в рамках политики, которую проводит новая власть?
Поддержав антиправительственные выступления в Киеве в ноябре 2013 года, в феврале следующего года, то есть за год до намеченных на 2015 год демократических выборов, США способствовали смене власти на Украине. Этим объясняются исключительная, не свойственная их предшественникам, приверженность политике США и нарочито пренебрежительное отношение киевских властей к интересам России.
Решительный шаг был сделан 27 июня прошлого года, когда правительство Порошенко-Яценюка подписало договор об ассоциации Украины с Евросоюзом. Следует напомнить, что именно отказ от подписания этого договора со стороны прежнего правительства и послужил детонатором протестных выступлений на «майдане». Договор с ЕС передаёт политическую, экономическую и военную деятельность на Украине в ведение соответствующих органов ЕС (и, соответственно, США) и, таким образом, представляет собой один из главных рычагов западного влияния на политику страны.
Ещё одни инструмент влияния — договор с Международным валютным фондом, по которому Украина должна получить 17,5 млрд. долл. экстренной финансовой помощи в обмен на проведение радикальных экономических реформ. Согласившись на эту сделку, Украина фактически утратила суверенитет и вручила право на законотворческую деятельность иностранным государствам. Украине нужны займы: на начало 2015 года страна не имела средств для обслуживания внешнего долга. Объявив о неплатежеспособности, Украина могла лишиться возможности брать займы для пополнения национального бюджета — средства, которые в силу разных причин она не может заработать самостоятельно.
Итак, Украина оказалась в затруднительном финансовом положении. Она не может самостоятельно решить свои проблемы и не имеет права предъявлять какие-либо требования. По мнению многих учёных и экспертов, кризис создает исключительно благоприятные возможности для зарубежных заинтересованных кругов, стремящихся к увеличению капиталов, приобретению собственности и расширению геополитического влияния. Эксперты говорят о том, что политические решения, навязываемые Западом в виде экономического соглашения и кредитов МВФ, способны лишь усугубить проблемы Украины, а противостояние ядерные держав может довести дело до мировой войны.
Стремясь прояснить суть событий и их возможные последствия, я организовал видеоконференцию в бруклинской редакции издательства «Версо-Букс» и пригласил принять в ней участие троих экспертов: Майкла Хадсона, бывшего сотрудника Чейз Манхэттен Банка, профессора экономики Университета штата Миссури и автора обстоятельного исследования о МВФ; Джеффри Соммерса, адъюнкт-профессора политэкономии Университета штата Висконсин и приглашённого лектора отделения Стокгольмской школы экономики в Риге, а также Джеймса Кардина, бывшего советника по России Государственного департамента США и постоянного автора журнала «Нейшн». Обсуждение записывалось на видеоплёнку. Нижеследующий текст является кратким изложением того, о чём мы говорили в ходе дискуссии.
Нет сомнения в том, что значимую роль в нынешнем противостоянии между Россией и Западом сыграл Владимир Путин, но смысл его действий в значительной мере искажён правительственной пропагандой и предвзятыми трактовками западноевропейских и американских СМИ.
Хадсон, Соммерс и Кардин не питают иллюзий в отношении Путина, как и прочих современных лидеров, но в данном случае их больше интересует, чем руководствуется Запад, вмешиваясь в дела Украины. Например, они признают, что Украина богата природными ресурсами, освоение которых может принести немалую выгоду тем, кто владеет этими ресурсами. Это нефть, природный газ и различные ископаемые, включая уран — топливо для ядерных реакторов и начинка ядерных бомб. На пространстве двух третей территории страны залегает слой жирного чернозёма. Даже в условиях плохого использования этого богатства Украина сумела стать третьим крупнейшим мировым экспортёром кукурузы и пятым крупнейшим экспортёром пшеницы. Американские сельскохозяйственные корпорации «Монсанто» и «Каргилл» не скрывают своего интереса к этим землям.
Аналогичным образом укрепляют позиции западные энергетические компании, стремясь получить доступ к украинской нефти. Весной 2014 года, три месяца спустя после прихода к власти прозападного правительства, украинская энергетическая компания «Бурисма Холдингс» объявила, что в совет директоров компании войдет сын вице-президента США Джозефа Байдена Хантер Байден.
Международные деловые круги получат эти ресурсы в своё распоряжение главным образом благодаря изменениям, которые Украина должна произвести в своей экономической политике согласно Договору об ассоциации между Украиной и ЕС, подписанном президентом Порошенко в июне 2014 года. Но западные страны заинтересованы не только в сырьевых ресурсах.
Международный валютный фонд, созданный сразу после окончания Второй мировой войны для восстановления Европы, работает уже семьдесят лет, выполняя задачи по оказанию помощи экономикам небогатых стран. Он обеспечивает предоставление ссуд и управляет займами кредиторов со всего мира (в основном, из США и Европы). Обосновывая нынешний кредитный пакет, МВФ отмечал, что условия его предоставления позволят правительству не только расплатиться с долгами, но и вложить средства в развитие экономики и осуществить необходимые реформы, включая меры по искоренению коррупции. Хадсон утверждает, что эти ссуды суть не что иное, как средство держать страну «на коротком долговом поводке». Это своеобразная форма рабства, позволяющая США использовать украинское правительство в качестве придатка американской политической, военной и экономической машины. Но нам и не требуется начинать с цитаты из Хадсона, чтобы понять, что программа МВФ ничем не поможет простым украинцам. Сам президент Порошенко проинформировал сограждан о том, что им не помогут ни займы, ни реформа.
«Жизнь быстро не изменится, — заявил он в середине марта сразу после того, как МВФ одобрил предоставление первого транша кредита. — Если кто-то считает реформы средством для улучшения жизни, то этот кто-то заблуждается».
Соммерс сочувствует украинцам, верящим в то, что сближение с Западом позволит улучшить положение населения и достичь уровня жизни, сопоставимого с послевоенными показателями США и большинства европейских стран. По его мнению, однако, этого не произойдёт, ибо «предлагаемые» Украине меры «прямо противоположны» тем, которые осуществлялись в Европе в послевоенный период.
И в самом деле, в результате ряда реформ существенно повысятся цены на товары и услуги. Чтобы привести внутренние цены на нефть в соответствие с ценами на европейских рынках, государство отменит субсидии на топочный мазут. Ожидается, что цены на газ к 2017 году возрастут на 280 процентов. Понимающие это украинцы недовольны.
«Я не думала, что газ будет стоить так дорого. Похоже, мне придется забыть про еду», — заявила корреспонденту «Бизнес Ньюз Юроп» 77-летняя пенсионерка Валентина Поденко.
Помимо роста стоимости жизни государство существует вероятность того, что Украина лишится активов и предприятий, находящихся в госсобственности. Условия кредитного соглашения предусматривают право МВФ в случае неплатежеспособности страны вступать во владение государственными активами и продавать их иностранным покупателям поэтапно в ходе приватизации. С утратой промышленных предприятий исчезнут источники дохода. Правительство лишится средств для пополнения бюджета и осуществления своей деятельности, в том числе по программам соцобеспечения. Хадсон предупреждает, что с утратой основного источника независимого финансирования правительству придется брать новые кредиты, чтобы платить по счетам. Украина превратится в вечного должника и будет выступать в этой роли до тех пор, пока иностранные собственники не откажутся от своих прав или не произойдет новая революция.
Обеспеченные украинцы будут эмигрировать в поиске лучшей доли. Меры жесткой экономии, социальные волнения и вооружённое насилие будут разрушать страну, которая потеряет наиболее квалифицированную и образованную часть населения.
Иностранцам может показаться, что этот кризис их не касается. Они заблуждаются. В конфликт вовлечены современные, промышленно развитые государства, обладающие ядерным оружием, и многое эксперты считают сложившуюся ситуацию самым опасным международным военно-политическим кризисом с момента окончания «холодной войны». После распада СССР в 1991 году США почти четверть века были единственной экономической и военной сверхдержавой, против которой осмеливались выступать редкие группы боевиков в странах третьего мира. С тех пор ситуация изменилась, и теперь США противостоит высокоорганизованная ядерная держава, борьба с которой может иметь серьезные последствия.
Прошло четыре с лишним месяца после прекращения огня между подразделениями киевской власти и повстанцами на востоке Украины. Соглашение в целом соблюдается, и может показаться, что риск прямого военного столкновения между западными державами, оказывающими помощь Киеву, и поддерживающей повстанцев Россией снизился. Однако подготовительные мероприятия, которые осуществляют правительства с той и другой стороны, свидетельствуют об ином.
Вторя враждебным высказываниям, прозвучавшим в адрес Москвы из уст президента США Барака Обамы и британского премьера Дэвида Кэмерона, командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав призвал принимать меры военного характера в ответ на любое передвижение российских войск в условиях нестабильной обстановки, сложившейся в регионе после падения правительства президента Виктора Януковича.
Ссылаясь на рост военной активности России на своих границах, северные страны — Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия и Исландия — в апреле объявили о намерении создать военный союз для противодействия «российской агрессии», являющейся, по их мнению, «крупнейшим вызовом европейской безопасности». В тот же день появились сообщения о том, что Польша планирует потратить 44,6 млрд. долл. США на приобретение новейших вооружений, в том числе новой системы противоракетной обороны, ударных вертолётов, подводных лодок, бронемашин и БЛА.
Обозреватели с той и другой стороны пытаются возложить вину за создание опасной ситуации на оппонента. Запад и прозападные украинцы считают, что Путин спровоцировал новое правительство Украины и, как следствие, Запад. Очевидно, что Путин не исключает возможность силового решения (в марте он сообщил журналистам, что был готов к тому, чтобы применить ядерное оружие, если бы военные действия на российской границе вышли из-под контроля), но где доказательство того, что именно Путин положил начало конфликту?
Западные лидеры утверждают, что «первый выстрел» сделал он, отправив российских солдат на Крымский полуостров после смены власти в Киеве. При этом они ничего не говорят о вмешательстве США в дела Восточной Европы, которое длится не одно десятилетие.
Такое вмешательство осуществляется в двух формах. Военные базы НАТО медленно, но верно продвигаются на восток на территории бывших союзников СССР по Варшавскому договору и его бывших республик (в нарушение обещания, данного президентом Джорджем Бушем-старшим президенту СССР Михаилу Горбачёву). Параллельно в тех же странах и бывших республиках вроде Украины финансируются так называемые «демократические» инициативы. Известно, что со времени окончания «холодной войны» США потратили 5 млрд. долл. на программы, призванные переориентировать политику Украины по американским лекалам.
В разгар событий на Майдане незадолго до свержения Януковича была обнародована аудиозапись разговора высокопоставленных сотрудников Госдепа Виктории Нуланд и Джеффри Пайетта, которые обсуждали состав будущего правительства, в наибольшей степени отвечающий интересам США. Менее чем через две недели после свержения старого режима избранник Нуланд и Пайетта — Арсений Яценюк — уже сидел в премьерском кресле.
Таким образом, передача контроля над Украиной агрессивному прозападному режиму представляет собой успешное завершение многолетних трудов американских должностных лиц. Кроме того, Кардин полагает, что подписание Украиной договора об ассоциации с ЕС было инициировано для того, чтобы распространить юрисдикцию НАТО на всю территорию Украины вплоть до западных границ России. «ЕС и так толком не знает, как переварить только что присоединившихся членов, — говорит он, — так зачем ему ещё и страна-банкрот вроде Украины»? Россия же считает, что НАТО таким образом осуществляет задачу по окружению России своими вооруженными силами, поставленную во времена «холодной войны».
Американские официальные лица пытаются убедить мир, что украинцы ведут борьбу за освобождение страны от власти Путина, что военная активность России на востоке Украины — часть плана по возвращению Украины в орбиту России и что Европа с Соединёнными Штатами предлагают украинцам свободу, демократию и возможность жить в условиях «свободного рынка». Только они не упоминают (как это делает Соммерс) о том, что русские, получившие в наследство обломки Советского Союза, тоже надеялись на то, что Россия и США станут экономическими партнёрами.
Они рассчитывали, что США будут способствовать развитию страны, и были обмануты в своих ожиданиях. Впрочем, этот печальный результат соответствует установкам советника по национальной безопасности в администрации Джимми Картера Збигнева Бжезинского, который считал, что любая самодостаточная в экономическом отношении страна представляет военную угрозу для США.
Именно поэтому, полагает Хадсон, США и поддержали антироссийское движение на Майдане. Они стремились ослабить и ещё больше изолировать Россию, которая под руководством Владимира Путина вновь обрела самодостаточность, чувство собственного достоинства и стала проявлять строптивость, как считают США.
Безусловно, американские чиновники никогда не признают, что поведение России в этом конфликте очень напоминает действия США во время Карибского кризиса при президенте Джоне Кеннеди и чрезвычайно жесткую реакцию Вашингтона на попытку советского премьера Никиты Хрущёва разместить ядерные ракеты на Кубе.
В свете предполагаемого размещения на Украине сил НАТО в силу подписанного президентом Порошенко соглашения об ассоциации и воинственной риторики американских чиновников и западных военных, Россия, естественно, обеспокоена перспективой превращения былого вероятного противника в открытого врага. Это противоборство, предупреждают Хадсон, Соммерс и Кардин, лишь подрывает, а не укрепляет безопасность Украины, Европы и остального мира.
Перевод текста: Украина.Ру