Возможно ли применение европейского опыта децентрализации? - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возможно ли применение европейского опыта децентрализации?

Читать в
ДзенTelegram
«Киевский режим, на словах приветствуя децентрализацию, на деле пресекает любые попытки ее достичь», - пишет Егор Москвин в материале для издания «Украина.Ру»

Не в первый раз на Украине региональными активистами поднимается вопрос об экономической децентрализации власти. Ввиду того, что ни один из президентов республики и слышать не хотел о федерализации (даже если он и попадал в свое кресло при помощи «федеративной» риторики), весьма расплывчатое понятие — «децентрализация» — стало единственным шансом для провинций побороться хотя бы за частичную автономию. Например, создавая зоны свободной торговли.

Нынешней киевской верхушке туманные разговоры об аморфной децентрализации очень выгодны. В них есть возможность для маневра. Ибо мало кто в стране толком понимает: а что это, в сущности, за штука такая — децентрализация по европейскому образцу? Но, когда от центральной власти требуется сделать конкретные шаги в сторону децентрализации, Киев тут же тормозит этот процесс, не желая уступить ни единой копейки из узурпированных им финансовых потоков.

Это несмотря на то, что еще в апреле 2014 г. команда главного кандидата в президенты, восхотевшего стать «батькой нации», инициировала «рекомендации» СНБО о проведении всеукраинского референдума по вопросу изменения государственного устройства и децентрализации. Еще раз подчеркну: это было в апреле, за месяц до нелегитимных выборов главы державы. Такой ход, направленный на привлечение голосов недовольных Майданом избирателей, я бы сравнил с лозунгами большевиков «Мир-народам!», «Фабрики — рабочим!» и «Земля — крестьянам!». Благодаря коим они укрепились у власти, а победив — напрочь от них отказались.

Так и майданные экс-путчисты громогласно объявили о конституционной реформе, которая-де позволит переформатировать власть, дать новый импульс экономике и войти в ЕС с пакетом судьбоносных демократических преобразований.

Впрочем, от словес до реального дела лежала пропасть, преодолевать которую никто из представителей нацистско-олигархической тирании не собирался. Однако волны пошли. И новоизбранный лидер части Украины — Петр Порошенко — вскоре презентовал свой пакет изменений к Основному Закону страны. В них Порошенко много внимания уделил придуманному им фантому децентрализации власти. На фоне начавшейся войны с собственным народом на Донбассе для него особенно важно было успокоить такими посулами Юго-Восток — в надежде, что тот быстрее сложит оружие.

В этом «билле Порошенко» имелся и пункт о перераспределении местных бюджетов — весьма, надо сказать, туманный. Прежде базой самоуправления в регионах были доходы местных бюджетов. В разрекламированных Порошенко изменениях к Конституции планировалось формировать бюджеты общин из местных сборов и налогов, а также частично — из общеукраинских. Однако какая часть будет в распоряжении местных властей — не ведал никто. Сие остается тайной за семью печатями и до сих пор.

Тем не менее, появление даже небольшой надежды на частичную автономию вызвало энтузиазм у региональной общественности, которая увидела в децентрализации единственный шанс дистанцироваться от политики тоталитаризма, насаждаемой киевским режимом. А кроме того, интерес к экономическим нововведениям в Украине начали проявлять внимание европейские политические деятели и инвесторы.

В течение всего года, минувшего со дня президентских выборов, в разных регионах периодически проводились «круглые столы» и консультации по этой проблеме. В частности, одно из обсуждений было устроено в Кривом Рогу депутатом Днепропетровского облсовета и членом Гражданского форума, лидером движения «Антивойна» Викторией Шиловой.

Вот что говорилось в заявлении организаторов:

«Ситуация, когда государство не слышит и не видит объективных запросов регионов и областей нашей страны, приводит к масштабным конфликтам в Украине. Как следствие — раскол общества, экономические трудности по причине игнорирования интересов регионов, сложности в развитии регионов как самобытных культурных единиц.

В интересах наших соседей и партнеров — иметь в лице Украины надежного, мирного, договороспособного партнера. БЕЗ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

В Европе к вопросам децентрализации подходят по-разному. Децентрализация существует и в виде экономических автономий, и в виде федераций, в виде конфедераций, в виде экономической кооперации и прочих. Большинство стран предпочло сочетание экономической и политической децентрализации регионов. Теперь очередь за Украиной».

Гость форума, депутат парламента Итальянской Республики Джакомо Бецци отметил: «Текущая ситуация на Украине дает представление о необходимости проведения реформ, направленных на федерализацию страны, усиление полномочий областей. Я верю в то, что это спасет страну от развала». Эксперт подчеркнул, что курс на вступление в ЕС может иметь тяжелые последствия для украинской экономики.

Известный итальянский эксперт Андреа Мария Виллотти отметил, что широкие административные права могут дать возможность субъектам самостоятельно принимать решение об участии в мобилизации. «С такой же идеей я недавно выступил в Одессе», — заметил эксперт.

В ходе заседания было создана рабочая группа для работы над законопроектом об особом статусе Днепропетровской области.

Тогда, в ноябре 2014 г., в форуме приняли участие представители итальянского политикума и бизнеса, потому что Италия является прекрасным примером гармоничной децентрализации с большим историческим опытом. К сожалению, особый статус Днепропетровщины остался лишь в проекте.

Украинская власть, несмотря на внешние проявления готовности к реформам, не только усилила полицейский диктат, но и прибегнула к открытому террору против оппозиции. После ряда убийств ее представителей — Михаила Чечетова, Олега Калашникова, Олеся Бузины и других, — после многочисленных угроз в свой адрес Виктория Шилова вынужденно покинула страну.

Но вслед за днепропетровским регионом вопрос о децентрализации ныне поставила многострадальная Одесса. В ней собрано 35 тысяч подписей за предоставление городу статуса зоны свободной торговли «порто-франко», который в XIX веке помог «Южной Пальмире» стать третьим по величине городом России. Одесские активисты — депутат горсовета Григорий Кваснюк и лидер общественной инициативы «Одесса за порто-франко» Алексей Цветков — дали пресс-конференцию в агентстве РИА «Новости», на которой сообщили, что «на ближайшей сессии Одесский горсовет рассмотрит обращение в адрес Верховной Рады с тем, чтобы парламент дал согласие на обработку необходимой правовой и экономической документации для создания в Одессе зоны свободной торговли».

Также в пресс-конферении участвовали представители Италии: депутат парламента Итальянской Республики Герато Луиджи и его коллега, уже известный нам Джакомо Бецци.

Итальянские гости вкратце сделали экскурс в историю автономии Южного Тироля. Этот район с 1972 года получил элементы конфедерации, поскольку основные властные, в том числе и законодательные, функции в нем перешли к двум составляющим его провинциям: италоязычной Трентино и Альто-Адиджеила, которая на немецком языке называется «Южный Тироль». Герато Луиджи подчеркнул, что в Южном Тироле более двух третей населения говорит на немецком языке. И, несмотря на то, что его население составляет лишь около 1% населения страны, избирательная система Италии с первых лет существования республики позволила представителям ведущей региональной политической силы — Народной партии Южного Тироля — регулярно избираться в обе палаты итальянского парламента.

Парламентарий Джакомо Бецци поведал о том, что в регионе, от которого он избран — Северной Италии — около 80 процентов финансовых поступлений остается в местной общине. «Когда регион каждый раз зависит от воли центральной власти, у него нет автономии. Европейский опыт показывает, что, с одной стороны, должны быть возможности финансового характера и возможности экономического развития. Пример такого развития — Бельгия, где есть Фландрия, Валлония, Брюссель и немецкоязычное сообщество. Они имеют различные компетенции, которые определяются законодательством. Также модель европейской децентрализации успешно использовали Италия и Испания. В Каталонии, например, среднее образование осуществляется исключительно на каталонском языке, а преподавание испанского ограничено двумя-тремя часами в неделю. И это при том, что, согласно Конституции, государственным языком является испанский». Он поддержал идею превращения Одессы в свободный порт, заявив, что это может помочь городу стать европейским Сингапуром.

Такой опыт действительно может быть очень полезным для реформирования политической и экономической системы Украины Да только захочет ли им воспользоваться нынешняя киевская власть? Ведь ей важно сохранить в своих руках диктаторские рычаги управления, в частности, для контроля над всеми финансовыми потоками. Упомянутые активисты из Одессы неоднократно обвинялись хунтой в «сепаратизме» и антиукраинской деятельности, против них открывались уголовные дела. Печальный опыт постмайданной истории говорит, что украинский нацистский олигархат, несмотря на лицемерные провозглашения прав и свобод, способен только на их подавление.

Когда эта статья уже была написана, стало известно, что в Киеве 28 мая, вскоре дней после упомянутой пресс-конференции, бесследно исчез Алексей Цветков. Об этом сообщил Григорий Кваснюк. Властная камарилья продолжает репрессировать неугодных, прикрываясь лицемерными словесами и обещаниями свобод.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала