Трехмиллиардный долг Украины России может стать предметом сложных переговоров между МВФ и Россией, пишет BusinessInsider.
По условиям первоначального соглашения, подписанного в 2013 году еще правительством Виктора Януковича, отношение госдолга к ВВП на Украине не должно превышать 60%. Это условие Киев однозначно нарушил. Превышение 60-процентного соотношения дает России юридическое основание требовать досрочного возврата 3 млрд. долларов.
На прошлой неделе в Москве объяснили причину, по которой еще не воспользовались этим правом. Россия не торопится требовать возврата денег по просьбе Киева и МВФ, чтобы не ухудшать и без того очень сложное положение соседей.
Однако недавнее решение украинского правительстве о фактическом моратории на выплату внешних долгов может заставить Москву изменить свою позицию по этому вопросу. Заложником в этой непростой ситуации оказался МВФ, который просит Москву не требовать досрочного возврата денег и одновременно уговаривает Украину сесть за стол переговоров по реструктуризации российского кредита.
МВФ обнародовал детали пакета помощи Киеву в размере 17,5 млрд. долларов в марте. Одним из пунктов соглашения были так называемые «операции по госдолгу», т.е. его реструктуризация. Однако, похоже, на Украине не так, как в других странах относятся к этому термину. В Киеве очень хотят или переложить убытки на держателей украинских гособлигаций, или продлить сроки выплаты долгов.
Самые большие выплаты в этом году Украина должна сделать как раз по 3-миллиардному российскому кредиту. Financial Times приводит мнение Анны Гелперн, профессора юридических наук Джорджтаунского университета, специалиста по этому вопросу. Она считает, что украинский долг России обязательно должен быть включен в выплаты, если правительство Украины намерено выполнить цель, поставленную МВФ на этот год — реструктуризацию примерно 5,2 млрд. долларов долгов.
Возможный отказ Киева выполнять условия по российскому кредиту может стать большой проблемой для МВФ. Согласно уставу и правилам, крупнейшая финансовая организация планеты не может занимать деньги странам, которые объявляют дефолт по «официальным долгам». Это значит, что любая попытка Киева заставить Россию согласиться на реструктуризацию долга, будет угрожать осуществлению программы помощи в размере 17,5 млрд. долларов.
Между тем, украинские власти утверждают, что российский кредит является не государственным, а частным и, следовательно, может попасть под действие моратория. К тому же, сам текст моратория не оставляет никаких сомнений об отношении позиции украинских властей по этой проблеме: правительство, согласно документу имеет право не возвращать кредиты, взятые режимом Януковича.
Конечно, партнеры Киева придерживаются по этому вопросу противоположной точки зрения. Можно, например, вспомнить представителя МВФ Уильяма Мюррея, который сказал журналистам в марте, что 3 млрд. долларов, переведенные Киеву, были взяты из российского суверенного фонда и поэтому соответствуют определению «официальный долг».
Впрочем, в дальнейшем в МВФ отказались от всяких оценок статуса 3-миллиардного долга Киева Москве.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов ни сколько не сомневается в «официальном» статусе украинского долга. Он также утверждает, что Россия находится в тяжелом положении и не готова его реструктуризировать.
Что же может сейчас предпринять Украина? Джозефф Коттерилл из Financial Times указывает на одну возможную уловку, которой могут воспользоваться украинские власти. Речь идет о напечатанных в соглашении мелким шрифтом словах о «месте платежа».
В обмен на 3 млрд. долларов Россия получила в декабре 2013 года двухлетние облигации правительства Украины, которые подпадают под действие английских законов. Однако в соглашении об этом говорится лишь вскользь. Это значит, что украинское правительство может попытаться доказать, что кредит подпадает под действие украинских законов и правил. Это позволит Киеву воспользоваться украинскими законами для реструктуризации долгов.
У экспертов имеются даже опасения, пишет британская газета, что договор о кредите нарушил правила, которыми руководствуются в своей работе российские суверенные фонды. Этот вопрос может возникнуть лишь в том случае, если МВФ посчитает российский кредит частным, а не официальным. Сейчас же полной ясности в этом вопросе до сих пор нет.
Любое изменение позиции по статусу российского кредита может повлиять на отношения Фонда с Москвой, которая пока по его просьбе не потребовала от Киева возврата денег.
Другими словами, МВФ сам себе вырыл яму и далеко не ясно, как он сможет из нее выбраться без помощи России. Для этого Москва должна отказаться как от требования досрочного возврата денег, так и продлить сроки погашения кредита.