Тема реприватизации кому-то может показаться скучной на фоне тех бурных событий, что каждый день приносят новостные ленты с Украины. Но в современном мире, увы, все зиждется на материальном интересе, а поэтому повторю старую истину «О чем бы ни говорили политики — они всегда говорят о деньгах».
Именно поэтому в украинских СМИ начала активно муссироваться тема т.н. реприватизации. Основным инициатором данной дискуссии стал Коломойский. Вероятно, желая раскрыть часть своих козырей в противостоянии с Пинчуком он на заседании специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации заявил, что готов рассказать обо всех нюансах подготовки проведения приватизации «Укррудпрома» и назвал это в некотором роде своей «явкой с повинной».
«Готовился специальный закон под Пинчука, однако в конечном итоге главным выгодополучателем стали компании Ахметова. Как говорят, в футбол играют все, но выигрывает Германия, так и у нас в приватизации «участвовали» все, но выигрывал Ахметов», заявил Коломойский и добавил, что и сам он был бенефициаром в этой приватизации, но вынужден был участвовать в ней на предложенных условиях. Государственные активы при этом были реализованы по цене, которая на порядок меньше их реальной стоимости. Ну, просто раскаявшийся грешник, однако не спешите ронять слезу умиления.
Этим заявлением Коломойский, можно сказать, сознательно «открыл ящик Пандоры», дав толчок к дискуссиям о пересмотре очень многих решений и результатов приватизационных процессов 2000-х годов. Безусловно, это подается под соусом благих намерений — устранить несправедливость, продать экспроприированные активы на открытых торгах и пополнить бюджет.
Фактически же при этом он пытался поставить Порошенко перед выбором: либо борьба с незаконно нажитыми капиталами и их владельцами, что предусматривает начало реприватизации и масштабного передела собственности, либо публичное уличение в невыполнении своих обязательств.
Хотя и для президента идея реприватизации может выглядеть весьма заманчиво с точки зрения перспектив ослабления политических конкурентов. Поскольку инициатива Коломойского прямой наводкой бьет по Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому, которые сейчас совместно контролируют самое ценное наследие «Укррудпрома» — Ингулецкий, Южный и Центральный горно-обогатительные комбинаты (ГОКи), а также располагают половиной акций Южного ГОКа. Национализация КЖРК (Криворожский железнорудный комбинат) также ударит по Ахметову, которому «Приват» продал половину предприятия еще в 2007 г.
Что же касается Коломойского, то ему, кроме половины этого комбината, который теоретически может отсудить Виктор Пинчук, терять уже особенно нечего. Также, стоит сказать, что Коломойский «Укррудпромом» ограничиваться не хочет. Он явно не прочь устроить масштабную реприватизацию и энергетических предприятий. Этот процесс «Приват» уже запустил самостоятельно, подав в январе-феврале нынешнего года иски об отмене приватизации компаний «Западэнерго» (контролируется Ринатом Ахметовым) и «Закарпатьеоблэнерго» (включают в орбиту Сергея Левочкина). На очереди, судя по риторике Коломойского, находятся и другие активы, среди которых принадлежащие Ахметову «ДТЭК Днепроблэнерго» и «ДТЭК Днепрэнерго».
По словам соратника Коломойского, главы контрольной комиссии по вопросам приватизации Бориса Филатова, кроме «Укррудпрома», депутаты намерены изучить обстоятельства приватизации «Укртелекома», «Киевэнерго», «Киевводоканала», облэнерго и облгазов. «Мы приглашаем на следующие заседания с целью дачи пояснений по вопросам разворовывания государственной собственности господ Пинчука, Ахметова, Жеваго, Новинского, Бойко. Готовы включить по скайпу Фирташа», — написал после заседания комиссии Филатов. И судя по последовавшим искам Генпрокуратуры президент включился в предложенную игру, но, пока что в выборочном режиме, ограничившись «показательными порками» по отдельным объектам.
Вскоре после этой первой информационной волны Киевский апелляционный админсуд принял к рассмотрению иск первого замгенпрокурора, который требует отменить приватизацию двух сотен предприятий топливно-энергетического, оборонно-промышленного комплексов, транспортной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства. Иск об отмене правительственного распоряжения от 3 декабря 2008 года № 1517 (Кабинет Министров Ю. Тимошенко), повлекшего широкую волну приватизации, безуспешно ходил по судам еще в 2009 — 2010 гг.
«Из под сукна» его достали подчиненные экс-генпрокурора Виталия Яремы несколько месяцев назад, но именно сейчас ему было дано «второе дыхание». Если прокуратура выиграет спор, под госконтроль могут вернуться доли в таких привлекательных компаниях, как: Львовоблэнерго» (контролируют братья Григорий и Игорь Суркисы), «ДТЭК Западэнерго» (Ринат Ахметов), ПAО «Сумыоблэнерго» (группа «Приват»), ОАО «Прикарпатьеоблэнерго» (братья Суркисы), ЧАО «Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» (в СМИ связывают с Коломойским).
Недавно Генеральная прокуратура Украины обратилась в суд с просьбой признать незаконным отчуждение госпакетов акций ПАО «Днепроэнерго» и «Закарпатоблэнерго» и иском о признании противоправными актов Кабинета министров и Фонда госимущества о приватизации принадлежащих государству акций ПАО «Донбассэнерго». «Условия приватизации сформулированы таким образом, чтобы искусственно создать предпосылки для покупки принадлежащих государству акций наперед определенными субъектами», — считают в прокуратуре.
Ответная реакция хотя и последовала, но была весьма слабой и невнятной. По состоянию на сегодня можно отметить подачу в Верховную Раду депутатом Онищенко (группа «Воля народа», возглавляемой Игорем Еремеевым) законопроекта №2365 «О мерах, направленных на национализацию ПАО КБ «ПриватБанк», который хотя и был подан на рассмотрение в соответствующие комитеты ВР, однако вскоре был отозван (без особого шума) и снят с рассмотрения. Также определенный резонанс имело заявление пресс-службы ДТЭК (Донбасская топливно-энергетическая компания), опубликованное на странице в Facebook, в котором руководство компании, пригрозило Генпрокуратуре обращением в международные суды, если ведомство будет оспаривать законность приватизации «Днепроэнерго».
И хотя министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус исключил реприватизацию в Украине: «Я хотел сказать, что реприватизации не должно быть, потому что слухов очень много ходит», — сказал он. Но вслед за ним вероятность грядущей реприватизации подтвердил Порошенко своим заявлением о необходимости деолигархизации в Украине. «Ключевая позиция, из которой я сейчас исхожу — деолигархизация страны», — заявил он в интервью телеканалу ICTV. Так что, в скором времени стоит ожидать продолжения развития событий новых ходов в этой партии.
За сухими цифрами и скучными фактами стоит ожесточенная борьба буквально «не на жизнь, а насмерть», которую сегодня ведут финансово-промышленные группы украинских олигархов. Объясняется это достаточно прозаично, «кормовая база» украинской экономики сокращается просто фантастическими темпами и тут уж не до сантиментов. Не берусь предсказывать, кто кого «съест» в этой схватке, но точно могу сказать, что оплачивать это пиршество «честных собственников» будут обычные граждане Украины.