СССР, все же, действительно был самой читающей страной в мире. Иногда, правда, последствия этого — самые удивительные.
Пока при власти были люди, получившие образование и воспитание в советской системе, построение капитализма в Украине (да и в других постсоветских республиках) проходило по лекалам политэкономии капитализма, трудам К. Маркса, Ф. Энгельса, а иногда даже и В. Ленина. Не то, чтобы это делалось целенаправленно, но…
В СССР рынок был, но был он специфический. Един в трех лицах: как официальный частный рынок (до нельзя зарегулированный, но все же существующий на уровне обычных межчеловеческих отношений); как черный частный рынок (паразитирующий на недостатках рынка официального); бюрократический рынок, благодаря которому в принципе работала советская система (думаю не надо объяснять, что в рамках плановой экономики «перевыполнение плана» невозможно в принципе). Этого опыта было достаточно для микроэкономической деятельности, но стоило выйти за пределы предприятия, как начинались трудности. Что уж тут говорить о реформах в масштабе государства!
Между тем, новомодные «рыночники», разного рода гайдары и пинзеники, представления о реальной экономике не имели, и привести свои фантазии в соответствие с повседневной работой экономического механизма не могли. Реальным управленцам приходилось использовать те теоретические знания, которые они получили в советских ВУЗах, чтобы как-то обеспечить работу нового экономического механизма. Они и использовали, стараясь выкручиваться из неудобных ситуаций, связанных с отсутствием задач, типичных для описанного у классиков этапа развития капитализма (вроде индустриализации).
Думаю, немалая часть проблем экономических реформ в постсоветских странах (в отличие, например, от Китая), была связана именно с этим диким смешением стилей и средств, а также с использованием рецептов и механизмов, явно не соответствующих стадии развития производительных сил.
Но подлинная катастрофа произошла, когда к власти в Украине пришли люди, которые занимались не экономикой, а историей, и не в застойные времена, а в конце 1980-х — начале 90-х.
В свое время либералы и националисты написали идеальную историю СССР, в которой было плохо все. Эта версия истории была не только тщательно изучена, но и принята к исполнению как свод обязательных правил.
В результате, наблюдая за современной Украиной, трудно избавится от впечатления, что словно читаешь труды историков, оппонирующих «генеральной линии» партии. Тут есть место всему.
Примат идеологии над экономикой? Никаких вопросов. Совершенно сознательно отказываемся от российского рынка, рушим поддерживавшиеся Азаровым взаимовыгодные схемы, лезем в Европу исключительно для того, чтобы внезапно обнаружить — украинские товары на европейском рынке не нужны, некоторый рост экспорта в Европу даже близко не компенсировал потери от сокращения оборота с Россией. Зачем? Ну как же: Россия — агрессор, а ЕС — наше будущее.
Советская власть сознательно устроила Голодомор? Перекрываем границы с народными республиками Донбасса в расчете, что сепаратисты сами подохнут. Я думаю, вопрос о том, кто организовал Голодомор, отпадает сам собой. Впрочем, посмотрим еще, что будет на всей территории Украины в 2016 году — не только меня интересует вопрос, за какие шиши аграрии будут покупать внезапно подорожавшее топливо.
Советская власть устраивала депортации? Не хватает только организационного ресурса. А так все делается правильно — самоэвакуировавшихся из зоны АТО граждан расселяют по всей стране, а в опустевших домах (в том же Славянске, например) внезапно появляются новые жильцы, чудесно говорящие по-украински и обладающие большим опытом разжигания покрышек не снимая балаклав.
Не было свободы слова? Тут же начинаем закручивать гайки — отключать российское телевидение, составлять списки экспертов и журналистов, в отношении которых действует запрет на профессию, и т.п. Обоснование? Обострение классовой борьбы по мере… Ох, извините: «Российская агрессия».
Пресловутая «советская пропаганда»? В ассортименте. Сейчас, как раз, тот момент, когда люди постят в социальных сетях фотографии пустых полок киевских супермаркетов и напоминают, что именно такие фотографии (правда — фейковые) украинские СМИ размещали весной и летом прошлого года, иллюстрируя ситуацию в российском Крыму.
Монопартийность? У нас много партий, но все они говорят одно и то же (как, кстати, в некоторых странах социалистического содружества вроде Польши 1950-1980-х — авт.). Впрочем, нет, есть «Оппозиционный блок», который от остальных партий ничем не отличается, но ему позволено говорить наоборот. Тут, я считаю, есть все же некоторый отход от идеальной схемы.
Больше же всего аналогий находится в описаниях т.н. «АТО». Ее историю явно «еще тогда» написали Суворов-Резун, Соколов, Бешанов и прочие «ревизионисты». Чего тут только нет.
«Ни шагу назад»? Три котла подряд, причем факты всех трех отрицались до последней возможности, а в отношении Дебальцевского отрицаются и после нее. Причем, если объяснить появление Южного котла еще как-то можно (замысел операции был вполне очевиден, а наступательных способностей ополченцы до этого не демонстрировали — авт.), то вероятность окружения Дебальцевской группировки была самоочевидной. Однако, отводить войска запрещали до последнего момента — это же украинская земля, как ее можно отдать сепаратистам?
«Военнопленные — враги народа»? Исполнено. Ассоциация оказалась уж слишком очевидной, но прекращение преследования бывших пленных после Южного котла объяснялось не этим, а изменением официальной концепции — теперь поражения считаются блистательными «перемогами» (Донецкий аэропорт и Дебальцевский железнодорожный узел были оставлены, как оказалось, после того, как утратили всякое военное и экономическое значение — авт.).
«С одной винтовкой на пятерых — в атаку»? И это исполнялось. Собственно, армия находится на «подножном корму», обеспечением амуницией занимаются волонтеры. Вооружение, правда, дают структуру Министерства обороны. Сейчас, кстати, Украина занялась расконсервацией противотанковых пушек Д-48 образца 1948 года. Общественность интересуется, когда приступят к расконсервации пищалей и требушета (средневековое метательное орудие — ред.), построенного самообороной Майдана год назад.
Заградотряды? Масса свидетельств расстрелов солдат мобилизованных ВСУ бойцами территориальных батальонов.
Даже в мелких деталях сходство — вроде неумения ориентироваться по картам (вспомним историю с пленением нескольких украинских военных в Донецком аэропорту и последующий комментарий Ю. Бирюкова — авт.) и неумения же (или нежелания?) окапываться (вспомним Зеленополье — 11 июля 2014 года — авт.).
На мой взгляд, совершенно очевидно — если бы история СССР выглядела именно так, как ее описывают «ревизионисты», то Сталин закончил бы Великую Отечественную Войну где-то на Урале. Впрочем, если бы Советская власть так действовала, она бы до 41 года просто не дотянула.