Переговорная активность первой половины февраля породила надежду, что в Европе всё больше зреет понимание того, какую роль отводит ей Вашингтон в украинском конфликте. «Я думаю, что это один из последних шансов, — заявил прибывший в Минск на переговоры «нормандской четвёрки» Ф.Олланд. — Если мы не добьемся успеха в поисках устойчивого мирного соглашения, мы прекрасно знаем сценарий: у него одно имя — война». Выступила против планируемых США поставок оружия на Украину и А.Меркель.
Однако маховик войны Соединёнными Штатами запущен и остановить его непросто.
Европа оказалась меж двух огней — требованиями «трансатлантической солидарности» и угрозой эскалации украинского конфликта с вероятностью выброса его на территорию стран-членов ЕС. К сожалению, то, что Берлин и Париж преподнесли на минской встрече в качестве переговорной позиции, может обернуться ещё одним средством давления на Россию. Как только угроза разрастания войны отодвинулась, буквально на следующий день после подписания «Минска-2» Евросоюз ввел новые санкции против России, Ф.Олланд заявил об отказе передать России «Мистрали», а премьер-министр Финляндии А.Стубб пригрозил, что «если прекращение огня не продержится, то нам надо оставить все иллюзии о том, что Россия может быть частью международного сообщества, выполняющей международные правила». То есть, добившись от России подписания мирных соглашений, ЕС тут же вернулся к привычной роли проводника интересов США.
Чего добивался на минских переговорах Порошенко, отражавший позицию Вашингтона? Прекращения огня без всяких условий, вывода «иностранных войск», закрытия российско-украинской границы, отказа Украины от федерализации и предоставления русскому языку статуса государственного. Это было предложение о полной капитуляции Донбасса, который получил бы в этом варианте гарантированное уничтожение лиц, причастных к ополчению, насильственную украинизацию и политические репрессии. Сразу же после возвращения из Минска Порошенко принялся извращать положения достигнутых договоренностей, заявив, что социальные выплаты в Донбассе будут восстановлены лишь после «стабилизации политической ситуации», а усилившиеся после объявления о грядущем перемирии бесчеловечные обстрелы Горловки и Луганска лучше всяких слов показали отношение Киева к мирному урегулированию конфликта.
Что касается Соединённых Штатов, им урегулирование вообще не нужно. Как сказал на Мюнхенской конференции по безопасности Сергей Лавров, «проект построения «общеевропейского дома» не состоялся», и произошло это потому, что партнеры России на Западе «руководствовались не интересами возведения открытой архитектуры безопасности при взаимном уважении интересов, а иллюзиями и убеждениями победителей в холодной войне. Расширение НАТО на восток, создание системы ЕвроПРО, отказ от международных договоренностей в сфере разоружения, стремление к превращению Украины в полуколонию путём навязывания ей кабального договора об ассоциации с ЕС, организация государственного переворота — всё это следствия комплекса победителей в холодной войне. С европейцами этот комплекс может сыграть дурную шутку.
Даже если предположить немыслимое, а именно капитуляцию России в украинском вопросе, от курса на разжигание войны в Европе США не откажутся. Как писала в октябре 2014 г. The Washington Times, в американскую армию набраны 100 рекрутов, владеющих украинским языком, из них готовят инструкторов для обучения бойцов Национальной гвардии Украины. Обучение должно начаться в марте. Конгресс США готовит законопроект о поставках оружия на Украину. Предвкушение войны объединило республиканцев и демократов. Эскалации конфликта требуют, помимо Джона Маккейна, вице-президент США Джо Байден, возможный будущий президент США Хиллари Клинтон, бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, сенатор Майк Тёрнер, бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, представители Пентагона и многие другие.
Военное решение украинского вопроса видится политическим верхам в США способом решения экономических проблем Америки и одновременно способом достижения глобальных геополитических целей. Ключевой для США момент — заделать трещину в союзнических отношениях с Европой. Соорудив пугало «российской угрозы», США придали Североатлантическому альянсу второе дыхание. Для оживления собственной экономики Соединенным Штатам требуется принудить Европу к заключению невыгодного Евросоюзу соглашения о Трансатлантической зоне свободной торговли. Сделав это, «глобальная элита» вскроет европейский рынок для зарегистрированных в Америке транснациональных корпораций.
На таком фоне соблюдение Минских соглашений — последнее, к чему будут стремиться США. Официальный представитель Государственного департамента Дженнифер Псаки уже объявила эти соглашения «просто листом бумаги».
Европа стоит перед очень серьёзным выбором. Продолжая обслуживать интересы США, Европейский союз, как точно определила Марин Лё Пен, сам загоняет себя в ловушку. В то же время в какой-то точке жизненно важные интересы России и Европы совпали настолько, что во время «минского марафона» Брюссель и Москва оказались по одну сторону баррикад против милитаристов из Вашингтона и их киевских клевретов.
Куда двинется Европа дальше? Как долго она сможет пребывать меж двух огней? В любом случае европейцам полезно помнить, что Москва никогда не отказывалась от своих предложений по созданию неделимой системы континентальной безопасности. Возможно, иных способов уберечь Старый Свет от войны уже и не осталось.