Бюджет - 2015: запрограммированный провал - 15.01.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бюджет - 2015: запрограммированный провал

© РИА Новости . Сергей Старостенко / Перейти в фотобанкМитинг против «антиконституционного характера социального пакета госбюджета Украины на 2007 год»
Митинг против «антиконституционного характера социального пакета госбюджета Украины на 2007 год»
Читать в
Специалисты Киевского центра политических исследований и конфликтологии проанализировали действующий государственный бюджет Украины

Государственный бюджет-2015 принят и вступил в силу. Нарушение сроков бюджетного процесса уже стало традицией, как и его принятие «вслепую» — депутаты практически никогда не имели достаточного времени, чтобы проанализировать содержание основного финансового документа страны.

Но ситуация при принятии бюджета-2015 уникальна. Он принимался тогда, когда еще не было приложений к нему, в которых конкретизируются общие положения, закрепленные в законе о бюджете. Депутаты голосовали за документ, не имея представления о его конкретном содержании (например, о том, кто является распорядителями доходов бюджета, т.е. кто реально будет делить «бюджетный пирог» — авт.).

Кроме того, воспринимать принятый бюджет всерьез не стоит. С его критикой уже выступил не кто иной, как главный инициатор его принятия премьер А.Яценюк, заявивший о необходимости его пересмотра до 15 февраля «после консультаций с международными финансовыми организациями», а также спикер парламента В.Гройсман.

Понятно, что принятие абсолютно сырого, основанного на сомнительных расчетах, документа мотивировалось лишь одним — желанием показать МВФ, что бюджет есть. Иначе нельзя было рассчитывать на получение очередных траншей кредита МВФ, о чем представители власти откровенно заявляли.

Принятие окончательного варианта бюджета после консультаций с МФО, как и приглашение «варягов» в правительство можно рассматривать как формальное признание украинскими властями полной утраты страной суверенитета, превращения Украины в подмандатную территорию Запада.

Кроме того, бюджет принимался практически одновременно с изменениями в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые должны были стать основой его разработки. Т.е., фактически он принимался при отсутствии основополагающих законодательных актов, необходимых для расчета основных бюджетных параметров.

Естественно, что ожидать в таких условиях появления даже не реалистического, а просто правдоподобного документа, не приходилось. Тем не менее — делать нечего — попытаемся проанализировать то, что «маємо». Основные макроэкономические параметры бюджета-2015 таковы.
Доходы бюджета установлены в размере 475,240 млрд. гривен, расходы — 527,194 млрд. гривен и предельным объемом дефицита госбюджета в 63,670 млрд. гривен.

Уменьшение ВВП Украины в 2015 году должно составить 4,3%, инфляция — 13,1%, предельный госдолг — 68,3% ВВП, или 1,176 трлн. гривен (74 миллиарда долларов по текущему курсу НБУ — авт.).

Объем платежей по обслуживанию государственного долга на 2015 год прогнозируется в объеме 74,6 млрд. гривен (4,7 млрд. долларов).

Бюджет рассчитывался, исходя из прогноза курса 17 гривен за доллар (то есть предполагается, что доллар в течение 2015 года будет иметь стабильную цену) и средневзвешенной цены газа на уровне 345 долларов за тысячу кубометров. Прогнозируется также, что размер экспорта товаров и услуг уменьшится на 8,9% — до 59,1 млрд. долларов, объем импорта — на 12,8%, до 60,7 млрд. долларов.

Документ предусматривает получение 65,4 млрд. гривен перечислений от Национального банка и 17 млрд. гривен за счет приватизации.

И, если падение реального ВВП на 4,3% выглядит более- менее реалистическим при выполнении определенных условий (например, при прекращении военных действий на востоке страны, на что власть явно не настроена, поскольку эти действия пока позволяют маскировать ее вопиющую некомпетентность и провалы в проведении экономической и социальной политики), то остальные макроэкономические показатели не выдерживают никакой критики.

Доходы бюджета-2015 должны превысить соответствующий показатель бюджета 2014 г. (притом, что его выполнение было полностью провалено) приблизительно на 25%.

Это действительно возможно, но увы — лишь в том случае, если показатель инфляции существенно, в разы превысит прогнозируемые 13,1%. С учетом того, что в 2014 году инфляция составила почти 25%, заложенный при расчетах бюджета ее показатель выглядит совершенно нереалистическим.

Впрочем, как и увеличение в 2015 году поступлений от НБУ втрое по сравнению с 2014 годом. Это достижимо только в том случае, если на полную силу заработает печатный станок, что немедленно активизирует инфляцию и дальнейшее падение курса гривны. Что, в свою очередь, повлечет прекращение кредитования со стороны международных финансовых организаций, без которого невозможно предотвращение суверенного дефолта Украины.

Абсолютно невыполнимым представляется также получение 17 млрд. гривен от приватизации.

В сложившейся ситуации, это возможно лишь при запуске механизма реприватизации («отъема» собственности у недружественных олигархов с ее последующей повторной приватизацией), а также массовой распродаже оставшихся в госсобственности активов за бесценок. Понятно, что сейчас никто не даст нормальную цену за эти активы, она будет в разы ниже, чем ее можно было продать до майданной «революции». Кроме того, при расчетах параметров госбюджета предполагалось, что будут реализованы все антисоциальные меры правительства. Но этого не произошло, часть наиболее одиозных мер ВР, движимая чувством самосохранения, заблокировала.

Наиболее существенные социальные нормы госбюджета выглядят следующим образом. Предполагается:

— уменьшить единый социальный взнос с 41% до 16,4% (во втором чтении и в целом в рамках законопроекта «О реформировании и легализации фонда труда»). В то же время, эта норма предусматривает такие ограничительные рамки, которые не сможет выполнить абсолютное большинство работодателей, т.е. реально речь о легализации заработной платы и преодолении практики выплат зарплат в конвертах не идет;

— оставить прежней заработную плату судей (ранее планировалось увеличение окладов в три раза);

— принять решение о возможной индексации зарплат, пенсий и иных социальных выплат по итогам первого полугодия 2015 года (в первой редакции закона о госбюджете речь об индексации не шла — авт.);

— оставить прежней ставку учителей (18 часов, планировалось увеличить нагрузку педагогических работников до 25 часов в неделю);

— сохранить право льготного проезда для школьников и работников школ. При этом, принятие решения по этому вопросу передано местным органам власти, у которых соответствующих средств на данные цели нет, т.е. речь идет о чисто популистской норме;

— продолжить финансирование питания школьников льготных категорий 1-4 классов, сирот, детей инвалидов, детей из малообеспеченных семей — но за счет местных бюджетов, где данные средства не предусмотрены;

— гарантировать молодежи получение полного среднего образования на бесплатной основе (ранее предполагалось ввести платное обучение в 10 — 11 классах — авт.);

— лишить права бесплатного проезда в общественном и междугороднем транспорте ветеранов Великой Отечественной войны, чернобыльцев, ветеранов труда, жертв нацистских преследований.

В целом, корректировка антисоциальных норм бюджета выглядит скорее, как попытка завуалировать его антигуманную сущность. Но все же пересмотр отдельных норм затрудняет его выполнение (впрочем, действительно ли эти нормы будут смягчены, будут решать не украинские власти, а «старшие товарищи» из международных финансовых организаций — авт.).

Предполагалось ввести сроком на 12 месяцев дополнительные пошлины на 100 товарных групп по ставке 5-10%. Но эта норма отрицательно оценена в ЕС и ВТО, так что вступление ее в силу проблематично.

В целом, можно констатировать, что на данный момент бюджета-2015 как такового нет, и он появится в середине февраля. То же, что предлагается рассматривать в качестве бюджета, носит явно антисоциальный характер и при этом содержит совершенно нереалистические макропоказатели.

Оригинал публикации

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала