Попытки Берлина реанимировать Минский переговорный процесс проведением 21 декабря встречи в формате трехсторонней контактной группы по Украине не удались. Уговоры канцлера и министра иностранных дел ФРГ украинское руководство, разумеется, выслушало. В ответ Порошенко уверил Меркель в том, что-де «ключевая» для мирного урегулирования встреча должна состояться в ближайшее время и это был бы «положительный сдвиг в процессе мирного урегулирования». Сказал, положил трубку… и тут же перезвонил президенту Белоруссии, пригласив его в гости на тот самый день (21 декабря), когда планировалась не состоявшаяся в Минске трёхсторонняя встреча. А на следующий день, 22 декабря, в Киев был приглашен президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Обе эти встречи Порошенко заранее объявил своевременными, важными и символическими.
Трудно избавиться от впечатления, что украинский президент «водил немцев за нос», на самом деле вовсе не собираясь отправлять делегацию в Минск. Порошенко и в Варшаве рассуждал о проведении трехсторонней встречи в Минске, хотя главным предметом бесед с польским президентом были поставки оружия и перспективы приёма Украины в НАТО.
«Я еще не слышал о каком-то эмбарго на поставки оружия Украине», — пошутил президент Коморовский. Допустим, польскую сторону не волнует, что «кредиты» на оружие никогда не будут возвращены. Допустим, что Польша, чье экономическое развитие за последние 10 лет было достаточно успешным, может себе позволить такой подарок с панского плеча. И, конечно же, польский президент прекрасно понимает, зачем его украинский коллега берет «в кредит» оружие. «Мирный план», с которым Порошенко пришёл к власти, обернулся большими человеческими страданиями: почти 5 тысяч убитых, разрушенные города и сёла. Присланные американцами солдатские пайки разворованы, европейские деньги растеклись по чьим-то карманам — таковы вехи борьбы украинских властей с коррупцией.
Под стенами украинского парламента проводятся митинги, на которых звучат социальные требования. Люди требуют пересмотра кредитов, которые они брали при совсем другом курсе гривны; требуют лекарств (аптеки стоят полупустые), просят разобраться с банками, которые не возвращают депозиты… Постоянные пикеты проходят в больших спальных районах Киева, которые остаются без горячей воды.
Во время своего последнего (шестого за 2014 год!) визита в украинскую столицу Ф.-В. Штайнмайер, встречаясь с Климкиным, Яценюком, Порошенко, говорил о том, что с приближением зимы важно достичь договоренностей о доставке гуманитарных грузов в восточные регионы. И что же? Никакие гуманитарные грузы, включая те, которые снаряжает Ахметов, на восток не пропускает Днепропетровская область — этакое мини-государство, в котором правит Коломойский и которому Киев не указ. А ещё украинскому руководству безразлично, в каких условиях живет население страны; немцам-то можно наговорить что угодно, а сделать по-своему. Веерные отключения электричества начались осенью, сейчас они продолжатся уже по графику: так сказать, забота о людях. И это — Киев, в провинции электричество отключают иногда на 9 часов в сутки.
…Американцам важно, чтобы развитие событий вокруг Украины не выходило за определенные рамки, устанавливаемые в Вашингтоне. Об этом говорят и визиты в Киев президентов Белоруссии и Казахстана. Стоило канцлеру Меркель обмолвиться о возможности переговоров между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, как от Порошенко последовали приглашения президентам Белоруссии и Казахстана приехать в Киев. Помимо прочего, это ещё и намек немцам на то, что столь далеко им заходить не следует.
В перерыве между приёмами Лукашенко и Назарбаева украинский президент побеседовал с Джо Байденом; доложил по первому вопросу, получил указания по второму. Теперь представление о стратегии США в Европе можно составлять по высказываниям киевских политиков. Например, по словам Яценюка об ОБСЕ как отжившем институте, который пора упразднить. Сказано так, чтобы слышали в Берлине: ведь Германия собирается в 2016 г. принять председательство в ОБСЕ. «Мы заинтересованы в том, чтобы укрепить ОБСЕ в качестве форума для диалога, как мост между Западом и Востоком, как оперативный инструмент предотвращения кризисов и организация, которая занимается реальными делами», — говорит Штайнмайер.
Впрочем, Киев не интересует, что думают в Европе по поводу урегулирования украинского кризиса. Единственное, что требуется от Евросоюза — это деньги. Кстати, кто-то в Германии это понимает: «Киев хочет решить все военными средствами… США поставляют оружие, Европа должна придать легитимный характер и предотвратить банкротство», — пишет участник интернет-форума Spiegel. Только немецкие СМИ предпочитают об этом молчать. Молчать о том, как украинские политики выклянчивают европейские кредиты и встают в позу, когда встречают отказ. Молчать о страданиях людей, живущих вблизи линии фронта. Молчать о резком ухудшении условий жизни по всей Украине. Только сегодня шила в мешке не утаить, и в итоге немцы всё меньше доверяют своим СМИ. Особенно сообщениям об Украине. Вот результаты последнего декабрьского опроса на этот счёт, проведённого в Германии:
Такое неприятие односторонней подачи информации в СМИ начинает выплескиваться на улицы. 13 декабря у резиденции федерального президента Германии, который известен своей антироссийской риторикой, прошла первая антивоенная демонстрация, в которой приняли участие 4 тысячи человек. Аналогичные акции состоялись в Бохуме, Гейдельберге и Гамбурге. Разумеется, солидные немецкие издания об этом «мелком происшествии» умолчали.
Автор статьи: Наталия Меден