Взять, допустим, Эдуарда Лимонова и Захара Прилепина. Первый — состоявшийся классик, перманентный бунтарь и хронический революционер. Второй — востребованный, модный автор, пытающийся вырваться, пусть даже и в своем воображении, за рамки писательского ремесла, показать себя творцом истории и доиграть недоигранное в детстве в солдатики.

Лимонов, заклеймив «хохла Чаленко», отказался быть «хохлом Савенко»
Лимонов, заклеймив «хохла Чаленко», отказался быть «хохлом Савенко»
© из архива Александра Чаленко
Я бы вспоминать о них сейчас не стал, но в своем творчестве, подчеркну, в обоих случаях — незаурядном, Лимонов и Прилепин в последнее время зацепили мой родной город. Кстати, полагаю, что Донецк они по-своему любят, но видят его исключительно через призму собственных миров, вполне эгоцентричных. При этом, несмотря на то, что упомянутые авторы выступают не только в разных весовых категориях, но и в разных видах спорта даже, они ревниво посматривают друг на друга, оценивают и как бы невзначай норовят оцарапать оппонента (а они явно не соратники) стернёй донецких степей. И своими талантливыми перьями, разумеется, тоже.

Прилепин добрый кусок (злой, на самом деле, просто большой) свежего произведения «Некоторые не попадут в ад», о своих похождениях на донбасской войне, посвятил Лимонову. Общая идея — старый Дед Эдичка вовсе не так крут, как сам пишет, и тем более далек по уровню крутизны от налитого пузырящимся соком жизни и не вылезающего из окопов и лучей славы Захара. К тому же, на Балканах Лимонов как-то не так воевал, да и не воевал вовсе, а скорее прогуливался. И вообще…

По всему видать, есть тут вкрапление неких комплексов. Не хочу сказать, что речь идет об обиде и мести, хотя нехорошие мысли в этом направлении  невольно кристаллизуются. Известный журналист и скрупулёзный, дотошный даже исследователь творчества Прилепина и Лимонова Александр Чаленко вообще бескомпромиссен в оценке:

«Это была его (Прилепина. — Ред.) месть Деду (Лимонову. — Ред.) за исключение из нацболов. Прилепин, напомню, стал сопредседателем ОНФ («Общероссийского народного фронта». — Ред.). Это и стало поводом для исключения».

Очень может быть. Чаленко виднее, очень уж он внимателен к персонам помянутых авторов и их литературно-политическому творчеству.

«Некоторые не попадут в ад». Книга обнаженного Захара Прилепина
«Некоторые не попадут в ад». Книга обнаженного Захара Прилепина
© РИА Новости, Екатерина Чеснокова | Перейти в фотобанк
Уязвленное самолюбие Эдуарда Лимонова и впечатления, навеянные недавним его визитом в Донецк, вызвали к жизни несколько коротких, бойких, емких заметок в ЖЖ. Прежде всего, он буквицами отшлепал Прилепина.

«Не о нацболах

Книга Прилепина "Санькя" — это не о нацболах.

Это о "завтравцах" скорее, то есть о тех, кто тусовался вокруг газеты "Завтра". В "Санькя" много соплей и слёз и поповщины и сентиментальности, а нацболы всегда были современны, грубы, не сентиментальны. Нацболы par excellence были Андрей Гребнев и Андрей Сухорада, ну ещё Егор Летов в своих устремлениях.

Среди нацболов всегда было мало верующих.

Православие фактически считалось синонимом ханжества. Так что это не мы в "Санькя".

Внутри нацболов такое мнение было и даже преобладало.

Так что…»

Еще Лимонов обрисовал Донецк, каким тот ему представился в июне 2019 года. Симпатичный вышел образ, причем рафинированно мирный. Некоторые фразы крайне точны, стопроцентное попадание в суть. Но мирный, да.  

«Донецк: ничего от фронтового города

Донецк поразил своим спокойствием. Большой, разогретый солнцем южный город, чистый и хорошо подметённый, я бы даже сказал "вылизанный", над речкой Кальмиус. Ничего от фронтового города.

Улицы широкие, дома скорее богато выглядят. Зелёный. Чище Москвы.

Опять-таки, повторюсь, ничего от фронтового города, в декабре 2014-го я был в Луганске вот тот выглядел фронтовым городом. Покоцанным повсюду.
Такое впечатление (доказательств у меня нет), как будто существует один квадрат, куда украинские злыдни выпускают время от времени пару десятков снарядов, и только.

А в остальном городе только нешумная канонада была слышна.

Все высотки целы, кафе "Сепар", где взорвали Захарченко, аккуратно стоит, удобно так, только что неоштукатуренное, а так в порядок приведённое здание. Ну не обслуживает клиентов ещё, но, может, будет обслуживать…

Из Москвы представляется, что в Донецке нечто ужасное происходит, на самом деле — жаркий южный город. Катерки по Кальмиусу лениво бороздят воды.

Зато военных начальников (невидимых) полным-полно, и корпусные, и всякие, и МГБ, и чёрт знает кого только нет. И все невидимые… Говорят, многие начальники СБУ возвратились и спокойно служат. Профессионалы всегда нужны.

То, что несколько нацболов погибли за эту землю, а кто и без конечностей остался, — никого не интересует.

Вряд ли и начальники знают про погибших нацболов. Вот оно правое дело как выглядит».

«Кончились танцы. Донецк и Луганск уходят по-настоящему». Соцсети о паспортизации Донбасса
«Кончились танцы. Донецк и Луганск уходят по-настоящему». Соцсети о паспортизации Донбасса
© РИА Новости, Владимир Песня | Перейти в фотобанк
Доводилось слышать от донецких друзей, что приезд Лимонова взбудоражил неких ответственных товарищей. На передовую природного смутьяна решили, от греха подальше, не возить. Может, чтобы в атаку не пошел или чтобы пулю-дуру не поймал. Второе скорее. Окажись писатель хотя бы на Петровке, в районе Путиловки, я уж не говорю о Зайцево, гамма эмоций у него была бы совсем иной. А так — все мирно, знойно. "Нешумная канонада"!

Хотя досадливую фразу Эдуард Лимонов все же бросил. Комплексную такую, поездки в Донецк она тоже касается:

«Вы — это вы, я — это я.

Кто-то меня ругает за Донецк, кто-то ругает за "Санькю", кому-то я не по вкусу из-за жёлтых жилетов. Да идите вы все куда подальше!

Я живой, размышляющий человек и никого не спрашиваю, как мне смотреть на вещи.

Генералы в Донбассе струсили, что я приехал, факт, и я там несколько суток сидел, пока они трусили. С такими генералами во главе не дай бог воевать, если война придётся на субботу-воскресенье, будут ждать понедельника, чтобы ответить.

О "Саньке" значительная часть партии так всегда и думала, что не о нас написана книга, но Прилепин был свой, и мы не хотели его расстраивать. Теперь он не свой, и сообщить, что это не о нас, всё равно полезно.

Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж
Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж
© Павел Нырков
Жёлтые жилеты — это та же борьба "пипл" против "элиты", как у нас в Екатеринбурге и Архангельске. Наши СМИ все промакронистые, поторяют ложь МВД Франции. Я не поленился, съездил, познакомился, постарался понять. Намеревался инкогнито туда заехать, не получилось, но перед СМИ не вихлялся, пресс-конференций не устраивал, собой не щеголял.

Вы бы смирились, дорогие читатели, и перестали меня порицать, тюлени. Вы — это вы, я — это я. Так что кто мной недоволен — читайте других».

В общем, у Лимонова Донецк — умиротворенный, чуть ли не курортный. У Прилепина идет война, даже когда он, по его же книге, напропалую выпивает и закусывает в ресторации «Пушкин», снисходительно умиляясь местным «хохлам», глядящим на него, всамделишного россиянина, как на полубога.

Говорю же, фантазеры, могучие лбы. С одной, считай, точки, на события смотрят, а видят разное.

Да, собственно, себя в основном и видят. Остальное — фон, антураж, массовка, мирный воюющий Донецк.