С 1 января 2018 года иностранные граждане и лица без гражданства смогут въехать на территорию Украины только по биометрическим паспортам, а при прохождении пограничного контроля должны сдать отпечатки пальцев.
Кроме того, россияне, планирующие посетить Украину, должны будут заранее уведомить об этом и предоставить Министерству иностранных дел страны пакет документов, который определят дипломаты. Граждан РФ также обяжут регистрироваться по месту постоянного пребывания и сообщать о перемещении по территории Украины.
«У нас есть план введения визового режима, но я всегда считал, что обычные визы, если их просто в паспорт ставить, они нас из России не выгонят. Нам нужен, во-первых, биометрический контроль на границе, во-вторых, контроль за всеми, кто въезжает из России, как это есть в других странах, например, в Израиле. Далее, если этого будет недостаточно, ввести не просто визу, а биометрическую визу. Тогда уже чётко будет известно — кто, где и когда. И тогда будем контролировать всех тех, кто заезжает к нам», — заявил глава МИД Украины Павел Климкин.
Наблюдается дисбаланс в отношении въехавших в Россию граждан Украины и россиян, посетивших Украину: 5,7 млн против 1,4 млн человек, то есть почти в четыре раза. По данным Министерства внутренних дел РФ, за период с января по июнь 2017 года 245 602 граждан Украины въехали на территорию страны на заработки, 219 086 — с частным визитом, 20 684 — как туристы, 13 508 — на учёбу, 27 666 — въехали в страну с другими целями. В апреле официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что в России по данным на 16 марта 2017 года находились 2 млн 300 тысяч 320 граждан Украины, из них более 1 миллиона — это переселенцы с Донбасса.
«У Украины фактически нет дипломатических отношений с Россией, кроме общения по освобождению политзаключенных и во время встреч в «нормандском формате». Послов у нас нет. Какие дипломатические отношения? Это просто какая-то рамка для того, чтобы беспокоиться о наших гражданах», — сказал Климкин.
В 2014 году после перехода Крыма в состав РФ Киев отозвал для проведения консультаций своего посла Владимира Ельченко, который после этого так и не вернулся в Москву. Москва сделала аналогичный шаг, но спустя три месяца Михаил Зурабов, в отличие от украинского коллеги, вернулся. Таким образом, в течение трёх лет двустороннее взаимодействие осуществляется на уровне временно поверенных в делах.
Более года украинская сторона препятствует назначению российского посла. В августе 2016 года МИД Украины отказался выдавать агреман Михаилу Бабичу, которого Москва предлагала на пост посла России на Украине, сославшись на то, что РФ заранее не проинформировала о его кандидатуре. Однако заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции Елена Зеркаль заявила, что вопрос о назначении главы российского дипломатического представительства и вовсе снят с повестки дня. Получается, кого бы ни предложила Москва, Киев ответил бы отказом, потому что речь идет не о протесте против Бабича в частности, а против российского посла в целом.