Беженцы с Донбасса в Нижнем Новгороде: вся надежда только на Россию
Беженцы с Донбасса в Нижнем Новгороде: вся надежда только на Россию
© предоставлено автором
— Дмитрий, какая сегодня ситуация в Республике в сфере высшего образования? Какие проблемы? На что следует обратить внимание?

— Первое, на что следует обратить внимание, — это на ожидание серьёзных перемен, связанных с заключением договором с партнёрскими вузами Российской Федерации, в частности, Донецкий Национальный Университет получил в качестве партнёра МГУ им. М.В. Ломоносова. Уверен, что данное сотрудничество позволит системе высшего образования Республики выйти на совершенно новый качественный уровень. Это и повышение квалификации, и стажировка, и переподготовка педагогов Республики. Это и знакомство с научной базой вуза-партнёра, и усиление обмена студентами и аспирантами. А также раскрытие творческого потенциала наших студентов на необъятной информационной площадке России.

В Донецком Национальном Университете на сегодняшний день обучается 17 тысяч студентов. Основная проблема системы высшего образования, как и всей системы образования Республики, это серьёзного влияние военных действий на морально-психологическое состояние и студентов, и педагогов. Постоянные обстрелы вынуждают родителей переводить студентов в российские вузы, что в дальнейшем скажется на демографической ситуации в Республике. Ещё одним болевым моментом на сегодняшний день является расширение квот для абитуриентов Донецкой Народной Республики в российских вузах. Возможность поступить на бюджет в престижные вузы России практически сводит на нет работу приёмной комиссии донецких вузов.

Ирина Макаренко: Нас восемь лет убивали только за то, что мы «москали»
Ирина Макаренко: Нас восемь лет убивали только за то, что мы «москали»
© из личного архива И.Макаренко
- Дмитрий, это может привести к ликвидации некоторых кафедр, к закрытию непопулярных специальностей?

— Системе высшего образования республики необходимо провести качественный мониторинг потребностей существующих отраслей в профессиональных кадрах. С уменьшением потребности в инженерных кадрах требуется перенаправить часть студентов на более перспективные специальности, связанны с IT. Учитывая, что в Российской Федерации этой сфере уделяется серьёзное внимание, мы можем стать активными участниками этого процесса.

— Кто учить будет? Есть в Республике профессорско-преподавательские кадры, которые могли бы обучить специалистов?

— На самом деле специальности, связанные с IT, в нашей Республике представлены очень давно. И в Донецком национальном техническом университете, и в Донецком национальном университете. Поэтому, скорее всего, произойдёт переформатирование с уровня кафедры и факультетов до уровня институтов и академий.

Ещё одна сфера очень важная для нас — это сфера, связанная с культурой. Имея четыре академических театра, мы нуждаемся в профессиональных вузах, связанных с воспитанием будущих актёров, режиссёров, сценаристов. Возможно, создание и сферы киноиндустрии в Донбассе. А также считаю вполне возможным усиление сферы, связанной с дизайном, графикой и изобразительным искусством. Да, в Донецком национальном университете есть кафедра дизайна и арт-менеджмента, она относится к экономическому факультету. Но это всего лишь кафедра, возможет другой масштаб, больший.

— Знаю, что в последние годы есть случаи «образовательного туризма». Приезжают абитуриенты из Российской Федерации и поступают в наши высшие учебные заведения, связано это с тем, что качество образования высокое, а плата низкая. Много ли таких примеров вы знаете?

— Несмотря на непрекращающиеся боевые действия, все вузы Донбасса имеют возможность принимать иностранных студентов. Самый большой поток абитуриентов идёт из Российской Федерации. А это от ста до трёхсот человек в год в каждом крупном вузе. Что привлекает? Первое: доступность образования. Второе: возможность получить образование в дистанционной форме. Третье: в Республике удалось сохранить высокой уровень преподавательского состава, наши преподаватели на сегодняшний день ещё и получили возможность на постоянной основе повышать квалификацию и стажироваться в Российской Федерации.

— А что делать будем с ребятами с освобождённых территорий. Они придут сейчас в наши вузы, а в голове у них «украинская школа». Это проблема, как её решать?

— Я считаю, что ответственные за воспитательную работу должны обратить внимание на кураторский сектор. Месяц, а может быть и два отвести на адаптацию и интеграцию вновь прибывших в молодёжное сообщество Донбасса. Реализация деятельностного подхода позволит включить ребят в беседы, игры, экскурсии, квесты и другие внеаудиторные мероприятия, синхронизировать взгляды и убеждения молодых людей с освобождённых территорий с нашими взглядами.

— Хватит ли двух месяцев? Восемь лет ребята подвергались влиянию украинской пропаганды, разве можно за два месяца добиться синхронизации?

— Конечно, нет, но здесь важен правильный первичный импульс, который задаст позитивный тон нашему дальнейшему взаимодействию.

— Хватит ли усилий воспитательных отделов наших вузов. Насколько я знаю, сотрудников там немного, справятся они или надо расширяться?

— Лучшим рекрутёром волонтёров является действующий волонтёр, а это значит, что лучшим воспитателем в итоге должны стать наши студенты и те молодые люди с освобождённых территорий, которые стали нашими сторонниками.

Дончанка Елена Лимарева: Мы все — жертвы украинского режима
Дончанка Елена Лимарева: Мы все — жертвы украинского режима
© из личного архива
- Дмитрий, вы сторонник Болонской системы образования?

— В 1998 году в честь 900-летия создания Болонского университета европейское образовательное сообщество предложило идею синхронизации образовательных систем различных государств. Это позволило обеспечить академическую мобильность студентов, признание дипломов и обеспечить прозрачность организации учебного процесса. Реализацию этой идеи осуществили через двухэтапность образования — бакалавриат и магистратура.

Специалитет в наших вузах остался в технических специальностях, медицинских и других, которые не требуют реализации второй ступени, то есть подготовки будущих учёных. Исторически российская система образования строилась как комбинация европейской (со времён Петра Великого) и уникальной советской системы. За период с 2003 года по сегодняшний день Болонская система в России показала свои сильные и слабые стороны. Сейчас настал момент взять всё лучшее из нашей отечественной системы образования и лучших мировых образцов — японской, китайской, американской, западно-европейской.