— Сам факт диалога по стратегической стабильности уже важен, это психологически меняет атмосферу межгосударственных отношений. А практический успех зависит от того, удастся ли договориться о сохранении стратегической стабильности — в широком смысле, не только в отношении ядерных арсеналов. Включить в это понятие обычные вооружённые силы, военные базы, состав и действия военных блоков, а также такие сферы возможной военной конфронтации, как киберпространство и космос.
В системе глобальной стабильности должны учитываться и географические зоны конфликтов: Ближний и Средний Восток, Украина, Чёрное и Южно-Китайское моря, а также Арктика. Всё это в целом должно быть охвачено общими усилиями и обязательствами по стабилизации, предотвращающими опасную конфронтацию.
— Анна, заявление Байдена выглядит безосновательной риторикой, направленной на внутреннюю аудиторию и партийную борьбу. Самому Байдену, вполне вероятно, хотелось бы создать с Россией двустороннюю рабочую группу по борьбе с киберугрозами. Но он может столкнуться с резкой двухпартийной оппозицией. Демократы сейчас в принципе против сотрудничества с Россией, а республиканцы хорошо помнят, как в 2017 году их оппоненты обрушили вал негодования на тогдашнего президента Трампа точно за такую же идею рабочей группы по киберугрозам. В итоге затея Трампа была провалена, а идея символически похоронена.
Если и получится подступиться к серьёзному сотрудничеству между США и РФ в киберпространстве, то, скорее всего, это будет после выборов 2022 года в США. До того вероятны разве что разовые консультации по отдельным темам.
- Недавно источники издания «Зеркало недели» назвали имена двух кандидатов на должность посла США на Украине: Энтони Годфри и Даниела Розенблюма. Какой курс на Украине будет реализовывать каждый из них, если возглавит американскую дипмиссию в Киеве?
— Соединённые Штаны Америки не имеют посла в Киеве уже более двух лет, что выглядит довольно абсурдно. Оба дипломата, которых прочат в послы, — опытные карьерные волки, проведшие десятилетия на госслужбе. Энтони Годфри — активист, стремящийся прямо влиять на ход событий. Даниел Розенблюм — сторонник использования финансово-экономических инструментов. Второй вроде больше соответствует байденовской доктрине «успокоения» Украины.
- Для чего в Киев направили заместителя помощника госсекретаря Джорджа Кента, который ранее работал в посольстве США на Украине и которого называли куратором украинских антикоррупционеров, на период отпуска временного поверенного в делах США Кристины Квин?
— Похоже, что Кент должен в контакте с Зеленским упорядочить украинскую олигархию, которая рассматривается как главный генератор внутренних проблем для Украины. В Вашингтоне признают, что олигархии в целом выгодна хроническая нестабильность власти и вялотекущая война, что позволяет магнатам решать любые вопросы неправовым образом в свою пользу. Это мешает курсу Байдена на стабильность и предсказуемость.
- В недавнем интервью «Радио Свобода» (СМИ, признанного в РФ иноагентом) Кент сказал, что Украина входит в пятерку стран, получающих наибольшее финансирование США, но при этом даёт понять, что американцы не хотят участвовать в переговорах «нормандского формата», а на саммит «Крымской платформы» ни Байден, ни Камала Харрис не поедут. Что США собираются делать с Украиной в дальнейшем?
— Пока всё выглядит так, что Соединённые Штаты Америки хотят успокоения для Украины под опекой Германии и Франции, чтобы иметь в Европе стабильный тыл и развязать себе руки для активных действий против Китая в Азии.
- Среди украинских экспертов есть мнение, что Запад подталкивает Украину к восстановлению отношений с Россией, чтобы снять с себя необходимость содержать Киев, а заодно Штаты и ЕС перестанут жёстко конфликтовать с Москвой, к чему они в последнее время активно стремятся. Согласны ли вы с этим тезисом?
— Согласен.