Торжественное открытие Мариупольского порта состоялось 2 сентября 1889 года. В настоящий момент это один из пяти крупнейших морских портов Украины. Доля порта в грузообороте морских портов Украины в 2020 составила 4,4%. Через систему каналов порт связан с Каспийским, Балтийским и Белым морями, а через Керченский пролив — с Чёрным морем. Грузы из порта отправлялись в 30 стран мира, на первых местах — Италия, Турция и Великобритания.

Сухопутная территория — около 68 гектаров. Длина причальной линии — четыре километра. Порт принимает грузовые суда длиной до 240 метров и осадкой 7,7 метров. Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов грузоподъемностью 100 и 150 тонн. Действует также комплекс международных морских грузопассажирских сообщений с пропускной способностью 130 человек в рейс. До начала СВО в порту работало 350-400 человек, по состоянию на 2 мая вернулось 200 специалистов.

Мариупольский морской порт: страшная судьба в тисках украинской политики
Мариупольский морской порт: страшная судьба в тисках украинской политики
© AFP, Aleksey FILIPPOV

Пропускная способность порта — 17 млн тонн грузов в год, но использовался он отнюдь не в полной мере. В 2020 году оборот порта составил 7,25 млн тонн, в 2021 — 6,87 млн тонн.

Мариупольский порт является специализированным — с самого начала он был ориентирован на донецко-криворожский рудно-угольный бассейн. Первый коммерческий груз, отгруженный в порту в 1889 году, был именно уголь Донбасса. Ситуация не поменялась и сейчас — порядка 74% грузов, которые были отгружены в порту в 2021 году, относились именно продукции горно-металлургического комплекса — металл, уголь, кокс.

Собственно, именно специализация порта сыграла свою роль в 2014 году. Через Мариупольский порт отправлялась заказчикам значительная часть экспортной продукции группы «Метинвест» Рината Ахметова, к которой с 2006 года относился комбинат «Азовсталь», а с 2020 года — комбинат им. Ильича. Считалось, что порт, оставаясь в государственной собственности, управляется менеджментом Ахметова и именно его структуры рассматривались в качестве потенциального покупателя в случае приватизации.

По одной из версий, создание тогда ещё батальона «Азов» было связано с желанием Игоря Коломойского перехватить контроль над Мариупольским портом. Вообще, Ахметов на раннем этапе поддержал создание ДНР с тем, чтобы получить площадку для торга с новой властью (сам он был слишком прочно связан с Януковичем и Партией регионов). Коломойский же выступил «в поддержку территориальной целостности» именно с целью немного «пощипать» активы Ахметова — понятно, что осуществлять рейдерские захваты в условиях военных действий значительно проще.

Опять же, можно пригрозить уничтожением предприятий.

Как освобождают порт в Мариуполе: репортаж с места событий
Как освобождают порт в Мариуполе: репортаж с места событий
© Украина.ру

Кстати, Коломойский строил планы не только на Мариуполь. Именно он считался одним из организаторов «Одесской хатыни» (исполнителями были футбольные болельщики, из среды которых набирались «азовцы»), по итогам которой губернаторов в Одессе стал тесно связанный с группой «Приват» Игорь Палица. Порты Одессы и Ильичёвска тоже контролировал Ахметов, причём последний был «отжат» у Коломойского в довольно грубой манере — в один прекрасный день «приватовского» директора просто не пустили в порт.

Правда, ДНР очень быстро вышла из-под влияния Ахметова, а победить её и переделить активы не удалось. То же случилось и с портами. В конечном итоге Ахметов остался при своих и смог договориться с Порошенко, а позже и с Зеленским. Палица ничего Коломойскому не добыл, а сам довольно быстро оказался в орбите Ахеметова. Со временем богатейших олигарх Украины смог перекупить и «Азов», главной базой которого остался Мариуполь.

Успех Ахметова объяснялся тем, что в отличие от «тактика» Коломойского, он стратег — не всегда ориентируясь в быстро меняющейся ситуации, он передавливает на дальних дистанциях. Коломойский же вкладывается в проекты, которые дают быстрый эффект, но быстро теряет к ним интерес, когда оказывается, что финансировать их надо постоянно.

Победой Коломойского стала только блокада Донбасса, которая привела к национализации ахметовских активов в ДНР. Ну а битва олигархов за Мариупольский порт прошла в полном соответствии с известным анекдотом — пришёл лесник и всех разогнал. Роль лесника сыграли армии России и ДНР, занявшие город. Истерика Ахметова по поводу потерянных меткомбинатов никого уже не интересует.

Впрочем, это дела минувших дней, а какое будущее ждёт Мариупольской порт?

В ближайшее время, думается, порт будет работать только на приём — в условиях отсутствия пока ещё железнодорожного движения, именно морем будут доставляться в Мариуполь строительные материалы и техника. Позже, видимо, оборудование для восстанавливаемых комбината им. Ильича и «Азовмаша».

Дальше встанет вопрос собственности и признания. Сейчас Мариуполь — территория ДНР, и порт, соответственно, собственность республики. На протяжении нескольких месяцев статус должен поменяться — после освобождения всей территории ДНР наверняка встанет вопрос о проведении референдума о вхождении в состав России. Когда он состоится, неясно — это зависит не только от темпов наступления, но и от дальнейшего хода СВО.

«Загрузим порт стройматериалами». Пушилин и Хуснуллин посетили Волноваху и Мариуполь
«Загрузим порт стройматериалами». Пушилин и Хуснуллин посетили Волноваху и Мариуполь
© РИА Новости, Сергей Батурин / Перейти в фотобанк

Однако, даже и после того, как вопрос с принадлежностью будет решён, останется проблема признания — ведь даже Крым до сих пор не признан и иностранные суда в его порты не заходят. Очевидно, так же будет и тут: из Мариуполя довольно долгое время будут ходить только российские суда, а оформление грузов, очевидно, будет осуществляться в Таганроге, Ейске или Ростове, чтобы не вызывать конфликтов с портовыми властями третьих стран.

Скорее всего, изменится и характер загрузки порта. Да, поток металлургической продукции тут тоже будет, но более важным станет продукция аграрная. Один из основных пользователей порта — агрохолдинг HarvEast, принадлежащий Ахметову и Вадиму Новинскому. Этот поток и так был немалым: до 2014 года 3% оборота порта составляло зерно, а в 2021 году его доля превысила 10%. В порту был построен новый зерновой терминал.

Сейчас эта доля будет гораздо больше хотя бы за счёт того, что освобождённые территории пока не могут пользоваться Херсонским портом и портами Одессой области.

Учитывая мировой продовольственный кризис, перевалка зерна, овощей и удобрений станет крайне важным направлением работы Мариупольского порта. Правда, произойдёт это, скорее всего, уже в будущем году — нынешняя посевная на освобождённых территориях фактически сорвана. Впрочем, после восстановления железнодорожного сообщения, часть аграрной продукции может быть направлена в Мариуполь.