Так, в рамках расследования дела по импичменту Дональда Трампа бывший спецпредставитель США по переговорам по Украине Курт Волкер 2 октября предоставил Конгрессу переписку, которую вел в мессенджере с видными украинскими и американскими деятелями. А 5 ноября эта переписка была обнародована на веб-странице комитета по разведке палаты представителей наряду с публикациями показаний других американских госчиновников. Правда, часть текста оказалась откровенно вымаранной, очевидно, аппаратом Конгресса в целях секретности.

Контекст появления переписки Волкера предопределил то, что в ней интересовались лишь вещами, связанными с темой импичмента, то есть украинской активностью Джулиани и намерениями Вашингтона подтолкнуть Киев к расследованию по «Бурисме». Поэтому и остался незамеченным уникальный текст, точнее скан документа на страницах 30-31 этого файла:

«

Концептуальная записка

Слом олигархической системы посредством антитрестовской реформы

Цели:

Фундаментально сломать тиски олигархической системы, сжимающие украинское общество.

Ликвидировать факторы, которые сейчас препятствуют верховенству права, создав вместо этого востребованность в верховенстве права со стороны самых влиятельных  элементов общества.

Создать условия для существенных иностранных инвестиций, стимулирования  роста ВВП, создания новых рабочих мест, роста зарплат.

Преодолеть разделение украинского общества, которое углубилось из-за ощущаемой несправедливости и коррупции  в правовой и экономической системах.

Почему нужно играть по-крупному?

Коррупцию часто считают проблемой для Украины, но на самом деле это симптом большей проблемы.

Эта большая проблема — искажение политической и экономической системы олигархами, имеющими непропорциональную власть в стране:

Они стремятся к контролю над институтами для личных благ, а не к поддержанию институтов, защищающих успешную конкуренцию.

Они стремятся к монопольным доходам, а не к дополнительным, разнообразным инвестициям в украинскую экономику как в целостность.

Это коррумпирует правовую систему, Раду и отпугивает иностранные инвестиции.

В этих обстоятельствах постепенные изменения не работают.

Только масштабная реформа, нацеленная на суть самой проблемы, дает Украине возможность фундаментальных перемен.

Ключевые компоненты

Украина «на грани экономического прорыва»
Украина «на грани экономического прорыва»
© Facebook, Тимофей Милованов | Перейти в фотобанк

Поставить целью, разработать и утвердить в парламенте очень жесткое антитрестовское законодательство, смоделированное с лучших образцов Европейского Союза.

  • Запретить чрезмерный контроль со стороны одного субъекта или небольшого числа субъектов над любым сектором украинской экономики.
  • Предотвратить чрезмерную горизонтальную и вертикальную интеграцию
  • Потребовать от любого лица или компании, превысившего установленные пределы, продать активы, чтобы прийти в соответствие с законодательством.
  • Фиксированный период приведения в соответствие с законодательством — например, 3 года.

Выполнившие данные условия сохраняют доход от продажи активов за вычетом одноразового 10-процентного налога.

После выполнения этих условий они получают амнистию от преследования за преступления, связанные с приобретением этих активов, взяточничеством и коррупцией.

Что касается не выполнивших данные условия, то государство принудительно распродает их активы в их же пользу, но удерживая 30-процентный одноразовый налог.

  • Они не получают амнистии от преследования за прошлые преступления.
  • Отказ от согласия с распродажей имущества является деянием, наказуемым в соответствии с законом.

США, ЕС и МВФ расценивают имплементацию данного законодательства как крупнейшую реформу.

Учреждается специальный Международный апелляционный суд, находящийся в Лондоне или Гааге, с целью надзора над имплементацией законодательства и разрешения возникающих споров.

Политические выгоды

Проведение на Украине амбициозной масштабной реформы, которая ломает систему в соответствии с обещаниями, данными Зеленским во время предвыборной кампании.

Служит лакмусовой бумажкой для добивающихся избрания в Раду — президентские кандидаты обязуются поддержать такое законодательство и призывают других сделать то же. Идентифицирует президентскую повестку и является методом ее продвижения в ходе выборов Раду.

Используется как договоренность с США, ЕС и МВФ, служащая основой для получения дальнейших траншей бюджетной поддержки, технической помощи и поддержки частных инвестиций.

Демонстрирует фундаментальное присоединение Президента и его политической партии к стандартам США и ЕС.

Имплементация открывает двери к существенным иностранным инвестициям, которые увеличат рост ВВП, количество рабочих мест и зарплаты.

Создаёт «полюс притяжения» для оккупированных территорий Донбасса и Крыма».

На документе нет даты и подписи, но текст переписки кое-что проясняет.

Так, 21 мая, то есть через день после инаугурации, Волкер пишет Александру Данилюку, который через неделю станет секретарем СНБО: «Вот самый первый проект концептуальной записки по антитрафиковому (очевидно, описка, имелось в виду антитрестовскому. — П.С.) законодательству и слому олигархической системы. Пришлите мне реакцию, и я отредактирую текст».

В мессенджере указано, что файл «антитрестовская реформа» был послан через 15 секунд. 

А 25 мая между спецпредставителем госдепа и временным поверенным в делах США Уильямом Тейлором происходит следующий диалог в мессенджере. 

Волкер: Антитрестовская реформа.

(Указано, что в аттаче (в приложении к письму) послан файл под тем же названием на двух страницах).

Тейлор:  Мне это весьма нравится.

Волкер: Спасибо! Нужны дополнительные экспертные рекомендации, но хотел дать старт этому делу.

Тейлор: С удовольствием буду продвигать это в Киеве.

В тот же день Волкер посылает тот же файл и заму главы администрации президента Вадиму Пристайко. Очень может быть, что выше приведен именно его текст. Дело не только в том, что там тоже две страницы, а в том, что ясно видно — документ составлялся до выборов в Раду, а вероятно, и до начала кампании.

Но и после парламентских выборов тема не заглохла, 13 августа Тейлор пишет Волкеру: «Курт, мы встречаемся с Гончаруком и Рябошапкой в четверг (т.е. 15 августа. — П.С.), чтобы услышать их мнение о деолигархизации. Возможно, включим реформистски настроенную «большую семёрку» в эти усилия».

Очевидно, имеются в виду послы «семёрки» в Киеве, которые, кстати, имеют аккаунт в соцсетях как «послы большой семерки в поддержку реформ на Украине». Волкер отвечает: «Да. Всё хорошо. Можно ли будет организовать продолжение с «семеркой» (вместе с Рябошапкой, или после этой встречи — с Рябошапкой) 24 августа» (т.е. когда представитель госдепа будет в Киеве. — П.С.).

Видно, что тема деолигархизации имеет для Волкера исключительное значение — ни один другой вопрос, связанный с экономикой Украины, в этой переписке не присутствует: ни продажа земли, ни газовый транзит. Основное обсуждение вопроса, конечно, происходило в ходе личных контактов и по телефону. Реакция команды Зеленского на инициативы Волкера не ясна. Понятно лишь, что в ходе выборов она решила этот вопрос не поднимать. Не исключено, что здесь сыграл роль и фактор Коломойского (кстати, с Андреем Богданом, которого считают его креатурой, Волкер не переписывался, в отличие от Данилюка, Пристайко, помощника президента Ермака и министра обороны Загороднюка).

Однако, как видим, после выборов у Зеленского продолжили обсуждать этот вопрос. Правда, Волкер еще в конце сентября подал в отставку. А похоже, именно он сам (или кто-то из его помощников, но по его заказу) и является автором «концептуальной записки». Ведь представитель госдепа нигде не ссылается на то, что ему поручил ее продвигать кто-то вышестоящий. Однако его отставка, думается, ничего здесь не меняет принципиально. Ибо идея подобной деолигархизации должна давно витать в воздухе.

«Какое на*рен ВТО, какая Ассоциация?»: в чем смысл демарша Игоря Коломойского
«Какое на*рен ВТО, какая Ассоциация?»: в чем смысл демарша Игоря Коломойского
© скриншот с видео "Радіо Свобода" | Перейти в фотобанк

Уже говорилось, что озабоченность Запада коррупцией на Украине — это форма лоббирования своего бизнеса. Данный тезис, например, не раз встречался в статьях автора Украина.ру Василия Стоякина. И записка Волкера как раз это прекрасно иллюстрирует: под предлогом деолигархизации Запад должен приобрести излишки олигархических активов. А понятие излишки трактуется широко, речь ведь не только о сокращении доли определенных лиц на определенных рынках, но и ликвидация вертикальной интеграции, то есть контроля олигархов над технологическими цепочками (руда — уголь — кокс — металл). Очевидно, предполагается, что если олигарх не договорится с властью, с каким имуществом он должен расстаться, определить это должны иностранцы из суда в Лондоне или Гааге.

Ну а то, что именно западные компании эти излишки скупят, — понятно. Главные украинские олигархи будут практически отсечены от распродаж, чтоб у них не появились новые излишки. А приобретение, скажем, отечественными латифундистами, металлургических комбинатов, думаю, возможно только теоретически — непрофильной для себя деятельностью заниматься они не рискнут, тем более если из посольств «семерки» посоветуют не рисковать. Россиян само собой отсекут как страну-агрессора, ну а перспективы китайцев хорошо видны по ситуации с «Мотор-Сич».

Но если всё так очевидно, почему на Западе такие идеи не появлялись раньше? Во-первых, нельзя со 100%-ной уверенностью говорить, что не появлялись, — ведь о записке Волкера мы знаем лишь из-за расследования по импичменту, а таких экстраординарных ситуаций ни в США, ни в ЕС не было. Однако раньше время для реализации таких идей было действительно куда менее подходящее.

Сначала мешала украинская многовекторность. Поэтому нужно было, чтобы обозленные аппетитами «семьи» Януковича олигархи вложились в Майдан, обеспечив создание нового политического режима. Затем нужно было подождать, чтобы они вложились в украинскую армию, да и посмотреть, не рухнет ли украинская экономика, лишившись части Донбасса. Ну, а сейчас мавры сделали свое дело, и настал благоприятный момент, чтобы при помощи деолигархизационной технологии конвертировать внешнее политическое управление Украиной во внутриэкономическое господство на ее территории. Отказ же в доверии старой политической элите на выборах выглядит залогом того, что общество поддержит раскулачивание олигархов. Ну, а реализация Зеленским предложенного Волкером акта имеет для президента Украины явный плюс в том, что похоронит слухи о его связях с Коломойским. 

В общем, у Игоря Валерьевича есть основания для беспокойства и для переоценки геополитических взглядов, и отнюдь не только у него, а как минимум у всех украинских граждан из списка «Форбс».

Высказывания Коломойского для «Нью-Йорк Таймс», возможно, сигнал о том, что он знает нечто тревожное для себя помимо «концептуальной записки» Волкера. Кстати, Зеленский, проводя непопулярный в обществе закон о продаже земли, по логике должен бы уравновесить его популярным действием. А инициативу по деолигархизации общество должно принять лучше, ибо олигархов не любят, а угроза внешнего управления в этой инициативе хорошо упакована и не бросается в глаза.