Телеканал «112.Украина» — один из главных информационных каналов страны. Он принадлежит народному депутату от «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) Тарасу Козаку и входит в орбиту влияния главы политсовета партии Виктора Медведчука.

Процесс лишения лицензии «112 Украина», а также телеканала NewsOne, был запущен при предыдущем руководстве страны во главе с президентом Петром Порошенко. Тогда канал обвинялся в «пророссийской направленности».

Решение о непродлении лицензии было принято на заседании регулятора в четверг 26 сентября.

В Нацсовете утверждают, что «Новый формат ТВ», ретранслируя «112.Украина», шесть лет подряд нарушает утвержденную регулятором программную концепцию. «Национальный совет решил… отказать компании "Новый формат ТВ" в продлении срока действия лицензии на вещание», — зачитал проект решения член Нацсовета Сергей Костинский.

Офис президента… следит за ситуацией

Представители «112 Украина» заявили, что решение Нацсовета по телевидению и радиовещанию является грубейшей атакой на свободу слова, а сам канал продолжит вещание и доступен для зрителей на спутнике, в кабельных сетях и в интернете.

Кто и от кого защищает Медведчука на Украине
Кто и от кого защищает Медведчука на Украине
© 05447 com.ua | Перейти в фотобанк

«Мы, команда телеканала, рассматриваем это как жесткую цензуру, подвергающую большим сомнениям наличие свободы слова в Украине. Телеканал "112 Украина" не впервые оказывается неудобным для власти, мы боремся за наше право быть в эфире с самого начала существования канала, каждая власть пыталась прекратить нашу работу», — говорится в сообщении.

Также отмечается, что действия Нацсовета являются незаконными, поскольку у ряда членов Нацсовета с июля 2019 года закончились полномочия.

В свою очередь в Офисе президента Владимира Зеленского сообщили, что отслеживают ситуацию со «112.Украина», поддерживают необходимость сохранения свободы слова в стране, однако напоминают, что все вещатели должны придерживаться условий лицензии.

В ОПЗЖ заявили, что члены Нацсовета единогласно и без рассмотрения альтернативных проектов решили лишить лицензии на цифровое вещание телеканал «112 Украина», чтобы услужить власти.

«Оппозиционная платформа — За жизнь» обращается к посольствам демократических стран, представительствам международных организаций и их наблюдательных миссий, международным правозащитным и профессиональным организациям дать политическую оценку действиям украинской власти», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте партии. Также отмечается, что партия готова оказать всю необходимую политическую поддержку журналистскому коллективу и поддержать все требования канала «112 Украина».

«Откровенный наезд на свободу слова»

Бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш убеждена, что власть, лишая лицензии оппозиционное СМИ, обрекает себя на деградацию, поскольку «нет ничего глупее, чем бороться с политиком, закрывая рот связанным с ним СМИ», и «нет ничего бездумнее, чем превращать полученную власть в коронованного покойника, о котором или хорошо, или ничего».

Политолог Денис Гороховский считает решение Нацсовета попыткой зачистить информационное пространство. По его словам, он понимал, когда к подобным вещам стремился Порошенко, но не понимает, зачем это нужно новой команде власти.

Украинский оппозиционный тележурналист Дмитрий Василец также считает, что решение о лишении лицензии «112 канала» — это откровенный наезд на свободу слова на Украине.

«Решение по «112 каналу» чисто политическое, и решать этот вопрос в первую очередь должны оппозиционные политики. Сейчас станет понятно, существует у нас в стране реальная оппозиция, или там просто ни на что не способные мешки денег… Выражаю полную поддержку журналистам «112 канала», надеюсь на скорую отмену данного решения и разгон «нацсовета»…» — написал Василец в Facebook.

Власть хочет оставить 4-5 каналов в стране

О ситуации вокруг «112.Украина» издание Украина.ру поговорило с известным украинским журналистом, главным редактором «Таймер» (Одесса) Юрием Ткачевым, а также украинскими политическими экспертами.

По мнению Ткачева, абсолютно очевидно, что это решение политическое. Так же, как политическими были аналогичные действия в отношении телеканала NewsOne или инициированная недавно проверка телеканала ZIK.

«Все это элементы продуманной, последовательной позиции власти на полную ликвидацию СМИ, которые связаны с "Оппозиционной платформой — За жизнь" и с Виктором Медведчуком», — уверен журналист. 

При этом Ткачев не ожидает широкого общественного резонанса или гневной реакции украинских политиков, которые не связаны с «Оппозиционной платформой — За жизнь». Главред «Таймера» напоминает, что из уст нынешней власти уже озвучена мысль, что на Украине должны остаться только 4-5 крупных телевизионных вещателей.

«Речь идет об "1+1", "Интере", ТРК "Украина" и некоторых каналах, принадлежащих Виктору Пинчуку. Исходя из такой установки, конечно, давление на других вещателей не только продолжится, но и усилится. Далее будет атака на интернет, где власть также намерена "навести порядок"», — уточняет он.

Кроме того, Ткачев уверен, что, даже если и будут выступления каких-то политиков и общественников против произвола, подавляющее большинство украинских СМИ об этом просто не будут рассказывать.

По его мнению, остановить такой наезд на телеканалы и неугодные власти СМИ теоретически могло бы активное вмешательство европейских структур и западных партнеров Украины, но этого не произойдет.

Кирилл Вышинский: Политический узник, который победил
Кирилл Вышинский: Политический узник, который победил
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«На Западе все всё понимают, и их это вполне устраивает. А о свободе слова там вспоминают только тогда, когда это касается их лично или подчиненных им структур», — подытожил главный редактор одесского издания «Таймер».

Пострадали из-за вопроса мира

Решение Нацсовета абсолютно политическое, считает политолог, доктор политических наук Александр Семченко. По его мнению, идеологически (или правильнее сказать, мировоззренчески) Порошенко от Зеленского не отличается, они близнецы-братья. А с собственниками телеканала «112» они разнятся в главном: в вопросе войны и мира.

В то же время эксперт не ожидает широкого общественного резонанса: выступить против могут только депутаты от ОПЗЖ, «потому что они имеют отношение к собственнику. От других вряд ли стоит ожидать чего-то, кроме поддержки решения Нацсовета".

В журналистскую солидарность на Украине Семченко не верит совсем.

«Это проститутки (речь о журналистах. — Ред.), у них нет собственного мнения. У них мнение либо собственного СМИ, в котором они работают, либо международной организации, на гранты которой они живут.

Ее никогда не было (журналистской солидарности), на самом деле. Изображают видимость журналистской солидарности, когда находящиеся на кормежке у одного и того же субъект люди делали вид, что мы вместе, мы объединились. На самом деле, журналисты на Украине — продажные твари, которые видят только деньги, у них доллары в глазах и больше ничего нет», — категоричен политолог.

«Цербер, устраивающий политическую цензуру в стране»

Многие заготовки решений Нацсовета по телерадиовещанию, этого якобы коллегиального органа, озвучивались членами этого органа еще до принятия окончательных документов. Это показывает, что ни о какой коллегиальности речь не идет, говорит политолог Алексей Якубин.  

«Непонятно, почему власть так вяло реагирует на этот произвол. Суть сегодняшней реакции Офиса президента заключается в том, что да, нужно конечно перезагружать Нацсовет, но его решения придется выполнять — вопреки их сомнительной легитимности.

Возможно, это попытка новой власти повлиять на лидеров информационного вещания на Украине. Раньше были атаки на NewsOne, теперь на «112 Украина». Были и попытки повлиять на телеканал ZiK. Так что это политическое решение», — отметил эксперт.

Он прогнозирует, что ОПЗЖ продолжит активно выступать против этих решений и будут требовать не только перезагрузки Нацсовета, но и отмены нелегитимных решений.

«Более того, должен быть проведен аудит всех последних решений этого органа, и виновные должны понести ответственность», — сообщил Якубин.

Политолог также считает, что с журналистской солидарностью на Украине — проблема.

«В России, например, есть солидарность журналистского сообщества по многим вопросам. На Украине же, как это ни парадоксально, часто политизирована и расколота на разные группы.

Но тем не менее есть организации, которые стараются следовать стандартам журналистики. К примеру, Национальный союз журналистов Украины, который возглавляет Сергей Томиленко, старается придерживаться общего солидарного подхода и старается консолидировать журналистскую среду вне зависимости от политических взглядов отдельных журналистов.

Я уверен, что такие организации поддержат телеканал «112 Украина», ведь они неоднократно выступали с критикой Нацсовета. Ведь этот орган в 90-е годы прошлого века задумывался как помощь журналистам, но превратился в такого цербера, устраивающего политическую цензуру в стране.

Будут активно действовать международные советы при телеканалах «112 Украина» и NewsOne, в которые входят в том числе европейские парламентарии. Они сделают так, что ситуация с телеканалами будет заметна не только на Украине», — рассказал Алексей Якубин.