Фамилия Ильенко для украинского кино значила очень много и в советское время, и в годы независимости. Глава этого профессионального клана Юрий Ильенко в 1960 году окончил ВГИК, работал на Ялтинской киностудии (той самой, которую основал известный уроженец Донбасса Александр Ханжонков), с 1963 года — на киностудии имени Александра Довженко в Киеве. Мировую славу Ильенко принесла операторская работа в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков» в 1964 году. Как известно, этот фильм постигла незавидная участь в отечественном прокате из-за того, что на его премьере в столичном кинотеатре «Украина» состоялась акция протеста представителей творческой интеллигенции против действий советских силовых органов. Прямо в зале возмущение выразили Василий Стус, Иван Дзюба и Вячеслав Черновол. Судьба их всех хорошо известна. Включая и режиссера этого киношедевра. Оператора же судьба уберегла. Хотя в дальнейшем Юрий Герасимович (глубоко в душе) держал курс на националистические ценности. При этом уже после «Теней» — в 1973 году — вступил в КПСС. Что не было чем-то из ряда вон выходящим для украинской оппозиции — даже из ныне здравствующих апологетов национализма верность коммунистической идеологии в обмен на партбилет демонстрировали, например, Ирина Фарион и Оксана Забужко. А Ильенко-старший в последние годы жизни и вовсе был членом политсовета Всеукраинского объединения «Свобода».
В профессию пошли и два его брата — Вадим стал кинооператором, а Михаил — режиссером. Интересно, что Михаил Герасимович свой первый фильм «Там вдали за рекой» снял по книге «Юность Феди Панько», которую написал тогдашний руководитель КГБ УССР. Естественно, что в такой мимикрирующей семье сыновья мэтра Филипп и Андрей, как те яблочки, упали недалеко от яблоньки. Причем откатились как в сторону кино, так и в сторону «Свободы».
Вот с одним из них — Филиппом — и связана история последних пяти лет современного украинского кино, причем как с творческой, так и с административной стороны. Вообще, надо сказать, что господа хорошие, то есть патриоты, у руля независимой украинской державы никогда не упускали возможности реализовать свои творческие амбиции за государственный счет. Поэтому не удивительно, что Филипп Ильенко спродюсировал фильмы "Молитва за гетьмана Мазепу. Новая версия" отца — режиссера Юрия Ильенко и "Толоку" дяди — режиссера Михаила Ильенко. Более того, в первом фильме сыграл молодого Мазепу. Очевидно, что семейный бюджет пополнялся, как только можно было. И как нельзя — тоже.
А то, что Филипп Юрьевич сейчас временно отошел от государственных дел, вовсе не означает, что он отошел от ориентиров на национальное, если не сказать националистическое (хотя сейчас принято это называть патриотическим) кино. Сразу после подачи заявления об отставке он объявил следующее: «Я точно буду заниматься украинским кино. Это теперь фактически единственное, что я умею делать. У меня за это время накопилось много идей, мыслей и проектов, которые можно реализовывать».
Как он будет реализовывать эти проекты с учетом запрещения его ведомством сериала «Сваты», к которому имеет отношение действующий гарант конституции — пока неясно. Ведь для проектов нужны деньги. А держава теперь вряд ли их даст на заведомо убыточное патриотическое кино. До сих пор ассигнования на эти цели позволяли снимать откровенный лубок, который в прокате собирал сущие гроши. Достаточно вспомнить такой провальный кинопроект, как «Позывной «Бандерас». По итогам 2018 года (данные за 2019-й удивят еще больше) украинские фильмы в прокате собрали около 198 млн гривен. При этом только лишь из госбюджета на их производство государство потратило более 500 миллионов гривен. А распределение средств среди нескольких кинокомпаний, которым создавались специальные условия для победы в конкурсах — «Директория кино», Украинское телевидение и ТОВ «ИнсайтМедиа» — и вовсе подсудное дело. Которому до поры до времени не давали «зеленый свет». И не исключено, что благодаря политическому лобби брата Филиппа Юрьевича — Андрея Юрьевича, видного представителя «Свободы» в украинском парламенте. Хотя еще с прошлого года компромат на так называемую деятельность накапливался серьезный.
Но все эти показатели для уже бывшего главы Госкино — как «божья роса». Он уверен в своих поистине олимпийских достижениях, о чем говорит совершенно безапелляционно: «Госкино удалось достичь наилучших показателей развития украинского кино за весь период независимости».
То есть, по его мнению, за последнюю пятилетку было совершено немыслимое. Что недалеко от истины, если оценить совокупные траты небогатой Украины на эксперименты с картонными персонажами в исполнении, например, министра культуры Евгения Нищука (роль Владимира Винниченко в фильме «Тайный дневник Симона Петлюры»).
Только вот стоит ли оценивать достижения в потраченных средствах? Это вопрос скорее к антикоррупционным органам, которые должны расследовать кумовство и клановость в выделении средств на кинопроизводство. Уже под занавес карьеры госслужащего (есть надежда, что Филипп Ильенко не выйдет на бис) общественность была возмущена распределением средств на будущие кинопроекты. К слову, та же «Директория кино» снимает фильмы под говорящими названиями «Блиндаж», «Железная сотня» и «Путь мертвеца», от которых так и веет могильным холодком. Наверное, это сейчас самое важное для культуры страны в периоде полураспада, и мнение общественности здесь не главное.
Та же общественность, надо отдать ей должное, была возмущена и назначением пана Ильенко главой Госкино еще в 2014 году. По этому поводу даже глава НСКУ (Национального союза кинематографистов Украины) Сергей Трымбач писал «голосу Майдана», который тогда уже был министром культуры, предостерегая от назначения представителя партии «Свобода» — и вообще представителя какой-либо партии — на столь важный для культуры и искусства пост.
Но Филипп Юрьевич, будучи тогда главой общественного совета при Госкино, сам себя и выдвинул, а «голосу Майдана», судя по всему, пришлось озвучить решение по шпаргалке — в то время многие «свободовцы» получили высокие посты (министр АПК, министр экологии, генпрокурор и пр.) за заслуги перед так называемой революцией достоинства.
Теперь же для жаждущих новых сюжетов и фабул сценаристов появился очень интересный материал о вырождении талантливой семьи в клан упырей и приспособленцев. Остается надеяться, что за съемки "Теней предков-2" возьмется «Студия Квартал-95» — тогда будет, по крайней мере, смешно. Сквозь слезы.