Однако одно дело — опубликовать и представить план на Украине, и совсем другое — сделать его частью европейской повестки дня. Этому поспособствовали депутаты Европарламента, имеющие имидж «пророссийских». Например, депутат от Латвии Татьяна Жданок и представитель французского Национального движения Николя Бе.
Общие очертания плана
Принципы плана-концепции по урегулированию на юго-востоке Украины следующие:
— возвращение людей, а не территорий (если кто-то считает, что это самоочевидно, то вот цитата из украинского эксперта Николая Капитоненко: «Сейчас ключевая проблема — контроль над территориями, границей и физическое нахождение людей на территории нашего государства»);
— достижение договорённостей в четырехугольнике Киев ‒ Донецк ‒ Луганск ‒ Москва (участие Москвы объясняется её влиянием на республики Донбасса);
— соответствие Минским соглашениям.
Модель урегулирования кризиса предполагает:
— Создание реальных гарантий безопасности для людей на неконтролируемых территориях. Принятие широкого комплекса мер, который включает не только законодательные шаги: это и амнистия, особенности правоохранительной системы, формирование сил обеспечения общественного порядка и др.
— Создание в составе Украины Автономного региона Донбасс путём внесения изменений в Конституцию Украины и законы, которые предусматривают учреждение парламента, правительства и других органов управления автономии. При этом Медведчук акцентирует внимание на том, что создание АРД не требует радикального изменения Конституции, поскольку она предполагает возможность существования автономных образований в составе унитарного государства (Крым).
Это не "Минск-2"
Хотя Медведчук постоянно подчёркивает, что его план соответствует Минским соглашениям, это не совсем так. Если это и "Минск", то не "Минск-2", а "Минск-3". Почему?
Во-первых, несоответствие форматов.
"Минск-2" предполагает прямые переговоры Киева с Донецком и Луганском. Москва, Берлин и Париж — внешние гаранты выполнения соглашений.
Предложения Медведчука предполагают введение в переговорный процесс Москвы (чем косвенно признаётся её участие в конфликте) и не содержат ссылок на Берлин и Париж (Медведчук, кстати, считает, что их участие в переговорах сыграло негативную роль — «правительство Украины каждый раз дистанцировалось от происходящего, предоставляя Москве и Евросоюзу вести диалог»).
Во-вторых, несоответствие статуса.
"Минск-2" предполагает особый режим местного самоуправления для отдельных (некоторых) районов Донецкой и Луганской областей. Теоретически это можно назвать автономией — есть же в России автономные округа в составе краёв. Но в Минских соглашениях самого слова «автономия» нет.
Предложения Медведчука предлагают совершенно новую сущность. Это не отдельные районы двух областей, но и не ныне существующие республики, а некий «автономный регион». Судя по всему, термин «регион» использован именно для того, чтобы не было полной аналогии с Автономной республикой Крым, чей статус крымчан, по большому счёту, не устраивал — самостоятельность АРК была скорее формальной.
Мера реалистичности
Если бы именно так выглядел план, предложенный на переговорах в феврале 2014 года, это, пожалуй, было бы лучшее решение. Хотя украинской власти его было бы тяжелее осуществлять (впрочем, она и так не особо напрягалась).
Сейчас же ситуация для реализации соглашений в этом формате отнюдь не лучшая. Причём замечания будут с обеих сторон.
Украинская сторона категорически не хочет вести переговоры с Донбассом. Причём это позиция не только Порошенко и других пропагандистов войны, но и Зеленского. Зеленский, правда, может заявить, что он даже на это пойдёт во имя мира, но пока что до этого не дошло.
Не согласится Украина и на создание автономного региона — для неё даже особый режим местного самоуправления с закреплением на уровне Конституции оказался неподъёмным. Украинские эксперты уже высказывают опасения, что Россия попытается сделать из Донбасса «витрину» «Русского мира» и люди там смогут жить лучше, чем, собственно, на Украине. Это, как вы понимаете, совершенно недопустимо — Донбасс не должен жить лучше Галичины… Да и «витриной» должна стать сама Украина.
Причём нежелание Украины идти на переговоры с Донбассом связано не столько с позицией украинских политиков, сколько с позицией украинских избирателей — это они не хотят идти на переговоры, как показывает социология…
С другой стороны, реализация «плана Медведчука» потребует существенных уступок со стороны Донбасса.
Во-первых, несмотря на проводимый сейчас в республиках флешмоб «Зеленский, признай выбор Донбасса», население республик относится к перспективе возвращения в состав Украины без особого восторга. Понятно, что важно прекратить войну и другого варианта, кроме возвращения в состав Украины на тех или иных условиях, Донбассу всё равно никто не предлагает, но нет никакой уверенности в том, что прекращение войны без учёта общественного мнения с обеих сторон не приведёт к новому обострению.
Во-вторых, этот план предполагает объединение ДНР и ЛНР, в которых уже сформировалась свои правящие элиты. И то, что ДНР в этой паре играет явно ведущую роль, ни о чём не говорит. Объединять их будет сложно.
Тем временем в Минске
Участники Минской контактной группы по Донбассу согласовали новое бессрочное перемирие начиная с 21 июля. Согласованы также дополнительные меры контроля над прекращением огня.
ДНР и ЛНР предложили Киеву срочно провести обмен пленных в формате «всех на всех». В Киеве подтвердили планы провести обмен пленными по формуле «69 на 208», но подготовка займёт не менее 6 недель. Зеленский настаивает на том, что списки не согласованы, украинских пленных намного больше, и это правда — республики Донбасса не могут оперировать теми же украинскими моряками, которые обвиняются в несанкционированном вторжении в территориальные воды России.
Члены контактной группы обсудили ситуацию в районе Станицы Луганской, подтвердили необходимость восстановления моста и пришли к договоренности, что стороны одновременно начинают его ремонт. Мост будет использоваться исключительно в гражданских целях.
Процесс, в общем, идёт, хотя ожидалось, что ещё до выборов произойдет освобождение из-под стражи Кирилла Вышинского и какое-то решение проблемы украинских моряков. Кстати, Медведчук в этих переговорах участия не принимал. Он сейчас действует вне "минского формата".
Резюме
«План Медведчука» — это, пожалуй, лучшее, что с 2014 года предлагалось в плане решения проблемы Донбасса. И уж во всяком случае он намного лучше Минских соглашений.
Однако реализация этого плана потребует большой политической воли и длительной целенаправленной работы со стороны всех субъектов соглашений. Это работа на много лет. Между тем, стабильность государственной власти на Украине и в республиках Донбасса явно не такова, чтобы реализовать какой-то план на протяжении нескольких лет.
Это, разумеется, не значит, что пытаться реализовать этот план не нужно. Нужно, конечно. Но исходить всё же надо из более реалистичных целей — прекращение огня, отвод войск, обмен пленными.