Если судить по репликам в соцсетях, в этом году «Марш равенства», он же KyivPride, был рекордным по численности. Организаторы отчитались о 8 тыс. участников, а вот полиция назвала заметно меньшую цифру. «До трех тысяч было участников этих мероприятий», — сообщил журналистам глава Национальной полиции Украины Сергей Князев. Информагентство УНИАН в ходе марша сообщало о 2,5 тыс. участников.
Ровно столько же — 2,5 тыс. — собрал, по данным полиции, гей-парад в Киеве в 2017 году, в 2018-м — и того больше, около 3,5 тыс. То есть, как минимум число участников не растет, а то и убывает.
И это притом, что на гей-парад, как и на марш в защиту прав женщин 8 марта, выходят не только собственно представители различных секс-меньшинств, но и феминистки, и радикальные левые (в отсутствие иной возможности публично заявить о себе, так как с 2014 года улицу на Украине контролируют ультраправые, методично уничтожающие там последние остатки идейных оппонентов), и просто гетеросексуальная городская молодежь, для которой это яркое провокационное шоу для самовыражения, вроде российской «Монстрации».
Особо стоит упомянуть отдельную колонну на «Марше равенства» из ЛГБТ-военных и волонтеров, собравшую порядка 30 человек под руководством ветерана батальона «Донбасс» Виктора Пилипенко. Ранее, до широко разрекламированного проведения 3 сентября 2018 года в Киеве фотовыставки портретов воевавших в АТО представителей секс-меньшинств, эта тема вообще не педалировалась, и даже год назад сообщить о своем публичном каминг-ауте отважились лишь единицы из числа военнослужащих. Но, как видим, все меняется.
Разумеется, как и в прошлые годы, в марше демонстративно принимали участие сотрудники западных дипломатических представительств и международных структур. Однако после недавнего смещения посла США Мари Йованович — а именно с ней связывали жесткие действия полиции в прошлом году, разогнавшей вставших на пути марша националистов — ситуация все же поменялась, и это нельзя было не заметить.
Напомню, что совсем недавно личный адвокат Дональда Трампа Рудольф Джулиани прямо объявил деятельность Йованович на Украине вредительской в отношении президента США, а сам Трамп запретил вывешивать флаги ЛГБТ-движения на американских диппредставительствах за рубежом. Так что неудивительно, что, как только гей-парад наткнулся на ультраправых, полиция не стала разгонять последних, а прекратила шествие раньше намеченной точки.
Під гаслом «Свобода.Єдність.Боротьба» цьогорічного КиївПрайд сьогодні знов тисячі людей вийшли на вулиці й вимагали припинення дискримінації та права на вільний розвиток особистості. Посольство 🇩🇪 теж брало участь. Велика подяка організаторам та зокрема поліції #KyivPride 🏳️🌈 pic.twitter.com/a6BtK1kaFF
— Посольство Німеччини (@GermanyinUA) 23 июня 2019 г.
О действиях ультраправых стоит рассказать подробнее. Начало им положил депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук (избран по списку «Радикальной партии» Олега Ляшко, но 24 мая этого года со скандалом вышел из партии), обратившийся 7 июня в Окружной административный суд Киева с просьбой о запрете «Марша равенства». Суд это исковое заявление 19 июня отклонил.
Стоит заметить, что Мосийчук вообще достаточно религиозен и активен по волнующим правый политический спектр темам, а сейчас к тому же еще и ведет самостоятельную избирательную кампанию, выдвинувшись по 94-му одномандатному округу, включающему города Обухов и Васильков, а также Обуховский и Васильковский районы Киевской области. Заявление об этом Мосийчук сделал 29 мая в эфире телеканала NewsOne, напомнив, что это его родной округ (кстати говоря, в родном Василькове Мосийчук уже успешно избирался в 2010 году в депутаты городского совета), добавив, что «после выборов мы создадим новую политическую силу, более того, сейчас создается общественное движение». Скорее всего, названием этого движения станет лозунг «Порядок и справедливость», под которым Мосийчук сейчас идет на выборы.
Привлечь к себе дополнительное внимание целевой аудитории (консервативный и националистический электорат), а также отмыться от имиджа члена партии политика, с легкой руки Бориса Филатова называемого «боевым п…сом», было бы очень кстати.
После того как попытка Мосийчука сорвать гей-парад через суд провалилась, 19 июня с трибуны Верховной Рады выступил депутат от «Народного фронта» Павел Унгурян, хорошо известный как баптист с весьма консервативными взглядами. Ранее с середины нулевых годов Унгурян вместе с Александром Турчиновым входил в неформальную «баптистскую фракцию» в парламентской фракции «Батькивщины», включавшую еще ряд нардепов.
«Зачем в это воскресенье снова выводить этот так называемый гей-парад, или прайд, чтобы снова раскалывать общество? Чтобы снова возникали стычки и противоречия, когда люди ещё празднуют Троицу, в воскресенье, когда храмы открывают свои двери для верующих? Зачем это делать? 89% украинцев против навязывания нам этих однополых браков и т.д.», — заявил Унгурян с парламентской трибуны.
Одним лишь осуждением баптист-нардеп не ограничился, сообщив: «Поэтому будет «Всеукраинская стража по защите семьи и детей». И мы призываем правоохранительные органы не преследовать украинцев, которые стоят на страже ценностей семьи, детства и веры. И приглашаю всех в субботу и воскресенье присоединиться».
Кстати говоря, Унгурян действительно пришел в воскресенье на блокаду гей-парада на Владимирской улице, чье участие в акции подтвердил изданию Украина.ру лидер праворадикального движения «Традиция и порядок» (одного из основных организаторов блокады гей-парада) Богдан Ходаковский.
А вот фотографий Мосийчука на месте событий опубликовано предостаточно, благо нардеп с тростью в руках держался впереди прочих националистов и буквально лез в кадр. На фотографиях также можно найти и третьего нардепа, члена фракции "Радикальной партии" Олега Ляшко Оксану Корчинскую, равно как и ее мужа Дмитрия Корчинского, который привел на акцию участников своей организации «Братство»*.
Наконец, 22 июня в ход пошла еще «тяжелая артиллерия», которую удалось привлечь националистам. Только что восстановивший свой неканонический Киевский патриархат (в версии Православной церкви Украины это именуется расколом) патриарх Киевский и всея Украины Филарет выступил в поддержку борцов с гей-парадом. Интересно, что заявление главы Киевского патриархата было размещено на праворадикальном YouTube-канале «Революционный», а ссылку на видео сразу же дал в Facebook лидер «Правого сектора»* Андрей Тарасенко. Впрочем, более никто из глав Церквей по теме гей-парада не высказался, и глава ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний отмолчался…
Одновременно в Киев стягивали из регионов членов праворадикальных организаций, и в том числе молодежного крыла «Правого сектора»* — «Правой молодежи». Вот, например, сообщение, опубликованное в тот же день, 22 июня, на странице в Facebook харьковской праворадикальной группировки «Фрайкор»: «Уже в Киеве. Готовы к защите традиционных ценностей».
«Фрайкор», пожалуй, одна из наиболее радикальных легальных правых организаций, достаточно сказать, что она прямо апеллирует к Третьему рейху (например, 6 июня на их странице был размещена картинка с надписью «Только победа», нанесенная поверх фотографии 1945 года из Берлина с надписью на стене «Kapitulieren? Nein»), и при этом — к христианству.
Практически в полном составе прибыла 22 июня в Киев из Ужгорода «Карпатская Сечь», еще более превосходящая тот же «Фрайкор» своим правым радикализмом, но ранее не замеченная в борьбе за традиционные ценности (впрочем, с либерализмом они борются последовательно).
Добавим к этому правые организации «Неизвестный патриот», чьи флаги также были заметны на акции (она традиционно участвует в акциях вместе с «Традицией и порядком» и «Братством»*), и оформившуюся на базе «христианского крыла» полка «Азов» и партии «Национальный корпус» организацию «Орден».
Были также некоторое число рядовых обывателей, членов отдельных гражданских организаций (например, поддержку акции изъявило отделение партии «Сила людей» в городе Броды Львовской области), участников так называемой АТО в камуфляже и т.д. Суммарно в воскресенье на акцию националистов набралось несколько сотен человек.
Этот список будет неполным без протестантских военных капелланов, того же Игоря Плохого, о котором мне ранее доводилось писать — в 2014 году он духовно окормлял бойцов добровольческих батальонов «Шахтерск» и «Святая Мария», где служили многие из участников нынешней акции. Он и другие капелланы «зажигали» 22 июня со сцены, раскинутой в парке Шевченко у Красного корпуса Киевского национального университета, на которой возвышался огромный деревянный крест.
Это место вокруг памятника Тарасу Шевченко уже более десяти лет — традиционная площадка для сбора ультраправых на 14 октября и другие памятные даты. Тем выше была мотивация не допустить туда гей-парад. Как выразился в Facebook один из праворадикалов: «Зло хотело повесить ЛГБТ-флаг на памятник Пророку».
Метод был уже опробован по предыдущим годам. Поскольку полиция и Нацгвардия уже с вечера дня, предшествующего акции, перекрыли улицы по ходу движения марша, борцы с гей-парадом заночевали прямо на скамейках и лужайках в парке Шевченко (благо в июне там тепло), а с утра выдвинулись на Владимирскую улицу для блокады шествия.
И, как уже говорилось выше, в силу целого ряда причин (прежде всего смены посла США и месседжей, посылаемых из Вашингтона, а также нежелания нового президента ассоциироваться все последующие годы с кровавым разгоном демонстрантов), им действительно удалось заблокировать многотысячный «Марш равенства», плотно окруженный еще более многочисленными кордонами полиции в полной выкладке.
Интересно, что как «Свобода»*, так и «Национальный корпус» полностью проигнорировали данное мероприятие — как, в принципе, и все предыдущие годы — точно так же, как и коалиция «Защити Украину», созданная выходцем из Молодежного националистического конгресса (молодежная структура бандеровской ОУН) Андреем Левусом. Консервативная повестка дня большинство националистов и майдановцев интересует мало — как вообще, так и в применении к себе лично. Другое дело, если бы это был протест против Московского патриархата или «бизнеса страны-оккупанта»!
Между тем, «свято место пусто не бывает», существует электоральный запрос, тематика противостояния глобалистским западным ценностям возрастает по мере их наступления — и в правоконсервативной нише происходят последнее время заметные маневры.
Периодически заявляет о себе (а затем снова исчезает) протестантский «Всеукраинский Собор» Александра Турчинова, периодически проводит то сборы («экклезии»), то уличные акции коалиция «Братства»*, «Традиции и порядка», «Неизвестного патриота», «Ордена» и протестантских военных капелланов. Сейчас, вполне вероятно, эту нишу попробует «оседлать» ушедший от Ляшко нардеп Игорь Мосийчук.
То есть даже гей-парад и борьба с ним стали на Украине политикой и актом предвыборной агитации.
* Деятельность организаций запрещена в РФ