Первая часть расследования была опубликована 25 февраля в программе «Наши деньги» на канале «1+1» (совершенно случайно принадлежит Игорю Коломойскому) журналистами Bihus.info (проект реализуется при поддержке антикоррупционной инициативы ЕС в Украине) и в «Фейсбуке» на странице Дениса Бигуса.
Суть расследования состоит в том, что Игорь Гладковский, сын заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского (в прошлом — Свинарчука), с 2015 года участвовал в масштабных схемах по поставкам на Украину контрабандных российских деталей для военной техники. При этом государственные оборонные предприятия переплачивали за товар в 2-4 раза, покупая его у фирм-прокладок. Руководство концерна «Укроборонпром» знало о мошеннических сделках и давало на них согласие.
Гладковский и «Укроборонпром» пообещали подать в суд на Бигуса с требованием опровержения.
Если говорить о сути расследования, то оно представляется несколько натянутым. После разрыва промышленной кооперации с Россией, предпринятого правительством Яценюка, у Украины возникли проблемы с поставками деталей, агрегатов и оборудования для военной техники, что поставило под вопрос боеспособность украинской армии, которая, не забываем, отражает российскую агрессию.
Например, двигатели для бронированной техники (БМП, БМД, БТР и др.) производит группа «ГАЗ». Двигатель военной техники является расходным материалом — работает он на пределе, ресурс у него небольшой, и его необходимо часто менять. То же самое относится к огромной номенклатуре изделий.
Естественно, было налажено снабжение украинской армии соответствующими товарами по обходным схемам и, разумеется, с переплатой (хотя Россия не отказывалась всё это продавать по изначальной цене). Насколько можно понять, претензии журналистов обращены не к самой контрабанде как таковой, а к завышенному тарифу, который Гладковский-младший выставлял, пользуясь служебным положением своего отца. Криминал, конечно, но ведь Игорь Гладковский жизнью рисковал, организуя хищение военного оборудования на территории страны-агрессора… Это, кстати, не шутка — такая трактовка его деятельности вполне возможна.
С политической точки зрения Бигус — типичный «еврооптимист», и ему в общем-то политические противоречия в нынешней власти безразличны. Сам факт проведения такого расследования, скорее всего, вовсе не свидетельствует о том, что Запад однозначно отвернулся от Порошенко. Скорее, Западу всё равно, кто победит на выборах, — любой победитель будет проводить прозападную политику.
Если говорить об инициативе Юлии Тимошенко, то это в чистом виде предвыборная кричалка. Никакого содержания в ней нет, поскольку:
1. Порошенко в расследовании Бигуса вообще не фигурирует, и никаких оснований привлекать его к ответственности за проделки сына бывшего бизнес-партнёра нельзя (Олег Свинарчук-Гладковский руководил корпорацией «Богдан», но во время кризиса 2009 года Порошенко от своей доли в ней отказался, навязав её покупку Свинарчуку в обмен на долг в $100 млн и миноритарную долю в корпорации Roshen).
2. Импичмент на Украине является юридической фантастикой — законодательно оформленной его процедуры не существует.
3. Предусмотренная процедурой последовательность действий предполагает три голосования (большинством, квалифицированным большинством и ¾ от состава Рады), расследование, решения Конституционного и Верховного судов. Длительность процесса — не менее года, но и за год его провести нельзя, потому что — см. п. 2.
Выступление Тимошенко имеет предвыборный характер и связано с пониманием ею того обстоятельства, что она проигрывает выборы. Обращено оно преимущественно к избирателям и содержит следующие тезисы:
— Порошенко плохой;
— Тимошенко хорошая;
— если Порошенко изберут, она всё равно будет добиваться его отстранения.
С электоральной точки зрения ход правильный, но ситуацию для самой Тимошенко этот трюк вряд ли исправит, хотя кровь президенту попортит.