Как сообщает болгарский сайт, «скандал между ними сейчас ошеломляющий». Эта новость была процитирована многими СМИ, как украинскими, так и российскими. Некоторые украинские сайты опубликовали новость с заголовками типа «Пророссийские митрополиты раскалывают БПЦ». Следом идею раскола подхватили официозные украинские СМИ.

Издание Украина.ру  решило выяснить, что здесь правда, а что домыслы.

Болгарское противостояние

Как сообщает болгарский сайт Factor.bg, ссора возникла между болгарским патриархом Неофитом и митрополитом Ловчанским Гавриилом, который предложил поддержать позицию РПЦ и УПЦ в украинском вопросе, а также объявить Константинопольского патриарха еретиком. Однако, по словам автора материала, патриарх Неофит решил поддержать Варфоломея и ПЦУ и выступил резко против инициативы митрополита Гавриила. Это вроде бы вызвало ссору в Синоде Болгарской православной церкви.

Сербская церковь: Если мы признаем власть «православного папы», то перестанем быть православными
Сербская церковь: Если мы признаем власть «православного папы», то перестанем быть православными
© РИА Новости/Ты-репортер | Перейти в фотобанк

После публикации некоторые пользователи Facebook обратили внимание на то, что болгарский сайт, который выступил первоисточником новости, является светским и весьма русофобским. Так, например, комментатор Александр Вознесенский сообщил, что болгарские церковные СМИ указывают на то, что «один единственный сайт распространил данные об итогах, но это светский сайт и эти церковные ресурсы указывают, что этому сайту "не многие верят": «Только один сайт опубликовал информацию, которую все читают, но в которую мало кто верит».

Издание Украина.ру обратилось в Синод БПЦ с просьбой прокомментировать информацию о произошедшем на их заседании. В ответ была получена ссылка на новость болгарского сайта «Гласове», сообщение на котором, видимо, является более правдивым отражением произошедшего в Синоде БПЦ.

Как сказано в новости «Гласове», семеро митрополитов из состава Синода предложили включить в повестку дня вопрос об обращении в защиту УПЦ. Митрополиты Сливенский Янник, Ловчанский Гавриил, Варненский Иоанн, Неврокопский Серафим, Западноевропейский Антоний, Врачанский Григорий и Видинский Даниил «настаивали на том, чтобы БПЦ поддержала каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата как неотъемлемую часть Русской православной церкви».

Однако было принято решение о том, чтобы рассмотреть «украинский вопрос» на специальной комиссии под председательством митрополита Старозагорского Киприана. Судя по всему, голосов семи митрополитов не хватило для включения в повестку дня обращения, так как Синод БПЦ состоит из 15 членов. Поэтому и голосования по «украинскому вопросу» не было.

Бортник: Никто не знает, как называется новая «церковь» Украины и кому дали томос
Бортник: Никто не знает, как называется новая «церковь» Украины и кому дали томос
© стрингер

При этом, по словам издания «Гласове», никакой ссоры не произошло и о расколе в БПЦ говорить нельзя: «Несмотря на инсинуации в некоторых средствах массовой информации, ни святой патриарх Неофит, ни Иосиф, митрополит Соединенных Штатов, Канады и Австралии, не выступили против предложения семи епископов. Не было и голосования, чтобы включить украинский случай в повестку дня. В синодальных комментариях отмечалось, что большинство митрополитов защищали каноническую УПЦ МП», — сказано в информационной заметке.

Возможной причиной отсутствия единомыслия в БПЦ по поводу «украинского вопроса» может быть заинтересованность определенных сил в решении «македонского вопроса». По имеющейся у издания Украина.ру информации из собственных источников, группа архиереев БПЦ рассматривает возможность достижения договоренности между Софией и Фанаром (название исторического района Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха). Суть договоренностей касается непризнанной «Македонской православной церкви», которая уже долгое время пытается получить признание и фактически отсоединиться от Сербской православной церкви.
Непризнанная Македонская церковь в 2017 году обращалась к Болгарской церкви с просьбой оказать содействии в признании ее другими церквями. При этом македонские раскольники провозгласили Болгарскую церковь своей Церковью-матерью. Но тогда Фанар выразил протест против создания отдельной Македонской церкви.

По имеющейся информации, возможно продвижение сценария некоторыми архиереями в БПЦ в котором София признает ПЦУ, тем самым помогая Фанару, а Варфоломей в свою очередь посодействует признанию Македонской церкви. Болгарская церковь, разумеется, заинтересована в получении зависимой от нее церкви в соседней Македонии.

Константинополь внес «новую церковь» Украины в список автокефальных на своем сайте
Константинополь внес «новую церковь» Украины в список автокефальных на своем сайте
© patriarchate.org | Перейти в фотобанк

Наличие подобных договоренностей подтверждает смена позиции Фанара по «македонскому вопросу»: в октябре стало известно, что Варфоломей отказался предоставить автокефалию «Македонской православной церкви». Как сообщает македонская газета «Слободен печат»: «Рассмотрев просьбу Православной церкви в Скопье о предоставлении ей автокефалии под именем Охридской архиепископии, мы решили не принимать решение по данному вопросу, поскольку эта территория находится не под нашей юрисдикцией, а под юрисдикцией Печского патриархата, то есть Сербской православной церкви».

Делалось это в расчете на то, что Сербская православная церковь поддержит Фанар по «украинскому вопросу». Но, как известно, сербы встали на защиту канонической УПЦ и РПЦ. После чего Константинопольский патриархат допустил автокефалию «македонской церкви» под предлогом наличия отдельного государства — Македонии. Об этом заявил бывший экзарх на Украине митрополит Даниил Зелинский в интервью сайту BBC: «Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право ее учреждать и просить ее признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории».

Таким образом, сейчас никакого «раскола в БПЦ» из-за «украинского вопроса», как пишут некоторые украинские СМИ, нет. Несмотря на наличие «фанарской партии» в Синоде БПЦ, идет рабочее обсуждение вопроса, которое будет отложено и рассмотрено на отдельной комиссии. При этом, как сообщает болгарский сайт «Гласове», большинство митрополитов БПЦ поддерживает каноническую УПЦ.

Интриги под крестом. Украинская автокефалия обострила отношения православных иерархов

Ложь автокефалистов о Кипрской церкви

В пятницу, 25 января, сайты «автокефалистов» облетела радостная новость: Кипрская церковь планирует признать ПЦУ. Издание «Церквариум», поддерживаемое Администрацией президента Порошенко, приводит слова архиепископа Кипрской церкви Хризостома: «Наступит время, когда кир (греч. "господин". — Ред.) Епифаний посетит Кипр и будет сослужить». По мнению издания, такой ответ дал кипрский предстоятель митрополиту Константинопольской церкви Элпидофору, который был с визитом на Кипре.

При этом «Церквариум» ссылается на малоизвестное греческое издание «Свет Фанара», находящееся на бесплатном хостинге Blogspot. Но если зайти на сайт Romfea.gr, который традиционно освещает события в греческом православии и пользуется авторитетом в церковных вопросах, то в новости про визит Элпидофора на Кипр приведенные слова Хризостома звучат по-другому.

Преподаватель кафедры истории Церкви МГУ Афанасий Зоитакис перевел для нашего издания текст новости с сайта Romfea, который начинается заголовком «Архиепископ Кипра: «Мы не спешим. Плохого не случится, если мы не сразу позовем Епифания». Слова же архиепископа Хризостома переведены следующим образом: «Новый предстоятель бывал на Кипре, знает Кипр, он хорошо говорит по-гречески, и я безусловно хочу, чтобы он приехал на Кипр. Он приедет, когда придет время, и мы будем сослужить, когда настанет час, и он будет приглашен. Но мы не спешим. Ничего плохого не случится, если мы не сразу позовем Епифания», — добавил предстоятель Кипрской церкви».

Грузинская патриархия: От нас требуют признать «поместную церковь» Украины
Грузинская патриархия: От нас требуют признать «поместную церковь» Украины
© commons.wikimedia.org, Amir Hossein Eslami

То есть очевидно, что вопрос не срочный и можно еще подождать. Надо учитывать, что это сказано во время визита константинопольского митрополита Элпидофора, одного из инициаторов «украинской эпопеи» на Фанаре. Архиепископ Хризостом не мог позволить себе резкий отказ продвигавшему прием и сослужение с Епифанием. Ответ в духе «поживем — увидим».

В начале января архиепископ Кипрский Хризостом уже ответил отказом на предложение встретиться с Епифанием и сослужить с ним. «Интерфакс» приводит слова Хризостома, сказанные сайту Romfea.gr в интервью 9 января: «Архиепископ Хризостом рассказал, что ему сделали предложение принять на Кипре лидера недавно образованной украинской церкви Епифания (Думенко), однако он это предложение отверг, подчеркнув, что не поминал его за божественной литургией и не будет поминать». По мнению Хризостома, «каждое государство имеет право на автокефалию, и это зависит от украинского народа. Но на данный момент тем не менее я вижу, что украинский народ не пробудился к таким действиям». При этом архиепископ подчеркнул, что большее значение имеет не предоставление автокефалии, а «чтобы не произошло разделения православия».

Это искажение слов архиепископа Хризостома сделано, очевидно, на фоне фиаско Порошенко с патриархом Иерусалимской церкви, который отказался его принимать, но на следующий день принял делегацию УПЦ из Одесской епархии.

Очевидно, что иерархи поместных церквей сейчас стоят перед сложным выборам. Если поддержать Фанар в вопросе предоставления автокефалии, то это неминуемо приведет к расколу мирового православия и, как следствие, утрате авторитета и у православных и у других конфессий и религий. Если же однозначно поддержать УПЦ, то таким образом есть опасность впасть в раскол с Константинопольским патриархатом, одной из старейших Церквей православия, и это тоже может привести к расколу и утрате авторитета. Отсюда желание Поместных церквей пока выждать, присмотреться к ситуации, а потом уже принимать решения. В этом смысле в значительной степени это решение будет предопределено поведением и реакцией на событие РПЦ и УПЦ.