Филарет пытается контролировать «новую церковь» Украины — константинопольские СМИ
Филарет пытается контролировать «новую церковь» Украины — константинопольские СМИ
© РИА Новости, Патриарх Филарет | Перейти в фотобанк
15 декабря в Софийском соборе должен пройти так называемый объединительный собор, который фактически ознаменует появление новой православной церкви на Украине, созданной под эгидой Константинопольского патриархата и руководства государства. Еще не созданной церкви пока «отписали» лишь один объект — Андреевскую церковь в Киеве.

Однако дело может дойти до отъема храмов у канонической Украинской православной церкви.

«Возвращаясь к <…> обращению к Вам как «высокопреосвященный митрополит Киевский» в форме икономии (в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. —  Ред.) и милости мы сообщаем Вам, что после выборов предстоятеля Украинской Церкви органом, который будет состоять из клириков и мирян, Вы не сможете экклезиологически носить титул митрополита Киевского, который Вы все равно носите сейчас в нарушение описанных условий официальных документов 1686 года», — писал в октябре Константинопольский патриарх Варфоломей предстоятелю Украинской православной церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

Копию данного письма выложил сторонник автокефалии в УПЦ митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко).

Таким образом, Варфоломей дал все карты в руки украинским властям для объявления каноничной Украинской православной церкви после собора 15 декабря самозваной структурой.

Впрочем, проблемы у священников и прихожан УПЦ начались еще до 15 декабря. Так, еще в ноябре Минюст Украины отменил действие документа, подтверждавшего передачу шести сооружений Почаевской лавры в пользование или аренду канонической православной церкви. Как заявили в ведомстве, передача была осуществлена с нарушениями действующего законодательства. Кроме того, осенью же начали перепись имущества Киево-Печерской лавры, а у ее настоятеля — митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла дома и в его помещениях в лавре провели обыски. Кроме того, священников УПЦ начали массово вызывать на допросы в Службу безопасности Украины.

Все это позволяет утверждать, что после собора 15 декабря, на котором представители «Киевского патриархата» и УАПЦ при посредничестве клириков Константинопольской патриархии изберут главу новой церкви, остро встанет вопрос о передаче церковного имущества и недвижимости.

Наместник Почаевской лавры — иподьякону Порошенко: Чем обидела вас наша церковь?
Наместник Почаевской лавры — иподьякону Порошенко: Чем обидела вас наша церковь?
© скриншот видео Украина.ру
Издание Украина.ру разобрало несколько вариантов подобной передачи.

Вариант № 1. Добровольная передача

Добровольная передача церквей и монастырей со стороны Украинской православной церкви маловероятна. Константинопольский патриарх уже намекнул, что после собора предстоятель УПЦ не сможет именовать себя митрополитом Киевским и всея Украины. В свою очередь в УПЦ запретили своим епископам принимать участие в соборе 15 декабря. Иными словами, на уступки властям Украины и Константинопольскому патриархату украинские православные не пойдут, а значит, храмы им вряд ли будут оставлять. Несмотря на то что общий настрой духовенства — «бороться не за камни, а за души», уходить из храмов просто так никто не будет. То есть священников, монахов и мирян УПЦ придется выгонять. И не все из них могут добровольно покинуть намоленные места.

«Если будут конфликтные ситуации, если священнику предложат собраться с общиной и выйти на улицу, у него, по большому счёту, вариантов никаких нет. К кому он обратится за помощью? Государство скажет: переходи в новую структуру, там у тебя проблем никаких не будет <…> Даже при условии, что мы скажем людям не держаться за камни, за здания, за храм, если их будут выгонять. Давайте выйдем, условно, встанем под дерево и под этим деревом будем молиться. Какая разница? Мы христиане. Мы не должны проливать кровь. В христианстве главное — не имущество, а сохранить свою веру, свою совесть и даже в этих сложных ситуациях продолжать жить по евангельским заповедям, а не по тем законам, по которым политики хотят, чтобы мы жили. Даже при таких условиях всё равно будет достаточно много людей, которые не выйдут из храма и скажут: «Нет, мы будем его защищать». Наши слова их могут и не остановить. И вполне возможно, что то, о чём вы спрашиваете (появление новых мучеников за веру. — Ред.), может быть. Но ответственность за это будет уже нести тот человек, который сегодня согласился создать такую ситуацию в Украине», — рассказывал журналисту митрополит Горловский и Славянский Митрофан.

В общем, добровольная передача храмов и монастырей маловероятна.

Вариант № 2. При помощи властей на местах

УПЦ: Последний раз Киево-Печерскую лавру обыскивали при Сталине
УПЦ: Последний раз Киево-Печерскую лавру обыскивали при Сталине
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк
Вопросы разного рода отношений церкви и государства регулируются законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Вопрос имущественных отношений рассматривается в разделе III этого закона. Один из вопросов, которые он регулирует, — вопрос о культовых сооружениях, находящихся в госсобственности. К таким, к примеру, относятся все те церкви, которые были построены до революции 1917 года. Их в бесплатное пользование религиозной организации могут предоставить областные государственные администрации, а также Киевская городская администрация.

Статья 17 этого закона прямо указывает, что соответствующие договоры местные администрации могут и разорвать. С учетом того, что формируются администрации при непосредственном участии президента Украины, который не раз обвинял УПЦ в связях с Россией, а ее священников называл «сотрудниками ФСБ в рясах», можно ожидать, что администрации после 15 декабря в массовом порядке начнут разрывать договора с теми религиозными организациями, которые входят в состав Украинской православной церкви. И тогда начнется конфликт, уже описанный нами выше, — когда не все прихожане захотят покидать храмы.

Вариант № 3. При помощи Министерства юстиции

В далеком 2003 году Кабмин, который тогда возглавлял Виктор Янукович, своим распоряжением исключил из состава Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника ряд строений, среди которых были Успенский и Троицкий соборы Почаевской лавры, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольная и надвратный корпус лавры.

Через 15 лет комиссия Министерства юстиции Украины по вопросам рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации, удовлетворив жалобу Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, отменила «незаконную перерегистрацию комплекса сооружений Свято-Успенской Почаевской лавры».

Синод УПЦ: Константинополь не имеет права созывать какие-либо «соборы» на Украине
Синод УПЦ: Константинополь не имеет права созывать какие-либо «соборы» на Украине
© spzh.news
Параллельно с этим началась инвентаризация имущества в Киево-Печерской лавре. В 2013 году Кабинет министров, который тогда возглавлял Николай Азаров, распорядился передать в безоплатное пользование монастырю 79 сооружений на территории Киево-Печерской лавры, которые входили в состав Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Между заповедником, который в свою очередь был подотчетен Минкульту, и лаврой был заключен соответствующий договор. Пока украинский Минкульт отказывается оглашать подробности договора. Но инвентаризация во всех, в том числе и в принадлежащих священникам, помещениях, прошла в этом году. Впервые за 30 лет! Таким образом, и в вопросе Киево-Печерской лавры украинская власть может прибегнуть к услугам соответствующей комиссии Минюста.

«Киево-Печерская лавра, Почаевская лавра — это собственность украинского государства. Государство передало свою собственность в пользование Украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет признанная украинская (поместная. — Ред.) церковь, и одна, и вторая будут переданы украинской церкви», — заявлял глава «Киевского патриархата» Филарет.

Вполне вероятно, что этот сценарий и будет реализован после 15 декабря.

Вариант № 4. Тупая сила

В тех ситуациях, когда дело не решить законно, — обычно это в храмах, построенных в 80-90-е годы ХХ века, некоторые украинские церкви используют грубую силу. С 2014 года все больше храмов каноничной Украинской православной церкви на Западной Украине захватываются при помощи националистов. Среди зачинателей таких атак не только непризнанный «Киевский патриархат», но и Украинская греко-католическая церковь, хотя Папа Римский не раз осуждал творящееся на Украине, а также подчеркивал, что его церковь не будет принимать участие в украинском противостоянии.

РПЦ: «Единая» украинская церковь будет в ключевых вопросах зависеть от Константинополя
РПЦ: «Единая» украинская церковь будет в ключевых вопросах зависеть от Константинополя
© РИА Новости, Александр Натрускин | Перейти в фотобанк
Обычно такие захваты проходят по следующему сценарию:

1. Выбирается храм для атаки, изучаются настроения жителей населенного пункта и местной власти.

2. Если местные против передачи храма другой церкви, под видом местных жителей завозятся люди из других населенных пунктов. Если есть местные сторонники идеи, их усиливают подобным «десантом». Кроме того, помощь оказывают националистические группировки.

3. Захват храма, оформленный как результат решения «народного схода».

4. Проведение первой службы, которая должна быть как можно многочисленней. Обращение в местные органы власти с требованием признать храм за новыми хозяевами.

Обычно украинская полиция не препятствует радикалам во время выполнения этого сценария. Подобным образом были захвачены десятки храмов на Западной Украине. И вряд ли эту схему позабудут после 15 декабря. Скорее наоборот, к ней будут прибегать чаще, объясняя это тем, что Украинская православная церковь уже будет «незаконной», а насилие в отношении священников и прихожан режим будет списывать на проявление "стихийного народного гнева". Этот вариант будет действовать наряду с другими (например, наряду с 3-м сценарием).

Вариант № 5. Хитрый план

Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» среди прочего регулирует и вопросы прекращения деятельности таких организаций. Этому посвящена статья 16 данного закона. Основанием прекращения деятельности организации может быть ее слияние с другой организацией, добровольная ликвидация или решение суда.

Последнее возможно в том числе «в случае понуждения граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций».

Данный пункт можно толковать максимально широко и начать закрытие религиозных организаций, формирующих собой УПЦ, в судебном порядке.

При этом, согласно статье 20 этого же закона, в случае прекращения деятельности религиозной организации в судебном порядке ее имущество может перейти в собственность государства, а культовое имущество может быть предоставлено другим религиозным организациям.

Иными словами: самые непокорные религиозные организации УПЦ просто прекратят свое юридическое существование, и их имущество про суду передадут новосозданной церкви.

В сложившейся ситуации выходов мало. Можно, как прихожане из села Белогородки Дубенского района, у которых раскольники отобрали церковь, построить новую. Но в условиях увеличившегося давления на каноничную церковь никто не даст гарантии, что местные власти дадут землеотвод и разрешение на строительство новых религиозных объектов.