Неудачи преследовали кабмин и дальше: Апелляционный суд, в который обратились подопечные Гройсмана, пытаясь обжаловать решение Окружного админсуда Киева от 25 апреля сего года, так же отказал в его удовлетворении.
И надо напомнить, в 2015-ом году Кабинет министров проиграл две судебных дела о необходимости пересмотра прожиточного минимума и содержания потребительской корзины по иску тому же Батрину. В общем, на первый взгляд — небанальная история, когда один общественник доказывает целому кабинету министров свою правоту.
Сама по себе потребительская корзина, конечно, понятие довольно условное и представляет собой тот минимум продуктов, предметов обихода и прочих вещей, которые должен иметь возможность приобрести любой и каждый гражданин страны. А это уже весомо, поскольку влияет на средний прожиточный минимум и дотации государства малоимущим, инвалидам и многодетным семьям.
Нужна восточно-европейская модель
«На самом деле, что есть потребительская корзина, что ее нет, для украинцев практически нет разницы. Я разговаривал со Станиславом (Батриным — ред.), и он сказал, что никто не смог ответить, кто именно разрабатывал эту корзину и какова была процедура ее формирования и принятия», — сообщил директор Ассоциации поставщиков продуктов питания Алексей Дорошенко.
Но эксперт, ввиду этого, задался вопросом: а какой должна быть потребкорзина? Ведь если согласно решению суда отменяется корзина-2016, тогда произойдет откат к 2002 году, когда была сформирована предыдущая корзина. Это, в свою очередь, по словам аналитика, проистекает из того, что в Украине зарплата (минимальная и средняя), пенсии (минимальная и средняя), социальные выплаты, налогооблагаемый минимум доходов и потребительская корзина никоим образом между собой не связаны.
«Это и есть пережиток Советского Союза, когда украинское государство взяло ту советскую корзину и фактически при каждом ее пересмотре какую-то позицию увеличивало или добавляло какие-то товары, которых раньше не было. Например, станки для бритья. Но как, за счет чего мы можем сравнивать, улучшилось ли качество нашей жизни? Увеличилась покупательская способность или, наоборот, вопреки всем заявлениям об увеличении наших доходов, уменьшилась? Чтобы ответить на это, мы должны понять, какую модель потребительской корзины мы хотим иметь», — пояснил Дорошенко.
Так, когда два года назад Кабмин обнародовал новую потребкорзину, Ассоциация поставщиков торговых сетей обратилась к европейцам с вопросом «а как принимают корзину у вас?». По итогам исследования этой темы, Алексей Дорошенко выявил, что есть уже упомянутая советская модель, модель Восточной Европы и модель Западной Европы.
При том за пределами Европы таких понятий как «потребительская корзина» и каких-то «прожиточных минимумов» не существует.
Поэтому Дорошенко считает, что Украине подходит европейская модель создания потребкорзины, а именно — восточно-европейская. А она во всех странах Восточной Европы составляет в среднем порядка 400 евро в месяц на одного человека. Корзина эта включает в себя не 23 и не 31 социальных продукта, который определило правительство Владимиру Гройсману, а до 200 продуктов питания и все виды одежды и обуви и другие вещи (в том числе аренда и оплата жилья), необходимые гражданину для нормальной жизни — всего 400-500 позиций.
Выходит, восточно-европейская потребкорзина привязана к установленной в странах минимальной зарплате. Кроме того, там и налоги привязаны к размерам минимальной зарплаты, соответственно — потребительской корзины.
Западная же Европа, отметил Дорошенко, живет по другим принципам и стандартам — потребкорзина в этих странах состоит из 1000 наименований товаров, продуктов и услуг, куда могут входить абонемент на футбольный мачт (в Великобритании), билеты в театр (в Австрии) и, мало того — отдых за границей, автомобиль.
В связи с этим, эксперт видит решения украинской проблемы в привязывании зарплаты и соцвыплат к национальной потребкорзине. Тогда и люди, и государство будут понимать, что происходит и к чему они идут. И на каком уровне находятся. Более того, таким образом власть будет по умолчанию брать на себя обязательства по повышению комфортности жизни каждого украинца.
«Например, если мы скажем, что для нормальной жизни по минимальным стандартам украинцам нужно 400 евро в месяц. А мы в 2018 году имеем 200 евро. Только тогда мы можем высчитывать, повышается ли наш уровень жизни. А если нам говорят, что, к примеру, средняя заработная плата выросла на 24%, а реальная покупательная способность — на 15%, мы очень часто этого не ощущаем. Нам нужно связать зарплаты и социальные выплаты с потребительской корзиной», — полагает финансовый аналитик.
Сейчас этого нет. После принятия потребкорзины в 2016 году, Ассоциация проанализировала ее соответствие ценам на тот момент. По продуктам цифры совпадали, а по одежде и обуви нет. Например, тогда зимняя куртка согласно правительственным данным стоила 500 грн, но в реальности ее нельзя было купить дешевле 700-800 грн. Сейчас же меньше, чем за 1000 гривен ее не найти.
Вдобавок, если потребкорзина (то есть прожиточный минимум) составляет на сегодняшний день 1777 грн на одного украинца в месяц, то обозначенный в ней набор продуктов будет стоить 3-3,5 тыс грн., потому что за год продукты и товары подорожали, а корзина осталась та же.
Как с тарифами — так и с корзиной
И это несмотря на то, что нынешний прожиточный минимум на Украине в 2,4 раза ниже черты бедности по классификации ООН ($150 на одного человека). А в Украине 60% людей живут за этой чертой.
Даже Минсоцполитики считает, что прожиточный минимум должен быть в 2,2 раза больше установленного законом. А со слов самих украинцев, им для сносной жизни требуется 6136 гривен в месяц (более 13 тысяч рублей).
Тем не менее, и он, и другие эксперты уверены, что шансы на то, что Кабинет Министров как-то пересмотрит статистическую методологию, как и методику создания корзины, практически равны нулю.
Так, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин сказал, что Минфин не допустит пересмотра. Ведь,
если добавить хотя бы 10% к 1777 грн, это будет 1810-1820 грн. Что не изменит общей ситуации. Да и на увеличение прожиточного минимума требуются допсредства из казны, что грозит увеличением дефицита госбюджета. Тогда как МВФ настаивает на том, чтобы государство его ликвидировало.
Вообще, в этом контексте назидателен и показателен случай с Нацкомиссией по энерго- и коммунальным тарифам (НКРЭКУ). Закон об этой структуре, созданной в 2014 году, был принят всего лишь 23 марта 2017 года. До этого она, находясь вне закона, спокойно устанавливала тарифы. И даже несмотря на то, что суд признал неправомерным многократное повышение НКРЭКУ тарифов, возвращение к старым тарифам не произошло.