Автомайдан 2.0

Протестующие, которые частично перекрыли Житомирскую, Одесскую, Варшавскую, Бориспольскую трассы, требуют принятия закона, который регулирует использование машин с иностранными номерами. Законопроект №5567 предусматривает «условное частичное освобождение от налогообложения» ввезенных из-за границы авто и установление за это «справедливой платы».

Шины снова горят: почему автомобиль остается роскошью для украинцев

Речь идет о том, что украинцы хотят купить подержанное авто, скажем, в Польше или Литве за 3-5 тысяч евро и эксплуатировать его в Украине, уплатив за это символичные 150-200 евро. Вместо того, чтобы проходить таможенное оформление и регистрацию транспортного средства. Сегодня на украинских дорогах насчитывается уже до 1,5 миллионов автомобилей с иностранными номерами.

Критики законопроекта 5567 указывают на его недоработку, что в документе никак не урегулирован вопрос административной ответственности владельца такого авто. В случае аварии ни одна страховая не покроет расходы участников ДТП. Кроме того, оппоненты уверены, что снятие таможенных пошлин с таких автомобилей превратит украинский рынок в свалку старых европейских машин, а госбюджет не получит с этого ни копейки.

По словам народного депутата Юрия Деревянко, напротив, закон как раз урегулирует эту проблему. «Наше предложение состоит в том, чтобы дать возможность гражданам Украины, как и иностранцам временно ввозить автомобиль сроком на один год, платить за это в бюджет установленные 150-250 евро. Это не касается новых автомобилей, поэтому не может подрывать ситуацию на рынке отечественного автопрома»,- сказал на митинге возле Кабмина Деревянко. «Это компромисс ради нашего среднего класса, который сегодня не имеет 20 тысяч долларов, чтобы купить новый автомобиль, чтобы он смог встать на ноги, дать им возможность использовать автомобили с иностранными номерами».

Отменить грабительские пошлины

Однако по мнению главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко эта сфера в Украине и так отрегулирована на основании европейских конвенций. А значит не нуждается в новых законах.

«Национальные правила предоставления товарам режима временного ввоза основываются на соответствующей Конвенции о временном ввозе Международной таможенной организации, целью которой является исключительно предотвращения злоупотреблений при использовании данного режима. С вступлением в силу 22.09.2004 Закона Украины "О присоединении Украины к Конвенции о временном ввозе" нормы Конвенции стали частью национального законодательства» — написал на своей странице в ФБ Назаренко. И добавил: «Может лучше и нам добиваться отмены импортных налогов на авто вместо того, чтобы оставлять налоги на прежнем уровне и легализовать схему, которая позволяет их не платить? Потому что это театр абсурда. Вместо того, чтобы требовать в ВР отменить акциз и пошлины на импорт авто, люди требуют легализовать для себя возможность не платить эти налоги при временном ввозе».

Шины снова горят: почему автомобиль остается роскошью для украинцев

Действительно, правительство еще пару лет назад обещало облегчить доступ на рынок импортных авто. Кроме того, постепенное снижение акциза с 10% до 0 предусмотрено и договором об Ассоциации с ЕС. Однако власти обложили рынок импорта такими ограничения, которые не только не удешевляли стоимость ввезенных из Европы автомобилей, а даже породили возникновение целого бизнеса по фактически незаконной перевалке транспортных средств из-за границы.

То есть, к тому что уже проходили в начале 90-х — челночникам и «генеральным доверенностям». Все это привело в коррупции на таможне и появлению этих самых 1,5 миллионов транспортных средств с литовскими и польскими номерами, которые безосновательно передвигаются по стране.

Также в конце декабря Кабмин сохранил размер пошлины на уровне 10% на 2017 год на автомобили из ЕС. Это решение мотивировано защитой национального производителя. Импортеры в свою очередь обещают оспорить это решение в суде.

В Европу — за дешевым авто

Раньше появлению дешевых импортных автомобилей препятствовало лобби отечественных производителей. Они апеллировали у сохранению конкурентности отечественных автопроизводителей — того же ЗАЗа. Речь шла о развитии производства, сохранению производственных мощностей и тысяч рабочих мест. Запорожский автозавод в свое время наладил таким образом совместную сборку с мировыми гигантами, и не только он. Например, на украинских заводах собирались автомобили на базе Chery, Сhevrolet. Также была налажена крупноузловая сборка Opel, Mercedes, Seat, Audi и Volkswagen.

Но сегодня говорить о защите отечественного производителя не имеет смысла. Все наработки прошлых лет были утрачены. В прошлом году ЗАЗ вообще остановил производство на 10 месяцев. А итоги 2016 года в украинском автомобилестроении оказались худшими за последние 13 лет. По данным «Укравтопрома» отечественные предприятия выпустили в 2016 году 5264 автотранспортных средств. Это более чем на треть меньше, чем даже в 2015 году. Для сравнения в 2008 году (рекордный год) украинские заводы произвели более 400 тысяч авто.

Таким образом, на авторынке сложилась ситуация, когда собственное производство уничтожено, импортные автомобили для украинцев остаются недоступными, а автовладельцы жгут шины и отстаивают свое право ездить на старом литовском металлоломе.