Казалось бы, участники переговоров должны обсуждать одну тему – это логично. Но уже сейчас известно, что повестки дня у украинской и российской делегаций разные.
Российский проект меморандума не опубликован, но, даже если не пользоваться западными инсайдами, от чего нас предостерегают российские официальные лица, угадать его содержание нетрудно.
Россия ставит вопрос о предварительном согласовании основных пунктов нового большого договора об урегулировании украинского конфликта. Таким образом закладывается повестка общая дня будущих переговоров.
Основные пункты тоже известны:
- Украина должна признать новые государственные границы;
- Украина должна сократить армию и отказаться от наступательных вооружений;
- Украина должна изменить свою внутреннюю политику, особенно в части прав человека, свободы совести и др.;
- и т.д.
В общем, всё в соответствии с тезисом о том, что цели спецоперации будут достигнуты.
Разумеется, позиция украинской стороны может измениться, но для этого нужно нечто чрезвычайное.
В 2022 году переговоры шли на фоне российских войск, находившихся в считанных километрах от Крещатика. И хотя возможностей взятия или хотя бы окружения Киева у российской армии не было, украинская делегация была мотивирована идти на уступки.
Согласие на переговоры сейчас в значительной степени было связано с продемонстрированной Трампом готовностью прекратить военную помощь Украине.
Сейчас объективных факторов, которые могли бы принудить украинскую делегацию даже просто к обсуждению российской переговорной повестки, не заметно.
Украинская же сторона, как официально заявлено, будет требовать перемирия.
Перемирие украинской стороне нужно для того, чтобы выиграть время – хотя бы небольшое, для передислокации войск, а в идеале несколько большее – для перевооружения (иностранная техника продолжает поступать на Украину), а если получится, то и ввода на территорию Украины иностранных войск, что резко изменит военно-политическую ситуацию.
Самое интересное, что, по итогам 1 июня, Украина прекращать огонь не собирается. Обратите внимание – украинские спецслужбы взяли на себя ответственность за атаки на российские аэродромы и за подрыв железнодорожных путей в Запорожской области, но не взяли – за подрывы мостов в Курской и Брянской областях.
Интересно, что российский Следком быстро переквалифицировал дело с теракта на самопроизвольное обрушение. Разумеется, есть вероятность того, что это действительно так, но имеет право на существование и гипотеза, что тут вмешалась высокая политика – теракт против мирного населения вполне мог бы сорвать переговоры в Стамбуле. А так – оснований для отмены переговоров нет (хотя Украина очень существенно усилила свои переговорные позиции).
Это всё, конечно, хорошо, но если диверсии имели место, а их "замяли", то для Украины открывается возможность проводить их и дальше – просто не беря на себя ответственность и не нарушая таким образом перемирия. Идеальная схема.
При этом, заключив перемирие, украинская сторона найдёт 1000 и 1 возможность заблокировать дальнейшие переговоры или, хотя бы, ни о чём не договориться. Российская сторона это, разумеется, понимает и Сергей Лавров уже предупредил, что прекращение огня как таковое Россию не интересует.
Таким образом, возможность о чём-то договориться в Стамбуле – околонулевая. Просто потому, что одна делегация будет говорить о красном, другая – о квадратном. Эжен Ионеско желчно завидует…
Ещё одно мнение о переговорах – в статье Захара Виноградова "Украинский режим Зеленского подтвердил, что с ним нельзя договариваться, его можно только уничтожить"