https://ukraina.ru/20230423/1045271140.html
"Вокруг Булгакова": буфетчик и осетрина
"Вокруг Булгакова": буфетчик и осетрина - 23.04.2023 Украина.ру
"Вокруг Булгакова": буфетчик и осетрина
Буфетчик варьете Андрей Фокич Соков появляется на страницах романа всего два раза – в качестве гостя "нехорошей квартиры", где ему предсказывают близкую смерть, Украина.ру, 23.04.2023
2023-04-23T08:00
2023-04-23T08:00
2023-04-23T08:07
"вокруг булгакова"
эксклюзив
михаил булгаков
литература
писатель
история
медицина
мастер и маргарита
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_0:15:900:521_1920x0_80_0_0_7f7d98f24e7394ff20b1f43870d5ead2.jpg
Буфетчик варьете Андрей Фокич Соков появляется на страницах романа всего два раза – в качестве гостя "нехорошей квартиры", где ему предсказывают близкую смерть, и в эпилоге, где указывается, что смерть таки воспоследовала. Так и остаётся неясным, мог ли он как-то изменить свою судьбу и не была ли смерть его как-то связана с посещением "нехорошей квартиры" (есть мнение, что мясо, которым потчевал его Азазелло, было отравлено, но по ряду причин это маловероятно).В редакции "Чёрный маг" Соков (он же – Алексей Лукич Барский) — "человечек короткого роста и с веками, прикрывающими свиные глазки крышечками, и моржовыми усами, был меланхоликом".В окончательной редакции: "малюсенький пожилой человечек с необыкновенно печальным лицом, в чесучовом старинном костюме и твёрдой соломенной шляпе с зелёной лентой", под которой скрывается лысина.Ах, да: "маленького роста человек, пожилой, с нависшими усами, лысый и со столь печальными глазами, что жалость и тревога охватывали каждого, кто не привык ещё к нему. Вздыхая тоскливо, печальный человек стоял за прилавком и глядел на груду бутербродов с кетовой икрой и с сыром брынзой" ("Театральный роман"). Тут он называется Ермолай Иванович.Ну, вы поняли – речь идёт о совершенно реальном буфетчике МХАТа. Удивительно, но нигде в воспоминаниях нам не удалось найти его имя. Почему бы это?Главное достоинство буфетчика – чрезвычайная скупость. Он избегает "вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы", но продаёт осетрину не первой свежести, зелёную брынзу и некипячёный чай. Сэкономленные деньги откладывает, но воспользоваться ими не сможет…Тема скупости буфетчика отсылает к евангельской притче о богатом глупце: "сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: "Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук., XII, 16-20).Так что эпизод с Соковым, как и многое в "Мастере и Маргарите" выглядит пародией на библейский эпизод. Впрочем, пародия ли? В притче Христа Бог шутит над богачом. Слуга сатаны говорит правду, но никакого активного вмешательства в судьбу буфетчика мы не видим (судя по оговоркам Воланда его возможности в прекращении земного пути того или иного человека крайне ограничены – не смотря на наличие квалифицированной команды убивателей в лице Фагота, Абадонны и Азазелло). То, что в христовой притче выглядит возможностью, в беседе с дьяволом становится реальностью. Кстати, смерть Сокову пророчит Коровьев – это его специализация.Ну и самое главное, советы разные – Бог, естественно, советует подумать о душе. Дьявол, не менее естественно, о душе думать совершенно не советует, а советует покинуть лучший из миров в компании хмельных красавиц и лихих друзей.Если говорить о смерти Сокова, то сам эпизод является парафразом жуткой истории конца жизни самого Булгакова. В ранней редакции Воланд предрекал смерть через год, но не называл точной даты. Точная дата возникла в конце 1939 года под влиянием врачей, которые пророчили скорую смерть самому писателю. Булгаков считал, что умрёт в феврале (ошибся на несколько дней) и назначил на это время смерть Сокова. Естественно какой-то определённый год в виду не имелся, но в любом случае по отношению к о времени написания романа это было прошлое.Беседа Воланда с Соковым, по некоторым оценкам, напоминает интервью, которые проходят претенденты в масонских ложах шотландского обряда. В ходе этого интервью выясняется отношение к семи основным грехам: гордости, жадности, похоти, злобной зависти, обжорству, гневу и лени. Соков, как минимум, жаден и резко реагирует на вопрос Воланда о своей смерти, что можно расценить как признак гневливости и/или гордости. Масонство тут, разумеется, может быть вообще не причём, но можно вспомнить фразу Воланда во время сеанса в варьете, где он констатирует, что люди ничуть не поменялись, что, среди прочего, означает подверженность упомянутым семи грехам.Обратите внимание – Соков является одним из немногих персонажей романа, который допущен к Воланду (управдому, например, предлагают показать кота) и единственным персонажем романа, который подвергается со стороны Воланда столь детальному обследованию. Мессиру угодно было развлечься?Вполне возможно, но представляется вероятным так же то, что Соков показался ему "крепким орешком". Остальные персонажи сдаются власти Воланда сразу (многие даже не пытаются сопротивляться), а вот Соков пытается обороняться доступными ему средствами. Он отказывается от скверны в лице голой Геллы и вина, а главное – использует по назначению крестное знамение, чем снимает заклятие в виде берета с петушиным пером (сам сюжет с надеванием кота вместо шапки Булгаков позаимствовал у Андрея Белого, с которым был знаком и даже был у него на даче в Кучино).Более того, в ранней редакции Соков, опять же – единственный из персонажей романа, бежит спасаться в храм, но Бог ушёл из этого города, на храме нет креста, а бывший священник объявляет лоты на аукционе… Потом Булгаков этот эпизод убирает.В конечном итоге, даже Соков оказывается уязвимым перед нечистой силой (из-за своей жадности) и гибнет. Гибнет, опять же, в числе немногих, но вряд ли тут может идти речь о мести со стороны Воланда – "никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-либо преждевременно".Ну и в конце концов маленькая загадка – а что это за клиника первого МГУ, в которой умер Соков?Сама по себе клиника находится на Большой Пироговской, 2 – это два симметричных здания (хирургический и терапевтический корпуса) в стиле неоклассицизма, построенные по проекту Константина Быковского в 1891 году. Они входят в ансамбль клинического городка на Девичьем Поле, построенного по инициативе Николая Склифосовского.Ну а что до нумерации московских университетов, то их и в 80-е годы в Москве было два – МГУ и "лумумбятник". А в 1918 году было проведено реформирование высшего образования в Москве – статус университета получили Высшие женские курсы, которые стали 2-м МГУ.И тут ещё один датирующий момент – в 1930 году была проведена очередная реорганизация. 2-й МГУ был ликвидирован с созданием трёх отдельных ВУЗов (в т.ч. 2-го Московского государственного медицинского института, сейчас – "пироговка"). 1-й МГУ стал просто МГУ, а 23 июня из него был выделен медицинский факультет, ставший 1-м Московским медицинским институтом (сейчас – "сеченовка").Соков мог умереть в клинике 1-го МГУ не позже первой половины 1930 года, что совпадает с основной датировкой событий романа, по которым действие начинается в 1929 году. Но это, конечно, никак не отменяет все остальные датирующие признаки, относящиеся к реалиям вплоть до 1938 года включительно.В театральных постановках буфетчика играли Семён Фарада (легко узнаётся) и Олег Борисов (не узнаётся вообще, но Олег Иванович очень талантливый артист, сыграть эту роль он, безусловно, мог).
https://ukraina.ru/20230226/1043885589.html
https://ukraina.ru/20230312/1044270351.html
https://ukraina.ru/20221211/1041314225.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103037/82/1030378202_161:0:900:554_1920x0_80_0_0_e8777a6cc3605daafec9c5f1cc5dfe9e.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив, михаил булгаков, литература, писатель, история, медицина, мастер и маргарита
Буфетчик варьете Андрей Фокич Соков появляется на страницах романа всего два раза – в качестве гостя "нехорошей квартиры", где ему предсказывают близкую смерть, и в эпилоге, где указывается, что смерть таки воспоследовала. Так и остаётся неясным, мог ли он как-то изменить свою судьбу и не была ли смерть его как-то связана с посещением "нехорошей квартиры" (есть мнение, что мясо, которым потчевал его Азазелло, было отравлено, но по ряду причин это маловероятно).
В редакции "Чёрный маг" Соков (он же – Алексей Лукич Барский) — "человечек короткого роста и с веками, прикрывающими свиные глазки крышечками, и моржовыми усами, был меланхоликом".
В окончательной редакции: "малюсенький пожилой человечек с необыкновенно печальным лицом, в чесучовом старинном костюме и твёрдой соломенной шляпе с зелёной лентой", под которой скрывается лысина.
Ах, да: "маленького роста человек, пожилой, с нависшими усами, лысый и со столь печальными глазами, что жалость и тревога охватывали каждого, кто не привык ещё к нему. Вздыхая тоскливо, печальный человек стоял за прилавком и глядел на груду бутербродов с кетовой икрой и с сыром брынзой" ("Театральный роман"). Тут он называется Ермолай Иванович.
Ну, вы поняли – речь идёт о совершенно реальном буфетчике МХАТа. Удивительно, но нигде в воспоминаниях нам не удалось найти его имя. Почему бы это?
Главное достоинство буфетчика – чрезвычайная скупость. Он избегает "вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы", но продаёт осетрину не первой свежести, зелёную брынзу и некипячёный чай. Сэкономленные деньги откладывает, но воспользоваться ими не сможет…
Тема скупости буфетчика отсылает к евангельской притче о богатом глупце: "сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: "Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук., XII, 16-20).
Так что эпизод с Соковым, как и многое в "Мастере и Маргарите" выглядит пародией на библейский эпизод. Впрочем, пародия ли? В притче Христа Бог шутит над богачом. Слуга сатаны говорит правду, но никакого активного вмешательства в судьбу буфетчика мы не видим (судя по оговоркам Воланда его возможности в прекращении земного пути того или иного человека крайне ограничены – не смотря на наличие квалифицированной команды убивателей в лице Фагота, Абадонны и Азазелло). То, что в христовой притче выглядит возможностью, в беседе с дьяволом становится реальностью. Кстати, смерть Сокову пророчит Коровьев – это его специализация.
Ну и самое главное, советы разные – Бог, естественно, советует подумать о душе. Дьявол, не менее естественно, о душе думать совершенно не советует, а советует покинуть лучший из миров в компании хмельных красавиц и лихих друзей.
Если говорить о смерти Сокова, то сам эпизод является парафразом жуткой истории конца жизни самого Булгакова. В ранней редакции Воланд предрекал смерть через год, но не называл точной даты. Точная дата возникла в конце 1939 года под влиянием врачей, которые пророчили скорую смерть самому писателю. Булгаков считал, что умрёт в феврале (ошибся на несколько дней) и назначил на это время смерть Сокова. Естественно какой-то определённый год в виду не имелся, но в любом случае по отношению к о времени написания романа это было прошлое.
Беседа Воланда с Соковым, по некоторым оценкам, напоминает интервью, которые проходят претенденты в масонских ложах шотландского обряда. В ходе этого интервью выясняется отношение к семи основным грехам: гордости, жадности, похоти, злобной зависти, обжорству, гневу и лени. Соков, как минимум, жаден и резко реагирует на вопрос Воланда о своей смерти, что можно расценить как признак гневливости и/или гордости. Масонство тут, разумеется, может быть вообще не причём, но можно вспомнить фразу Воланда во время сеанса в варьете, где он констатирует, что люди ничуть не поменялись, что, среди прочего, означает подверженность упомянутым семи грехам.
Обратите внимание – Соков является одним из немногих персонажей романа, который допущен к Воланду (управдому, например, предлагают показать кота) и единственным персонажем романа, который подвергается со стороны Воланда столь детальному обследованию. Мессиру угодно было развлечься?
Вполне возможно, но представляется вероятным так же то, что Соков показался ему "крепким орешком". Остальные персонажи сдаются власти Воланда сразу (многие даже не пытаются сопротивляться), а вот Соков пытается обороняться доступными ему средствами. Он отказывается от скверны в лице голой Геллы и вина, а главное – использует по назначению крестное знамение, чем снимает заклятие в виде берета с петушиным пером (сам сюжет с надеванием кота вместо шапки Булгаков позаимствовал у Андрея Белого, с которым был знаком и даже был у него на даче в Кучино).
Более того, в ранней редакции Соков, опять же – единственный из персонажей романа, бежит спасаться в храм, но Бог ушёл из этого города, на храме нет креста, а бывший священник объявляет лоты на аукционе… Потом Булгаков этот эпизод убирает.
В конечном итоге, даже Соков оказывается уязвимым перед нечистой силой (из-за своей жадности) и гибнет. Гибнет, опять же, в числе немногих, но вряд ли тут может идти речь о мести со стороны Воланда – "никогда не было случая, да и не будет, чтобы Абадонна появился перед кем-либо преждевременно".
Ну и в конце концов маленькая загадка – а что это за клиника первого МГУ, в которой умер Соков?
Сама по себе клиника находится на Большой Пироговской, 2 – это два симметричных здания (хирургический и терапевтический корпуса) в стиле неоклассицизма, построенные по проекту Константина Быковского в 1891 году. Они входят в ансамбль клинического городка на Девичьем Поле, построенного по инициативе Николая Склифосовского.
Ну а что до нумерации московских университетов, то их и в 80-е годы в Москве было два – МГУ и "лумумбятник". А в 1918 году было проведено реформирование высшего образования в Москве – статус университета получили Высшие женские курсы, которые стали 2-м МГУ.
И тут ещё один датирующий момент – в 1930 году была проведена очередная реорганизация. 2-й МГУ был ликвидирован с созданием трёх отдельных ВУЗов (в т.ч. 2-го Московского государственного медицинского института, сейчас – "пироговка"). 1-й МГУ стал просто МГУ, а 23 июня из него был выделен медицинский факультет, ставший 1-м Московским медицинским институтом (сейчас – "сеченовка").
Соков мог умереть в клинике 1-го МГУ не позже первой половины 1930 года, что совпадает с основной датировкой событий романа, по которым действие начинается в 1929 году. Но это, конечно, никак не отменяет все остальные датирующие признаки, относящиеся к реалиям вплоть до 1938 года включительно.
В театральных постановках буфетчика играли Семён Фарада (легко узнаётся) и Олег Борисов (не узнаётся вообще, но Олег Иванович очень талантливый артист, сыграть эту роль он, безусловно, мог).