Кишинёвский погром: 120 лет трагедии - 19.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Кишинёвский погром: 120 лет трагедии

© newsmaker.mdКишиневский погром 1903 года
Кишиневский погром 1903 года
Читать в
ДзенTelegram
Украина с дивной регулярностью возвращается к теме еврейских погромов. И всегда для них есть основания. Как правило – в виде предпринимательской деятельности иудеев, которая наносила ущерб остальному населению. Сейчас мы подходим к моменту, когда украинские евреи могут оказаться виноватыми в том, что украинцы избрали президентом еврея.
Между тем, 19–20 апреля исполняется 120 лет печально знаменитому Кишинёвскому погрому 1903 года. Несмотря на огромный резонанс ещё того времени, к тем событиям остаётся ещё немало вопросов.
Первое издание Большой советской энциклопедии (1926–1947) по поводу Кишинёвского погрома содержало следующую информацию: "погром был организован царским правительством и возглавлялся министром внутренних дел, шефом жандармов В.К. Плеве. Участниками погрома являлись отряды чёрной сотни, деклассированные подонки общества, кулаки, торговцы, трактирщики и др.".
Современные исследователи считают такой взгляд предвзятым, но почему-то именно он в точности отражён во вступительной части соответствующей статьи "Википедии".
Относительно фактической стороны тех трагических событий существенных разногласий у историков нет.
Погром унёс 51 жизнь (49 из погибших — евреи), около 500 человек были ранены, повреждения получили около 1,3 тыс. зданий (600 домов и 700 торговых заведений), общий материальный ущерб составил 2 млн рублей.
Мирные жители проходят по улице Крещатик мимо разрушенных домов в оккупированном Киеве
День в истории. 7 сентября: в Киеве произошёл последний еврейский погромВ этот день 75 лет назад, 7 сентября 1945 года, в Киеве произошел еврейский погром. Как такое могло произойти спустя несколько дней после окончания Второй мировой войны на территории страны-победителя нацизма, где государственной идеологией был воинствующий интернационализм?
Численность собственно погромщиков составляла до 2 тыс. человек. Арестованы же были 816 человек, из них за недоказанностью вины освобождены от уголовной ответственности 250 человек, 466 получили наказания за мелкие преступления, а 100 человек получили серьёзные обвинения. В убийствах и насилиях обвинялись 37 человек, 25 из которых были приговорены к "каторге и лишению всех прав состояния".
Официальные материалы следствия (а оно велось самим директором имперского департамента полиции Лопухиным) версию БСЭ о социальной базе погрома не подтверждают.
Основную массу бесчинствующих составляли кишинёвские мещане, но значительным было и число крестьян из близлежащих к региональной столице сёл. Отряды "чёрной сотни", по крайней мере в Бессарабии, ещё не существовали, их формирование началось уже в ходе Первой русской революции.
К моменту создания ведущей черносотенной организации "Союз русского народа" кровавая череда еврейских погромов уже прекратилась. За время же функционирования СРН до 1917 года в городах, где существовали его отделения, погромы в отношении иудеев зафиксированы не были.
Другое дело, что в рядах многочисленного СРН оказались и те, кто ранее был причастен к погромам. Однако среди видных деятелей монархического движения таковых не было.
Этнический состав погромщиков был следующим: 2/3 составляли русские (малороссы и великороссы), 1/3 молдаване. Данная пропорция определялась национальным составом Кишинёва, где тогда доминировало еврейское и славянское население.
© newsmaker.mdКишиневский погром 1903 года
Кишиневский погром 1903 года
Кишиневский погром 1903 года
Столкновения на межрелигиозной почве вспыхивали в бессарабской столице неоднократно.
Значительное число еврейского населения в регионе определялось тем, что он входил в "черту оседлости". В экономике Бессарабии была исключительно велика роль еврейских предпринимателей, торговых посредников и финансистов. Противоречия между еврейскими и христианскими бизнес-элитами существенно обострились в условиях экономического кризиса первых лет XX в.
Наиболее активным обличителем "иудейского засилья" был публицист Павел (Паволакий) Крушеван, издававший единственную тогда в Бессарабии ежедневную газету. Его печатный орган под названием "Бессарабец" регулярно допускал нападки на еврейскую общину, обвинявшуюся в стремлении закабалить христиан.
При этом основная масса кишинёвских евреев, будучи ремесленниками и мелкими торговцами, вела весьма скромный образ жизни. Представители именно этой социальной группы испытали на себе основной удар погромщиков.
Крушеван может быть признан вдохновителем погрома, но не более того. Ведь в 1903 году он проживал уже преимущественно в Петербурге, занимаясь там изданием газеты "Знамя".
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах
О корнях украинского антисемитизма: "Соляной бунт" 1113 года
Гораздо более активную роль в организации беспорядков сыграл мелкий предприниматель и политический авантюрист Георгий Пронин.
В своё время он прибыл из Одессы, где у него возникли проблемы с городским руководством. В Кишинёве Пронин брал подряды на выполнение строительных работ и в связи с этим часто конкурировал с иудейскими коллегами. Антисемитизм стал для него подспорьем в борьбе с конкурентами, а заодно — средством политической карьеры.
Политическое кредо Пронина состояло в защите русских и молдавских работников от "еврейского угнетения". Благодаря этому он сблизился с Крушеваном и стал сотрудником его газеты.
Отправной точкой Кишинёвского погрома стала публикация в марте газетой "Бессарабец" расследования якобы имевшего место в расположенном неподалёку местечке Дубоссары (на территории Херсонской губернии) ритуального убийства евреями православного юноши. Впоследствии дознание показало, что эта версия смерти была вымыслом. Истинная причина — убийство родственником из-за наследства.
Вскоре газета по настоянию властей опубликовала опровержение, но в Кишинёве появились листовки с призывами к отмщению евреям. По всей видимости, их издание и распространение было организовано Прониным.
Параллельно с этим в обществе активно циркулировал слух о том, что царём издан секретный указ, разрешающий нападать и даже убивать евреев в течении трёх дней начиная с ближайшей Пасхи.
Иудейская община чувствовала неладное. Её представители побывали с визитом у главы Бессарабской губернии фон Раабена, получив у него заверение в необоснованности опасений погрома.
Тем не менее на Пасху, 19 апреля 1903 года, в Кишинёве начались беспорядки.
Теодор Герцль - РИА Новости, 1920, 14.02.2021
«Венский штрудель» сионизма и антисемитизма: от Теодора Герцля до Адольфа Гитлера14 февраля 1896 года в Вене вышла книга публициста Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». В ней впервые собраны идеи, которые вскоре назовут сионизмом. Но если разобраться, то и теоретически, и практически еврейские массы уже во многом были готовы к тому, чтобы написанное в книге Герцля стало явью.
Погромщики действовали крупными группами в несколько десятков человек. Организованно и методично они нападали на коммерческие объекты, принадлежавшие евреям. На руках у них были заранее подготовленные списки. Однако насильственных действий в отношении людей в этот день не предпринималось.
Правоохранительные органы были явно не готовы к такому ходу событий.
Пассивность полиции была воспринята как подтверждение слуха "о секретном указе царя". К тому же на утро следующего дня спохватившиеся полицейские разогнали скопление евреев-ремесленников (около 100 человек), собравшихся на рыночной площади и приготовившихся к самообороне.
Погромы 20 апреля стали ещё более многочисленными. Евреи оказывали сопротивление, применяя огнестрельное оружие. Стреляли из окон домов, с балконов, крыш, из-за заборов. Одним из таких выстрелов был убит русский мальчик Останков. Это вызвало ожесточение погромщиков, разгорячённых к тому же алкоголем. Насилие нарастало, власти растерялись, пытавшихся вмешиваться полицейских засыпали градом камней.
К активным действиям правоохранители приступили лишь в 16 часов, когда в ответ на запрос губернатора поступила инструкция из Петербурга к подавлению беспорядков. Её автором был министр внутренних дел Плеве. В БСЭ, как вы помните, именно он назван в качестве организатора погрома.
Получив соответствующие полномочия, начальник Кишинёвского гарнизона Бекман отдал приказ о применении оружия. Однако стрелять не пришлось, поскольку, увидев на улицах военные подразделения, погромщики быстро ретировались.
© newsmaker.mdКишиневский погром 1903 года Раненые во время погрома
Кишиневский погром 1903 года Раненые во время погрома
Кишиневский погром 1903 года Раненые во время погрома
Причины запоздалой реакции властей на беспорядки являются первой дискуссионной темой в отношении Кишинёвского погрома.
С точки зрения имперских властей причиной тому стала нераспорядительность губернатора, а также шефа местной полиции Ханженкова. Вскоре они были отстранены от своих должностей.
Часть вины власти возлагали и на еврейскую самооборону (хотя официальное обвинение не было предъявлено ни одному иудею). В дальнейшем губернаторам строго предписывалось не только пресекать подобные вспышки насилия, но и препятствовать созданию организаций самообороны.
Привлечённые к судебному процессу либеральные адвокаты попытались придать ему политический характер.
Для них на первом месте был не разбор конкретных поступков погромщиков, а поиск в высших сферах империи "настоящих поджигателей" беспорядков. На роль высокого покровителя погромщиков был выбран Плеве.
  - РИА Новости, 1920, 18.08.2019
Черта оседлости. Украинские евреи и Российская империяЛюбые искусственные сложности на пути к полноценному гражданству воспринимаются как унижение и издевательство над теми, на кого они направлены. Так было всегда. И чтобы увидеть масштаб этого, взглянем на одну из самых неприглядных сторон старой российской жизни - существование черты оседлости
В ход шёл даже откровенный подлог или, как сказали бы сегодня, классические Fake news.
Так, в мае 1903 года в лондонской газете "Таймс" была опубликована "телеграмма" Плеве, адресованная губернатору, в которой министр якобы запрещал использовать вооруженные силы для подавления назревавшего погрома, дабы не провоцировать "недовольства" по отношению к правительству среди православного населения.
Оригинал телеграммы, впрочем, как и следы её существования, так и не были обнаружены. Искали же их настойчиво не только царские правоохранители, но и соответствующие комиссии, созданные новыми властями после свержения самодержавия.
Второй дискуссионной темой был характер насильственных действий.
Зарубежную прессу быстро заполонили сенсационные материалы об изощрённых зверствах в отношении кишинёвских евреев. Газетные полосы пестрели рассказами о множестве изнасилований женщин и даже девочек, вырванных языках и ноздрях, распоротых животах. Европейские столицы охватили митинги солидарности с российскими евреями. Самодержавие обвинялось чуть ли не в геноциде иудеев.
Однако официальные материалы следствия, которые не подвергались сомнению сторонами процесса, говорят совсем о другом: "у всех убитых найдены были повреждения, причинённые тяжёлыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором. Следов каких-либо истязаний или надруганий на трупах не обнаружено, что доказывается как протоколами осмотра и вскрытия тел убитых, так и показаниями врачей, производивших упомянутые осмотры и вскрытия".
© newsmaker.mdКишиневский погром 1903 года Убитые в результате погрома
Кишиневский погром 1903 года Убитые в результате погрома
Кишиневский погром 1903 года Убитые в результате погрома
Однако в условиях разразившейся информационной бури официальные следственные документы были уже не интересны либерально-революционным деятелям и международной общественности. Кишинёвская трагедия выполнила свою роль дискредитации российских властей накануне революции 1905—1907 годов.
Также она снизила "порог чувствительности" к подобным кровавым событиям. Если еврейский погром 1903 года в Кишинёве вызвал общественный шок, то аналогичные события 1905 года (пусть и в меньшем масштабе) были восприняты более безразлично.
Предпосылки Кишинёвского погрома определялись объективными экономическими противоречиями, низким образовательным уровнем бессарабских обывателей начала XX в.
Нельзя не упомянуть об антисемитизме ряда представителей региональной администрации. К примеру, антиеврейски был настроен вице-губернатор Устругов, считавший еврейство рассадником революционных настроений. Тем не менее ключевые региональные чиновники — генерал-лейтенант Бекман, бессарабский прокурор Горемыкин, кишинёвский городской голова Шмидт — демонстрировали полнейшую беспристрастность.
«Для спасения Украины». Как петлюровцы устроили крупнейший еврейский погром времен Гражданской войны15 февраля 1919 г. произошла одна из крупнейших боевых операций петлюровских войск - еврейский погром в городе Проскурове. Это был первый случай целенаправленного уничтожения «нетитульного» населения ради строительства «украинской Украины».
Возможно, у провокаторов действительно были покровители на самом высоком уровне. Тем самым подтверждается непременное условие любой революции — раскол правящей элиты.
Главным же уроком Кишинёвского погрома стало то, что административная система Российской империи (по крайней мере на местах) была плохо приспособлена для действий в экстремальных условиях внутреннего кризиса: губернаторы безынициативны и в нестандартных ситуациях ждут распоряжений МВД, полиция с массовыми беспорядками справляется плохо, коммуникация между государственными органами и общественными структурами развита слабо. А к тому же и само общество разделено противоречиями и полно предрассудков.
Такая общественно-политическая система могла стать лёгкой добычей для революционных технологий Новейшего времени. Что, собственно, и произошло через несколько лет.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала