Порфирий Иванов: бородатая и босоногая легенда Донбасса - 22.02.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Порфирий Иванов: бородатая и босоногая легенда Донбасса

© business-gazeta.ru
Читать в
Донбасс – край богатый не только на героев, но и на оригиналов. Одним из таких оригиналов был Порфирий Корнеевич Иванов, памятный многим как седобородный мужик, ходивший зимой в одних портках и ко все обращавшийся словом "детка".
Основоположник оздоровительного движения, члены которого гордо именуют себя "ивановцами", родился 20 февраля 1898 года в селе Ореховка Петропавловской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (сейчас Луганская область, Россия) в семье шахтёра.
Семья жила бедно, кроме старшего из сыновей, Порфирия, родня ещё называла его Паршеком, в семье были восемь детей: 4 брата и 4 сестры. Мать Матрёна Григорьевна занималась домашним хозяйством, пряла пряжу и ткала ткань на заказ. Отец Корней Иванович работал зарубщиком на угольной шахте статского советника, генерал-майора Павла Васильевича Мордина. Денег катастрофически не хватало и на момент рождения Порфирия семья жила в землянке. Со временем занимавшийся сельским хозяйством дед Паршека по линии отца, Иван Кузьмич, взял у государства ссуду и построил большой дом.
По воспоминаниям Иванова, с дедом у него были самые теплые отношения. Тот души не чаял во внуке, часто с ним беседовал, рассказывал разные истории и, считая Паршека счастливчиком, всегда брал его с собой на базар, когда отправлялся туда продавать урожай. После удачной торговли дед всегда заезжал в кабак выпить за удачную торговлю, так называемый, "магарыч", а внуку обязательно покупал гостинцы (пряники, конфеты), что для живущего в бедности Порфирия казалось непозволительной роскошью.
Примерно в 1905 году Иван Кузьмич погиб на глазах у своего внука. Степной вихрь поднял его вверх и ударил оземь, после чего дедушка умер. Для мальчика эта смерть стала страшным потрясением – детство закончилось.
Хозяйство перешло под управление дяди Порфирия – Фёдора Кузьмича. Тот мальца не жаловал, называл его "здоровым дураком", Паршек был у него рядовым работником. В этом же году Порфирий пошел в церковно-приходскую школу. Учился он хорошо, по всем предметам, кроме закона божьего, демонстрировал успех. Но заниматься хозяйством было некому, а потому, проучившись четыре года, школу пришлось бросить. Так с 1910 года в 12 лет Порфирий начал работать от зари до зари на земле арендованной дядей у пана.
Порфирий Иванов. «Советский йог» из Донбасса, не сумевший стать БогомВ сорокаградусный мороз самородок с Луганщины гулял по степи в одних семейных трусах, пробежал без остановки более сотни километров, мог по нескольку месяцев ничего не есть, обещал исцелить человечество от смерти, но умер в муках 10 апреля 1983 года.
В это же время Порфирий сошёлся с компанией своих сверстников, и они стали шкодничать: забрались в погреб к судье и выпили там всё молоко, поели сметану, а пустые крынки выставили на дорогу. У местного батюшки украли индюшек, и потом сами же всё батюшке на исповеди и рассказали. Кроме духовного наказания в 3 000 земных поклонов, батюшка, нарушив таинство исповеди, ещё вдобавок всё рассказал односельчанам. Уж больно насолили отпрыски служителю культа с этими индюшками.
Односельчане стали требовать высылки хулиганов из села, потом, правда, подуспокоились, но отношение к подросткам у них осталось негативное. В связи с этим в 1912 году в 14 лет Паршек с товарищем ушли батрачить к Картушанскому пану Лебедеву. Здесь Порфирий проработал только до наступления холодов. Когда пан выделил своим батракам для жилья сарай с земляным полом и без крыши, ребята устроили забастовку и, забрав свои документы, отправились на угольные шахты к статскому советнику Мордену. Здесь условия жизни были куда лучшие, чем у пана – на шахтах было теплое общежитие, баня и работников кормили, чем пан себя не утруждал.
Порфирий устроился на шахту № 10 но, проработал недолго. До 1914 года он то работал на разных шахтах, то был дома и помогал семье по хозяйству, а то раз и вовсе уехал в район Ростова-на-Дону наниматься к выращивавшим там пшеницу армянам.
В это же время юноша страстно увлёкся игрой в карты. Выигрывал редко, чаще проигрывал и, как правило, всегда находился в нужде. Два раза он даже сидел в тюрьме: один раз за подделку 11-рублевых ордеров (переделывал из рублевых), но его отпустили по поручительству, другой раз его взяли после пропажи с мельницы муки, однако тут он уже был невиновен. Просто после первой "отсидки" Порфирия занесли в неблагонадёжные, и все грехи автоматически записывали на его счёт. Но в этот раз в полиции разобрались и после крайне интенсивного допроса отпустили.
В 1914 году, в 16 лет, Порфирий отправился на только что открывшийся в Штеровке химический завод Русско-английско-французского общества, который выпускал боеприпасы. Там уже работал его брат Иван, молол для снарядов аммонал. Иванова привлекло то, что сотрудники завода получали бронь, а Первая мировая война уже началась.
По началу Порфирия поставили закупоривать снаряды и заливать аммонал смолой, но со временем перевели на должность старшего аппаратчика по выгрузке снарядов. Он отвечал за разгружающих аммонал девчат и следил на участке за порядком. Иванов остепенился и завязал с игрой в карты.
В один "прекрасный" день из-за непогоды и вызванного ею потопа на работу вышла только одна пара девушек из шести. Порфирий стал заставлять их выполнять работу по разгрузке сверх нормы и тут на его беду, на складе оказались директор завода, англичанин Пуссель с заведующим, французом, Эмилем. Одна из девушек, полька, нажаловалась директору, что Порфирий её якобы бил. Русские на заводе были в меньшинстве и не в чести, управляющие верили кому угодно, только не русским. В результате Иванова с завода уволили. В отместку он вместе с другом обокрал заводской магазин и вернулся в родное село.
Пока Иванов гонялся за "длинным рублём", его возлюбленную, Алёну, выдали за другого. Порфирий с горя на ее свадьбе набедокурил, напал на священника, того самого, нарушившего из-за индюшек таинство исповеди, и снова оказался в тюрьме, однако опять долго там не задержался. На этот раз его спасла родная тетка. Она подкупила жену урядника, а та сумела уговорить мужа отпустить Паршека на все четыре стороны и не высылать его из села.
В 1917 году Порфирия призвали в армию. Так как роста он был высокого, его направили в стрелковый полк Царскосельского гарнизона. Пока Иванов ехал на север страны, царя уже свергли и, когда эшелон с новобранцами прибыл в Москву, его поставили на запасный путь, на карантин. Только спустя какое-то время эшелон направили дальше, в Петроград, где по прибытии новобранцам объявили, что теперь надо воевать за Временное правительство.
В гарнизоне Царского села Порфирий сумел завоевать авторитет. У него вдруг прорезался талант к ораторству, и его избрали депутатом в Солдатский комитет. Однако политика вскоре Порфирию опротивела, от всех политических передряг он сбежал из Царского села на фронт – записался добровольцем по призыву Керенского. Он прибыл в Минск, побывал в окопах на передовой, но на тот момент боёв уже не было. Вскоре их подразделение сняли с позиций и повезли в тыл. Когда эшелон пересёк реку Збруч, солдаты на одной из станций провели собрание, на которое приехала делегат от большевиков Евгения Бош. Она сагитировала бойцов расходиться по домам, что многие из них, в том числе и Порфирий, с радостью и сделали. Он вернулся в родное Орехово в ноябре 1917 года.
Владимир Видеманн интервью
Писатель Видеманн из Лондона о йогах и мистическо-хипповской богеме СССРВ прошлом году в России вышли две книги русского писателя и историка советского хиппи-движения Владимира Видеманна под общим названием "Запрещенный Союз", которые стали энциклопедией и путеводителем по советскому неформальному подполью
По возвращении Порфирий затеял спекулировать водкой, которую он, как ветеран войны, покупал в Луганске за копейки, а уже дома продавал за рубли. Потом он стал скупать у крестьян семечки и давить масло, которое продавал даже в окрестных селах. Финансовое положение немного улучшилось. На свадьбе своего закадычного друга Ивана, Порфирий познакомился с Ульяной (Уляшей) Федоровной Городовитченко из деревни Рашково, и в 1918 году они поженились.
В это время на Украине была власть гетмана Скоропадского. Но жители села Орехово, в силу своей бедности, поголовно поддерживали власть большевиков. Порфирий этим от своих односельчан не отличался, он даже хотел вступить в Красную Армию, но жена была категорически против, так что пришлось снова батрачить, а затем идти работать на рудник Финогенова. В этот период своей жизни Иванов, по его воспоминаниям, принимал участие в красном подполье: взорвал возле Македоновки железнодорожный мост и пустил под откос поезд. После рудника он опять занялся торговлей, что в то непростое время было сопряжено с серьёзной опасностью. Торговцы постоянно появлялись то у белых, то у красных, и при переходе линии фронта легко можно было лишиться жизни. Иванова неоднократно задерживали, но каждый раз отпускали – видать, берёг горемыку его персональный ангел хранитель.
После освобождения Орехово большевиками сельская молодежь, в том числе и Порфирий, собралась в самостоятельный отряд. Он занимался разведкой и диверсионной деятельностью: взрывал мосты, пускал под откос поезда, а однажды захватил и уничтожили вражеский аэроплан. В это время фронт переместился к Царицыну, и Орехово снова оказалось под властью казаков. В отместку за самолёт они забрали из села 18 человек, в том числе и отца Порфирия, и отвезли их в Каменские погреба, где свирепствовал тиф. Порфирий с товарищами отправился в Каменск, где они подкупом смогли получить для заложников пропуска. Но те отказались уходить из тюрьмы, сказав, что казаки все равно все узнают и снова будут проблемы. В результате пропуска раздали другим людям, чтоб бежать смогли хотя бы они.
Вернувшись в село, Порфирий продолжил коммерческую деятельность и, параллельно, партизанил, из-за чего постоянно находился в розыске. Так продолжалось до тех пор, пока в село не вошла конница Будённого. Командиру полка рассказали о заложниках, и тот распорядился Каменку захватить. Порфирия взяли проводником. В результате все 18 заложников больные, ослабшие, но живые вернулись домой.
Во второй половине 1920 года Порфирий заболел тифом и выздоровел только в начале 1921 года. Наступил голод. Семью Иванова спасли только запасы вяленого мяса. Он сделал их, меняя на вывезенное с Дона по подложным документам зерно.
В 1922 году Порфирий с отцом активно участвовали в восстановлении шахт и добыче угля для заработавших предприятий. Вскоре семье выделили большой земельный надел, и он с товарищами пригнал с Кубани волов для пахоты – тяжёлый степной чернозём лошадьми было не поднять. Однако сам Иванов возделывать землю не стал – он продолжил заниматься коммерческой деятельностью, из-за чего ему отказали во вступлении в партию, и, вдобавок, произошел конфликт с сельским головой. Порфирию пришлось странствовать до тех пор, пока голову не сменили.
В том же году его избрали представителем комитета сельской бедноты и доверили подобрать участок для основания нового хутора. Такой участок площадью 470 гектаров нашелся в Гуковском сельсовете. Весной 1923 года 10 семей из Ореховского переехали на новое место. По жребию выпало назвать хутор в честь Порфирия – Ивановкой. На новом месте построили хату из саманного кирпича под черепичной крышей.
Желая заработать побольше, Иванов вступил в Кожсиндикат, получил там деньги под отчёт на закупку кожи, пушнины и щетины, но в результате сорвался и снова стал играть в карты – проиграл всё до копейки. Через суд ему присудили вернуть 475 рублей. Как он не бился, вернуть деньги у него не получалось, пока отец не разрешил ему продать пару волов. Этими деньгами Порфирий закрыл свой долг. После этого он занялся торговлей мясом. Тут дела у него пошли в гору и семья, наконец, перестала нуждаться.
В 1928 году Порфирий Иванов вступил в ВКП(б) и в том же году вместе со своей семьей и племянницей переехал в Сулин. За то, что он не поставил в известность о переезде партийную ячейку, его исключили из партии. В городе Иванов устроился мясником в государственный магазин. Уже через несколько месяцев его осудили на два года за неуплату патентного налога по статье 169 мошенничество. Наказание Порфирий отбывал на лесоповале в Архангельской области, где за ударный труд через 11 месяцев его освободили досрочно.
Карпатские мольфары: шаманы, мошенники, политики«Шаман, идущий изгонять Путина» - не первый случай использования подобной политтехнологии. Ещё в 2010-м с Януковичем на Украине боролись с помощью «пророчества мольфара» - карпатского колдуна
В 1930 году Иванов устроился на металлургический завод, работал здесь до несчастного случая – он упал с вагона и повредил 8-е и 9-е ребра. Уже после больницы, наблюдаясь в поликлинике, Порфирий встретил старого приятеля и тот предложил ему работу на станции Зверево кладовщиком. Но здесь будущий подвижник тоже надолго не задержался. С 1931 по 1933 годы он с семьёй прожил в Армавире, работая руководителем лесозаготовки. Через два года вернулся в родные места – ему наскучила работа на руководящих должностях, и он дал себе зарок зарабатывать собственным трудом.
По воспоминаниям Иванова он и раньше задумывался о смысле жизни. Видимо, причиной тому стали бурная молодость и поездка на фронт. За время Первой мировой и Гражданской войн большое количество его знакомых погибли, что заставило его задуматься о том, почему люди умирают. И вот в один прекрасный день его вдруг осенило.
Случилось это 25 апреля 1933 года. Согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти в одном – в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, "умираемой" жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и старту 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя два года, и зимой, и летом стал носить только одни шорты. День 25 апреля стал отмечаться Ивановым и его последователями как день рождения Идеи.
Весной 1934 года из-за серьёзного конфликта с начальством Порфирия Иванова уволили без права устроиться на работу в течение полугода. Этот период вынужденной безработицы, май-октябрь 1934 года, он целиком посвятил своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходил по Донбассу и стремился научиться жить "с природой наравне". Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов пришёл к простой мысли, что раз от человека к человеку передаются болезни, то может передаваться и здоровье.
Он начал практику целительства, методику выработал сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убедили его в правильности выбранного пути и заставили идти дальше. Зимой 1934-35 годов после исцеления парализованной женщины, которая не ходила 17 лет, Иванов принял решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и от зимней. С весны 1935 года он принципиально всегда ходил не только в одних шортах, но и босой. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды.
В 1935 году сотрудники милиции задержали Иванова на центральном базаре Ростова, где тот занимался пропагандой своего учения. Его доставили в буйное отделение ростовской психиатрической больницы, где признали психически больным с записью в медицинской карте диагноза "шизофрения". Врачебно-трудовая экспертная комиссия города Ростова вынесла решение об определении Иванова инвалидом первой группы, по этой причине в ходе Великой Отечественной войны он не подлежал призыву в армию.
В результате, когда немцы захватили Красный Сулин, Иванов попал к ним в руки. Они проводили над ним опыты по переносимости холода: на 30 градусном морозе часами катали раздетого в коляске мотоцикла, закапывали в снег, оставляли на ночь в сарае. Но 44-летний Порфирий оставался жив, и даже ничего себе не отморозил.
Шубин
Шубин: добрый или злой?Поджигатель, или газожёг — одна из важных и опасных горных профессий XVIII-XIX века. В его обязанности входила проверка уровня рудничного газа (метана). Работа опасная — можно себя подорвать. Но это в худшем случае, а в лучшем — горняки могли копать уголь дальше. Плата за такую работу — десять золотых монет. О поджигателях складывались легенды
14 февраля 1943 года Красная Армия освободила от немцев Ростов-на-Дону и Красный Сулин. Как раз в боях за Ростов погиб старший сын Иванова, Андрей. Затем фронт покатился дальше на запад, через два года война закончилась. Порфирий считал, что в поражении Германии в войне есть и его заслуга, так как он "просил природу, чтобы победил русский солдат".
13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР — антисоветская агитация. Он приехал в столицу на поезде в своем обычном наряде, пришел на Красную площадь и стал пропагандировать свое учение. Через два месяца Особым Совещанием при МГБ СССР его направили на принудительное лечение. Порфирий содержался во всех трёх существовавших в то время специальных психиатрических больницах (СПБ) тюремного типа МВД СССР: в Ленинграде, Чистополе и Казани. В каждой он провел примерно по году или более. Перед высылкой в Ленинград, его ещё успели "помариновать" в обычной тюрьме на Таганке. На волю подвижник вышел уже после смерти Сталина 29 ноября 1954 года. По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года Порфирий Корнеевич Иванов реабилитирован в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
23 мая 1964 года Иванова снова арестовали, на этот раз на Украине, в Бобринецком районе Кировоградской области. Против него возбудили уголовное дело по статье 143 часть 2 УК Украины, мошенничество. 1 сентября его отправили на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где признали невменяемым – уголовное дело против него прекратили. Через Бутырскую тюрьму Москвы Порфирия направили на принудительное лечение в Казанскую психолечебницу МВД, где он содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года. Затем его перевели в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. Оттуда по решению Красносулинского суда Иванова освободили весной 1968 года. Всего в тюрьмах, психбольницах и под домашним арестом подвижник провёл в общей сложности около 12 лет.
В 1971 году на хуторе Верхний Кондрю́чий, Свердловский район Луганской области, ученики Иванова построили, так называемый, "Дом Учителя", где Порфирий Иванов жил и принимал людей с 1976 года до самой своей смерти.
В 1979 году Иванов создал гимн "Слава жизни" – 8 строк. Своим ученикам по поводу этого текста подвижник сказал: "В Гимне сейчас всё. Он должен прозвучать по всему миру, мир по всей земле. Моя идея – это гимн жизни". Выглядит это нерифмованное стихотворение следующим образом:
"Люди Господу верили как Богу,
А Он сам к нам на Землю пришел.
Смерть как таковую изгонит,
А Жизнь во славу введет.
Где люди возьмутся на этом Бугре,
Они громко скажут Слово:
"Это есть наше райское место,
Человеку слава безсмертна!"
Брусилов коллаж
Мистик, «красный генерал» и «православный националист». Мир и война славного генерала БрусиловаВ июне 1916 года началось самое знаменитое сражение Первой мировой войны — Брусиловский прорыв, названный по имени великого русского генерала Алексея Алексеевича Брусилова
20 февраля 1982 года в журнале "Огонёк" (№ 8, 1982) вышла статья о Порфирии Корнеевиче Иванове "Эксперимент длиною в полвека". По заданию редакции автор статьи журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. После публикации статьи произошёл взрыв популярности Иванов аи его движения. В СССР стало необычайно популярным обливание холодной водой и купание в проруби. На улицах появилось немало наиболее радикальных последователей Иванова, которые, как и он, ходили в одних трусах, косматые, в кедах на босу ногу а то и вовсе босиком. Последнего такого автор лично не раз наблюдал в Киеве в конце 90-х.
Появилось множество новых публикаций и телесюжетов. Иванова читатели буквально засыпали письмами. В ответ Порфирий Корнеевич написал 12 практических советов — "Детка". Начались они предложением всегда творить добро: "живи с постоянным желанием сделать людям добро и, коли сделал, никогда не вспоминай об этом, поспеши сделать ещё". Дальше следовали вполне практичные, с точки зрения гигиены и физвоспитания советы.
По воспоминаниям учеников Иванова, он предвидел свою смерть. Когда он пригласил всех желающих на свой день рождения, у него спросили о традиционной встрече 25 апреля, на что Порфирий Корнеевич ответил: "Мы раньше встретимся". Так оно и случилось.
Порфирий Иванов умер утром 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет у себя дома на хуторе Верхний Кондрючий. Его похоронили на четвёртый день на краю хуторского кладбища, напротив усадьбы, где он жил. Сегодня движение "ивановцев" уже мало кто вспоминает, хотя последователи Порфирия Корнеевича по-прежнему остаются. Их теперь не так много, как на пике популярности движения, после многочисленных публикаций, начавшихся после первой знаковой в культовом в то время "Огоньке". Но они всё так же стремятся, следуя заветам учителя, творить добро и жить в гармонии с природой.
Конечно, можно относиться к Иванову и к его учению, как к бреду сумасшедшего. Однако, глядя на то, как человечество в своём ненасытном потребительстве загаживает моря, озёра, реки, вырубает леса, загрязняет атмосферу, и при этом по-прежнему остаётся в основной своей массе несчастным, да ещё и войны устраивает, поневоле задаёшься вопросом: "А кто тут на самом деле сумасшедший?"
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала