История имеет обыкновение повторяться. Иногда – буквально. Опять, как и 80 лет назад, гремят по Украине немецкие танки с балочными крестами на башнях, опять впереди Днепр, опять батальоны, точнее, духе времени, батальонные тактические группы, просят огня.
18 февраля 1985 года на телеэкраны Советского Союза вышел один из лучших художественных фильмов о Великой Отечественной войне "Батальоны просят огня".
В 1957 году в журнале "Молодая гвардия" был опубликован роман Юрия Васильевича Бондарева "Батальоны просят огня". Сам того не подозревая, Бондарев стал основоположником целого направления в литературе, так называемой, "лейтенантской прозы". Сам Василь Быков сказал: "все мы вышли из бондаревских "Батальонов". Самыми яркими представителями этого направления стали: Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Курочкин (кстати, действия романа "На войне как на войне" происходят на Украине), Даниил Гранин и другие участники войны. Но, Бондарев стал первым, кто издал на бумаге всё то, что накопилось в нём за годы, проведенные на дорогах войны.
Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 в Орске, Оренбургской губернии. В 1931 году семья переехала в Москву. Юра учился в 516-й средней школе. Детство и послевоенные годы его прошли в Замоскворечье.
Летом 1941 года комсомолец Бондарев принимал участие в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Через год, по окончании 10-го класса средней школы, его направили в эвакуированное в Актюбинск 2-е Бердичевское пехотное училище (там же, кстати, учился Аркадий Стругацкий). В октябре того же года курсантов отправили под Сталинград. Бондарева назначили командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским его контузило и кроме того он получил обморожение и лёгкое ранение в спину.
После лечения в госпитале его назначили командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Здесь Бондарев принял участие в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир его снова ранило, и он попал в полевой госпиталь.
За уничтожение в районе села Боромля Сумской области трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки, 20 солдат и офицеров противника Юрия Бондарева наградили медалью "За отвагу". Позже за подбитый в районе города Каменец-Подольский танк и отражение атаки немецкой пехоты его повторно наградили медалью "За отвагу".
С января 1944 года Юрий Васильевич воевал в составе 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В 1944 году вступил в ВКП(б). В октябре того же года его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Закончив обучение в декабре 1945 года, так как война уже закончилась, Бондарева признали ограниченно годным к службе и демобилизовали по ранениям в звании младшего лейтенанта.
Начав писать еще в госпитале, сразу после демобилизации Бондарев поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951 году. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР.
13 февраля 2023, 13:44Культура
Режиссер Владимир Бортко: Для меня нет разницы между Новгородом и Киевом, мы возвращаем своеО том, почему социализм — единственное спасение России, почему украинской культуры не существует, но Леся Украинка — хороший поэт, фильме о Донбассе, который не вышел и когда Владимир Машков может сыграть Сталина знает Народный артист Российской Федерации, советский и российский режиссер, продюсер и сценарист Владимир Бортко.В 1969 году Бондарева пригласил в коллектив сценаристов киноэпопеи "Освобождение" Юрия Николаевича Озерова. Здесь же для съемок второй серии эпопеи "Прорыв", использовали некоторые главы из повести Бондарева "Батальоны просят огня". По требованию Озерова материал Бондарева адаптировали к линии самой эпопеи, доходящей до 9 мая 1945 года.
В 1984 году к 40-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР заказал на киностудии "Мосфильм" многосерийный фильм "Батальоны просят огня". Для работы над картиной назначили режиссера Александра Акимовича Боголюбова. Для него эта работа в кинематографе стала первой серьёзной. До этого он работал в мультипликации, снял такие знаковые мультфильмы, как "Приключения Незнайки и его друзей", "Волшебник Изумрудного города. Фильм четвертый: Королевство Бастинды", "Волшебник Изумрудного города. Фильм пятый: Разоблачение Великого и Ужасного" и участвовал в постановке телемюзикла "Мелодия на два голоса".
Сценаристом пригласили самого Юрия Бондарева, собрали коллектив актёров, и съемочная группа отправилась в экспедицию. Когда отсняли уже, примерно, треть материала, у Бондарева возникли с Боголюбовым разногласия, так как он больше делал акцент на лирическую сторону произведения, да и к тому же по мнению фронтовика Бондарева режиссёру не удавались батальные сцены. На "Мосфильме" провели собрание руководства и приняли решение о смене режиссера. Для работы пригласили Владимира Александровича Чеботарёва известного по таким фильмам, как "Человек-амфибия", "Секретарь обкома", "Дикий мёд", "Крах", "Цена быстрых секунд", "Алмазы для Марии", "Выстрел в спину", "Кольцо из Амстердама", "Тревожный вылет" и "Неизвестные страницы из жизни разведчика". Кроме того Чеботарёв сам был фронтовиком-артиллеристом, что было немаловажным.
Первое, что сделал новый режиссёр, так это сократил ленту с 8-10 серий Боголюбова до 4-х. Следующим его шагом стала замена некоторых актёров, включая и исполнителя главной роли капитана Бориса Ермакова, которого у Боголюбова играл Юрий Демич, но Чеботарёв остался недоволен его физической формой и пригласил на эту роль Александра Збруева. На роль старшего лейтенанта Сергея Кондратьева он взял Александра Галибина.
Из-за перемен в актёрском составе случился один курьез. Актёр Вадим Юрьевич Андреев, исполнитель роли рядового Деревянко, знал, что Чеботарёв хотел заменить и его. По этому поводу ему звонили несколько раз, то снимая, то утверждая вновь, и вот, когда пришло время ехать к месту съемок, актёр хорошо выпил. Прибыв на место, он выпил ещё, и тут узнал, что надо ехать на примерку костюма. Пока ехал, он ещё выпил, и очень нелицеприятно из-за этого отзывался о Чеботарёве. Спустя какое-то время актёр узнал, что костюмер – это жена режиссёра, и все его тирады ему, конечно же, стали известны. Как результат отношения актёра и режиссёра не заладились с первого дубля. Так продолжалось до конца съемок, и только на озвучивании ленты они помирились. Чеботарёв извинился за то, что хотел заменить Андреева, так как тот прекрасно справился со своей ролью. В результате они остались друзьями на всю жизнь.
Изначально фильм планировали снимать на берегу Днепра, где и разворачивались действия повести. Но позже, съездив на место, режиссер и оператор, Элизбар Константинович Караваев, пришли к выводу, что грунт на берегу Днепра "тяжёлый" и кроме того, что он может травмировать актеров во время съёмочного процесса, предусматривавшего огромное количество взрывов. Кроме того, фонтаны от взрывов с таким грунтом смотрелись не так эффектно. Плюс к этому течение реки порядка 3-5 км/ч не способствовало съёмочному процессу. В результате нашли село Малополовецкое, Фастовского района Киевской области, где на берегах старицы реки Собот с прекрасным песчаным грунтом построили целые съемочные платформы. Некоторые батальные сцены снимали на полигоне в районе Чернигова. Само село и его жители уже принимали участие в съёмках фильма "Незабываемое" по рассказам Довженко (1967). Потом, уже в 2007 году, они снялись ещё и в многосерийном фильме "Девять жизней Нестора Махно".
12 декабря 2023, 18:01История
Иван Стаднюк и "Максим Перепелица" Фильм "Максим Перепелица", премьера которого состоялась 12 декабря 1955 года, сразу же приобрела всенародную любовь и навсегда вошла в классику советского кинематографа. А начиналась она, как это ни странно, страшным летом 1941 года в белорусских лесахНачались съёмки. Сам Чеботарёв знал о боях не понаслышке, прошёл всю войну командиром батареи, был ранен, попал в плен, бежал из него, а потому стоял за реалистичность в каждом эпизоде, в том числе и в показе погодных условий – ливней, холода, грязи. Актёрам приходилось работать практически в боевых условиях, что представляло значительную опасность. Однажды на съёмках сцены взрыва плота пиротехники перемудрили с количеством взрывчатки – в результате плот буквально сложился пополам, подкинув актеров на два метра, а потом ещё накрыло столбом воды. Второй дубль, опасаясь за здоровье актёров, делать не стали, и этот кадр остался в картине. Александр Галибин вспоминал: "это не байка. Все актёры испытали шок. Когда тебя накрывает плотом, а потом огромным количеством воды, и ты в полном обмундировании начинаешь барахтаться в реке – это такое физическое, естественное, ясное ощущение страха войны".
Съёмочный процесс обслуживала команда профессиональных пиротехников. Они использовали порох, динамит и настоящие бомбы – жизни актёров были в их руках. За достоверностью происходящего перед камерой следили военные консультанты, которые, в отличие от увлечённого процессом режиссёра, актёров жалели и старались максимально облегчить им жизнь.
С взрывами были связаны еще два эпизода, невольным участником которых стал Игорь Борисович Скляр – исполнитель роли ординарца полковника Гуляева, старшего сержанта Жорки Витьковского. Пиротехники помечали места закладки зарядов красными флажками, но однажды флажки закончились, а Скляра об этом не предупредили. В результате, при съёмках эпизода он перебегал с места на место, ориентируясь по флажкам, и, когда оказывался на более-менее достаточной дистанции, звучал взрыв. Так актёр в очередной раз перебежал на безопасное, как он думал, место, и вдруг в каком-то полуметре от него прогремел взрыв и отбросил на пару метров, лишив на некоторое время слуха. Благо, пиротехнический заряд относительно безопасен.
В другой сцене, на первых минутах фильма, когда Скляр, преследуя убегающих фрицев, на полном ходу влетает на коне в воду, пиротехники не предупредили его, что на этом месте были взрывы и на дне образовались ямы. В результате Жорка, влетев в реку, тут же с головой ушел под воду вместе с конем. Для съемок второго дубля потребовалось некоторое время, так как конь, испугавшись, наотрез отказывался забегать в воду. Но у Скляра был богатый опыт общения с лошадьми, так как в армии он служил в кавалерийском полку, активно использовавшимся кинематографистами.
А вот у Александра Збруева работа с лошадьми поначалу не заладилась. По заданию режиссёра перед съёмками все актёры должны были посещать ипподром, но Збруев, из-за занятости, это дело проигнорировал. Результатом стало то, что на первой же съёмке верхом он соскользнул с седла и приземлился на руку, заработав трещину в кости. Ему наложили гипс, и треть фильма он снимался в гимнастерке с наращенным рукавом, из которого торчали только пальцы его руки.
Роль командира полка, полковника Василия Матвеевича Гуляева, исполнил Олег Николаевич Ефремов. Хоть его роль и была в картине маленькой, вся жизнь за кадром крутилась вокруг него – актёры шутили: "где Ефремов, там жизнь".
Единственную женскую роль медсестры Шуры, вокруг которой и развивается лирическая тема фильма, великолепно исполнила Елена Кимовна Попова.
На телеэкраны страны картина вышла 18 февраля 1985 года и сразу же заслужила всенародную любовь. Так актёр Скляр вспоминал, что однажды ему пришло письмо, в котором пожилая женщина благодарила его за роль и писала, что Жорка для неё – это Коля, её муж, который не вернулся с войны.
Горячо и искренне полюбился фильм и непосредственным участникам форсирования Днепра осенью 1943 года. И не важно, что произведение это является художественным вымыслом автора и оставление двух батальонов на правом берегу Днепра осенью 1943 года не имеет под собой исторической подоплёки. Так или иначе, автор описывал те события, участником которых был сам, а именно форсирование Днепра в 1943 году. Таким образом, он показал все стороны войны: и смерть, и любовь в "минуты тишины". Одноименную песню в фильме исполняет Николай Петрович Караченцов, сыгравший в фильме роль старшего лейтенанта Орлова.
И пусть в фильме использованы не те пушки и танки, самое главное в нём – это самозабвенная игра актёров, снова и снова возвращающая нас в далёкие, героические дни, когда наши предки все вместе стояли за нас, своих потомков, насмерть.