https://ukraina.ru/20220602/1034077432.html
«Азовсталь»: есть ли жизнь после «Азова»?
«Азовсталь»: есть ли жизнь после «Азова»? - 13.07.2022 Украина.ру
«Азовсталь»: есть ли жизнь после «Азова»?
Судьба крупнейшего комбината «Азовсталь» пока ещё окончательно не решена, но главные заявления сделаны – скорее всего, комбинат восстанавливать не будут. Слишком серьёзные разрушения были причинены предприятию в результате штурма, и слишком много вреда он приносил городу. Какое же будущее ждёт последнюю базу террористического полка «Азов»?
2022-06-02T08:13
2022-06-02T08:13
2022-07-13T11:11
эксклюзив
азовсталь
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103407/75/1034077549_97:0:3736:2047_1920x0_80_0_0_f5ca480cbf336e0cc07a6e73ee3033bf.jpg
«Азовсталь» — сам по себе памятник индустриализации. Решение о строительстве нового металлургического завода в Мариуполе было принято в феврале 1930 года. Так же как ММК им. Ильича, «Азовсталь» был основан на угле Донбасса и руде Камыш-Бурунского месторождения возле Керчи.В августе 1933 года доменная печь №1 выдала первый чугун, а в январе 1935 года мартеновский цех дал сталь. Именно для «Азовстали» был заложен в 1931 году новый порт и начали рыть судоходный канал на дне Азовского моря, а в 1939 году впервые осуществлена доставка горячего агломерата морем. В мае 1939 года на «Азовстали» был установлен мировой рекорд по производительности доменной печи в сутки — домна № 3 выдала 1614 тонн чугуна за один день. Так же, как на заводе Ильича, «Азовсталь» производил противоснарядную броню для новейших советских танков.В октябре 1941 года, буквально за день до захвата города нацистами, завод был эвакуирован. При оккупантах «Азовсталь» была названа «Азовский завод № 1» и передан в управление концерну Альфрида Круппа. Оккупанты восстановили часть вспомогательных производств, но до выпуска стали дело не дошло.В сентябре 1943 года, перед тем, как покинуть город, немцы взорвали всё, до чего дотянулись. Однако уже летом-осенью 1945 года завод начал давать чугун, а потом и сталь. В 1948 году были введены в эксплуатацию блюминг и рельсобалочный цех, после чего завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.Предприятие непрерывно совершенствовалось — заработала аглофабрика, конверторный цех, машина непрерывного литья заготовок, электросталеплавильный цех… Комбинат производил полуфабрикаты, сортовой и фасонный прокат, железнодорожные рельсы, толстый лист, продукцию из металлургических шлаков. Наиболее важные направления производства — рельсы (больше половины всех рельсов Украины и России произведены на «Азовстали») и корабельный металл (на момент распада СССР стан 3600 был единственным в стране). Площадь комбината — 11 кв. км. (больше некоторых европейских государств).В 2006 году комбинат был приватизирован «Метинвестом» Рината Ахметова. При Ахметове на комбинате работало свыше 10 тыс. человек. Были периоды, когда одно это предприятие давало до 10% валютной выручки Украины.Впрочем, в некоторых отношениях завод быстро устаревал — когда Западно-Сибирский меткомбинат группы «Евраз» Романа Абрамовича в Кемерово освоил выпуск стометровых рельсов, украинское предприятие производило 25-метровые. Судовую сталь начала производить «Уральская сталь» группы «Металлоинвест» Алишера Усманова в Оренбургской области.В 2014-2015 годах предприятие понесло большие убытки — были нарушены связи с Донбассом, пришлось искать другие источники угля. После постройки Крымского моста Украина систематически закатывала скандалы по поводу якобы блокирования Мариупольского порта, однако суда, которыми вывозилась продукция предприятия, бесперебойно заходили в гавань.24 февраля нынешнего года в связи с началом специальной военной операции (СВО) комбинат был переведён в режим «горячей консервации», а потом и полной остановки. На территорию завода отступили остатки гарнизона города (в том числе полк «Азов»), а российские и республиканские войска, избегая штурма, подвергали территорию предприятия сильнейшим обстрелам и бомбардировкам, включая применение тяжёлых авиабомб калибром до 500 кг со стратегических бомбардировщиков Ту-22М3.21 мая, после спецоперации российских спецслужб, закрепившиеся на предприятии боевики капитулировали и официально было заявлено об освобождении предприятия. Однако там продолжаются работы по разминированию, поиску погибших и «забывших сдаться» украинских военных. Насколько можно судить, на предприятии не осталось зданий и сооружений, которые бы не получили повреждений.Дискуссия относительно будущего «Азовстали» началась задолго до его освобождения.Владелец завода Ринат Ахметов преисполнен, понятно, оптимизма. «Моя цель — вернуться в украинский Мариуполь и реализовать наши планы, чтобы сталь, произведенная в Мариуполе, могла конкурировать на мировых рынках, как и раньше». Но, конечно, не за свой счёт, а за счёт репараций, полученных с России. 1 мая он заявил, что «Метинвест» готовит «судебные иски, чтобы потребовать от России возмещения всех убытков», в размере не менее $ 10 млрд. Правда, по некоторым оценкам стоимость восстановления «Азовстали» на порядок больше.Вообще, для Ахметова потеря Мариуполя оказалась настоящей катастрофой — стоимость активов «Метинвеста» упала с $ 11,4 млрд до 3 млрд, для трети добываемого концерном железнорудного сырья теперь надо искать новых покупателей, предприятия в Англии и Италии остались без полуфабрикатов… Впрочем, Ахметова никто не заставлял кормить «Азов» и поддерживать Порошенко и Зеленского. А в «украинский Мариуполь» пусть возвращается. Если найдёт такое место на карте мира, конечно.Сейчас судьбу металлургического гиганта решают другие люди.15 апреля глава ДНР Денис Пушилин заявил, что вопрос о сохранении предприятия будет обсуждаться с жителями Мариуполя: «по "Азовстали" мы с вами будем обсуждать и будем опираться на ваше мнение». По его мнению, ММК им. Ильича был построен с учетом розы ветров и не загрязнял город, а «Азовсталь» «не позволял городу стать курортом».Сама по себе поставка вопроса о курортном потенциале чисто промышленного города может показаться абсурдной, но вопрос этот обсуждался ещё с начала 1980-х годов. Понятно, что экологи и рекреационщики не ставили под вопрос выполнение пятилеток, но сам по себе перенос предприятия куда-нибудь за Урал напрашивался в контексте общей смены парадигмы развития Донбасса — добыча угля там была признана неперспективной (почему прекратились капитальные вложения в строительство шахт), а это заставляло задуматься о переносе металлургической базы. Понятно, что металлургию должно было заменить в основном машиностроение, но… почему не курорты? Во всяком случае, первые проекты разбивки на территории предприятия парка появились ещё в конце 80-х.А ММК им. Ильича изначально строился за пределами города и на экологию его влиял сравнительно слабо — особенно в последние годы, когда были проведены значительные природоохранные мероприятия.25 апреля временный мэр Мариуполя Константин Иващенко сообщил, что комбинат восстанавливать не будут — в отличие от ММК им. Ильича и «Азовмаша».25 апреля председатель комитета Госдумы по строительству Сергей Пахомов выразил мнение, что «если это технически целесообразно, тогда завод стоит восстанавливать. Сами строения особой ценности не несут, потому что были построены достаточно давно. Но если технические циклы, которые завязаны между собой, разрушены, тогда, наверное, смысла восстановления нет».Но технологические циклы разрушены — Ахметов не будет поставлять железорудный концентрат на «оккупированные территории» и вывозить с них продукцию. Да и сами «оккупанты» не горят желанием сотрудничать с человеком, содержавшим в последние годы «Азов».29 апреля замначальника управления Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил: «"Азовсталь" будет стоять или её сровняют со временем, потому что в том виде, в котором он есть, завод строился еще до Великой Отечественной войны (…). А на этой площадке, может, разобьют парк памяти о тех жертвах, которые появились в Мариуполе». 18 мая Пушилин сказал: «восстановить завод невозможно, разрушения слишком велики. (…) На месте нынешней "Азовстали" предлагают сделать парковую зону или технопарк, решение пока не принято». 27 мая опять Пушилин: «для нас важно для Мариуполя сохранить рабочие места. И если мы говорим об "Азовстали", то местные жители склоняются в большинстве своем, что "Азовсталь" восстанавливать не нужно по причине того, что этот завод был основным загрязнителем окружающей среды. Именно он не позволял Мариуполю стать курортным городом, несмотря на то, что все остальные атрибуты и все остальные составляющие присутствовали: это неглубокое теплое море, это море, которое содержит большое количество йода, что полезно при ряде заболеваний».Говорят, в своё время компания «Русский Провиданс» упрашивала российские власти дать разрешение на постройку завода на месте «Азовстали». Уж не знаем, из каких соображений, но им было отказано — участок они получили за городом и там теперь находится ММК им. Ильича. Власти Российской Империи как в воду глядели — не надо там строить…
https://ukraina.ru/20220601/1034075155.html
https://ukraina.ru/20220525/1034032534.html
https://ukraina.ru/20220422/1033838656.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103407/75/1034077549_552:0:3281:2047_1920x0_80_0_0_1847dac8c35cfbf099406df0de799fef.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
эксклюзив, азовсталь
«Азовсталь» — сам по себе памятник индустриализации. Решение о строительстве нового металлургического завода в Мариуполе было принято в феврале 1930 года. Так же как ММК им. Ильича, «Азовсталь» был основан на угле Донбасса и руде Камыш-Бурунского месторождения возле Керчи.
В августе 1933 года доменная печь №1 выдала первый чугун, а в январе 1935 года мартеновский цех дал сталь. Именно для «Азовстали» был заложен в 1931 году новый порт и начали рыть судоходный канал на дне Азовского моря, а в 1939 году впервые осуществлена доставка горячего агломерата морем. В мае 1939 года на «Азовстали» был установлен мировой рекорд по производительности доменной печи в сутки — домна № 3 выдала 1614 тонн чугуна за один день. Так же, как на заводе Ильича, «Азовсталь» производил противоснарядную броню для новейших советских танков.
В октябре 1941 года, буквально за день до захвата города нацистами, завод был эвакуирован. При оккупантах «Азовсталь» была названа «Азовский завод № 1» и передан в управление концерну Альфрида Круппа. Оккупанты восстановили часть вспомогательных производств, но до выпуска стали дело не дошло.
В сентябре 1943 года, перед тем, как покинуть город, немцы взорвали всё, до чего дотянулись. Однако уже летом-осенью 1945 года завод начал давать чугун, а потом и сталь. В 1948 году были введены в эксплуатацию блюминг и рельсобалочный цех, после чего завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.
Предприятие непрерывно совершенствовалось — заработала аглофабрика, конверторный цех, машина непрерывного литья заготовок, электросталеплавильный цех… Комбинат производил полуфабрикаты, сортовой и фасонный прокат, железнодорожные рельсы, толстый лист, продукцию из металлургических шлаков. Наиболее важные направления производства — рельсы (больше половины всех рельсов Украины и России произведены на «Азовстали») и корабельный металл (на момент распада СССР стан 3600 был единственным в стране). Площадь комбината — 11 кв. км. (больше некоторых европейских государств).
В 2006 году комбинат был приватизирован «Метинвестом» Рината Ахметова. При Ахметове на комбинате работало свыше 10 тыс. человек. Были периоды, когда одно это предприятие давало до 10% валютной выручки Украины.
Впрочем, в некоторых отношениях завод быстро устаревал — когда Западно-Сибирский меткомбинат группы «Евраз» Романа Абрамовича в Кемерово освоил выпуск стометровых рельсов, украинское предприятие производило 25-метровые. Судовую сталь начала производить «Уральская сталь» группы «Металлоинвест» Алишера Усманова в Оренбургской области.
В 2014-2015 годах предприятие понесло большие убытки — были нарушены связи с Донбассом, пришлось искать другие источники угля. После постройки Крымского моста Украина систематически закатывала скандалы по поводу якобы блокирования Мариупольского порта, однако суда, которыми вывозилась продукция предприятия, бесперебойно заходили в гавань.
24 февраля нынешнего года в связи с началом специальной военной операции (СВО) комбинат был переведён в режим «горячей консервации», а потом и полной остановки. На территорию завода отступили остатки гарнизона города (в том числе полк «Азов»), а российские и республиканские войска, избегая штурма, подвергали территорию предприятия сильнейшим обстрелам и бомбардировкам, включая применение тяжёлых авиабомб калибром до 500 кг со стратегических бомбардировщиков Ту-22М3.
21 мая, после спецоперации российских спецслужб, закрепившиеся на предприятии боевики капитулировали и официально было заявлено об освобождении предприятия. Однако там продолжаются работы по разминированию, поиску погибших и «забывших сдаться» украинских военных. Насколько можно судить, на предприятии не осталось зданий и сооружений, которые бы не получили повреждений.
Дискуссия относительно будущего «Азовстали» началась задолго до его освобождения.
Владелец завода Ринат Ахметов преисполнен, понятно, оптимизма. «Моя цель — вернуться в украинский Мариуполь и реализовать наши планы, чтобы сталь, произведенная в Мариуполе, могла конкурировать на мировых рынках, как и раньше». Но, конечно, не за свой счёт, а за счёт репараций, полученных с России. 1 мая он заявил, что «Метинвест» готовит «судебные иски, чтобы потребовать от России возмещения всех убытков», в размере не менее $ 10 млрд. Правда, по некоторым оценкам стоимость восстановления «Азовстали» на порядок больше.
Вообще, для Ахметова потеря Мариуполя оказалась настоящей катастрофой — стоимость активов «Метинвеста» упала с $ 11,4 млрд до 3 млрд, для трети добываемого концерном железнорудного сырья теперь надо искать новых покупателей, предприятия в Англии и Италии остались без полуфабрикатов… Впрочем, Ахметова никто не заставлял кормить «Азов» и поддерживать Порошенко и Зеленского. А в «украинский Мариуполь» пусть возвращается. Если найдёт такое место на карте мира, конечно.
Сейчас судьбу металлургического гиганта решают другие люди.
15 апреля глава ДНР Денис Пушилин заявил, что вопрос о сохранении предприятия будет обсуждаться с жителями Мариуполя: «по "Азовстали" мы с вами будем обсуждать и будем опираться на ваше мнение». По его мнению, ММК им. Ильича был построен с учетом розы ветров и не загрязнял город, а «Азовсталь» «не позволял городу стать курортом».
Сама по себе поставка вопроса о курортном потенциале чисто промышленного города может показаться абсурдной, но вопрос этот обсуждался ещё с начала 1980-х годов. Понятно, что экологи и рекреационщики не ставили под вопрос выполнение пятилеток, но сам по себе перенос предприятия куда-нибудь за Урал напрашивался в контексте общей смены парадигмы развития Донбасса — добыча угля там была признана неперспективной (почему прекратились капитальные вложения в строительство шахт), а это заставляло задуматься о переносе металлургической базы. Понятно, что металлургию должно было заменить в основном машиностроение, но… почему не курорты? Во всяком случае, первые проекты разбивки на территории предприятия парка появились ещё в конце 80-х.
А ММК им. Ильича изначально строился за пределами города и на экологию его влиял сравнительно слабо — особенно в последние годы, когда были проведены значительные природоохранные мероприятия.
25 апреля временный мэр Мариуполя Константин Иващенко сообщил, что комбинат восстанавливать не будут — в отличие от ММК им. Ильича и «Азовмаша».
25 апреля председатель комитета Госдумы по строительству Сергей Пахомов выразил мнение, что «если это технически целесообразно, тогда завод стоит восстанавливать. Сами строения особой ценности не несут, потому что были построены достаточно давно. Но если технические циклы, которые завязаны между собой, разрушены, тогда, наверное, смысла восстановления нет».
Но технологические циклы разрушены — Ахметов не будет поставлять железорудный концентрат на «оккупированные территории» и вывозить с них продукцию. Да и сами «оккупанты» не горят желанием сотрудничать с человеком, содержавшим в последние годы «Азов».
29 апреля замначальника управления Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил: «"Азовсталь" будет стоять или её сровняют со временем, потому что в том виде, в котором он есть, завод строился еще до Великой Отечественной войны (…). А на этой площадке, может, разобьют парк памяти о тех жертвах, которые появились в Мариуполе».
18 мая Пушилин сказал: «восстановить завод невозможно, разрушения слишком велики. (…) На месте нынешней "Азовстали" предлагают сделать парковую зону или технопарк, решение пока не принято».
27 мая опять Пушилин: «для нас важно для Мариуполя сохранить рабочие места. И если мы говорим об "Азовстали", то местные жители склоняются в большинстве своем, что "Азовсталь" восстанавливать не нужно по причине того, что этот завод был основным загрязнителем окружающей среды. Именно он не позволял Мариуполю стать курортным городом, несмотря на то, что все остальные атрибуты и все остальные составляющие присутствовали: это неглубокое теплое море, это море, которое содержит большое количество йода, что полезно при ряде заболеваний».
Говорят, в своё время компания «Русский Провиданс» упрашивала российские власти дать разрешение на постройку завода на месте «Азовстали». Уж не знаем, из каких соображений, но им было отказано — участок они получили за городом и там теперь находится ММК им. Ильича. Власти Российской Империи как в воду глядели — не надо там строить…