- Сеньор Андрес, на днях стало известно, что президент Бразилии Жаир Болсонару неожиданно резко опроверг своего вице-президента Антониу Мартинса Моурана по поводу ситуации на Украине. До этого Моуран подверг военную операцию РФ резкой критике.
А Болсонару заявил, что Бразилия соблюдает нейтралитет в конфликте РФ и Украины и даже подверг критике украинский народ за то, что он «выбрал комика [Владимира Зеленского] президентом». Нынешний президент Бразилии продолжает удивлять. Он никогда не относился к друзьям или союзникам России. Три года назад он очень активно участвовал в попытках свержения президента Венесуэлы Николаса Мадуро — союзника РФ в Южной Америке. В интервью нашему изданию в июле прошлого года вы рассказывали, что Болсонару сделал всё возможное, чтобы парализовать работу БРИКС.
И вдруг — недавний визит в Москву, от которого его безуспешно отговаривали США и во время которого он, между прочим, подчинился установленным в России в связи с пандемией ограничениям и носил маску, хотя у себя дома он упорно отказывается это делать. А сейчас — вот такие заявления. Чем же объясняется этот его внезапный «пророссийский» порыв?
— Болсонару — важный союзник экс-президента США Дональда Трампа. Для меня очевидно, что бразильский президент получил от своего американского патрона инструкции о необходимости сближения с Россией.
И дело тут не в том, что Трамп якобы «пророссийский» деятель, и не в его хороших личных отношениях с президентом РФ Владимиром Путиным.
И даже не в том, что он хочет строить «Трамп-тауэры» по всей России. Для понимания действий экс-президента США необходимо вспомнить, кто является его главным противником.
- Вы имеете в виду внутренние американские противоречия?
— Да. Трамп — популист и демагог, но я бы сказал, что он патриот США, и в этом качестве противостоит американским глобалистам. Будучи американским президентом, он пытался проводить политику, выгодную американским предпринимателям (производственникам, а не спекулянтам), и, частично, их наёмным работникам. Его основной противник — это база американского глобализма, в первую очередь, военно-промышленный комплекс, об опасности которого предупредил в своём обращении к стране в январе 1961 года президент США Дуайт Эйзенхауэр по окончании своего правления.
Но с тех времён этот блок расширился и укрепился, в него также входит «разведывательное сообщество США».
Туда же относятся предприятия «силиконовой долины» во главе с «GAFA» (Google, Amazon, Facebook и Apple), которые доминируют над «социальными сетями», а также мир развлечений — от компании Уолта Диснея до Голливуда (достаточно вспомнить фильмы о войне против «Третьего рейха», согласно которым её выиграли англо-американцы, а не СССР) — и «мейнстримные» СМИ, превратившийся, в значительной степени, в пропагандистские аппараты того самого военно-промышленного комплекса.
Так вот, Трамп, совершенно не будучи пацифистом, и не возражая против существования мощного военного аппарата у американского государства, тем не менее, считает, что нынешний американский ВПК и связанные с ним структуры должны быть перестроены под реальные задачи обороны США, а не быть своего рода ненасытным спрутом, который высасывает всё большую долю федерального бюджета, и этим мешает развитию экономики страны.
А такое развитие стране необходимо для того, чтобы конкурировать с Китаем, настоящим стратегическим противником [США].
И у него есть основания для такого мнения. Например, одной из задач спровоцированного вокруг Украины кризиса является создание в НАТО атмосферы паранойи, которая поможет найти обоснование для любой дальнейшей безумной гонки вооружений (лазерных, космических и т.д.) на базе своего рода «военного кейнсианства», то есть для безудержных «дефицитных расходов», инфляционный эффект от которых предназначен для распространения — через долларовый «печатный станок» — на всю планету.
Трамп это хорошо понимает, он считает, что ВПК, как и предупреждал Эйзенхауэр 61 год назад, может разрушить экономику Соединённых Штатов и стабильность во всём мире.
Также он понимает, что РФ и Путин стоят на пути у этого истеблишмента, обладающего огромным влиянием.
Поэтому он и дал указание Болсонару сблизиться с Путиным.
А президенту Бразилии ничего не остаётся делать, как подчиниться этим инструкциям, потому что он уверенно проигрывает следующие президентские выборы.
У него не хватает поддержки внутри страны, и его политика в различных областях (например, поощрение вырубки лесов в Амазонии) изолировали его на международной арене.
Если он проиграет и не признает поражения, сделав ставку на хаос, в стиле поведения Трампа в январе прошлого года, то поддержка со стороны США будет для него жизненно важной. Для получения этой поддержки ему нужно будет продержаться несколько недель, потому что президентские выборы в Бразилии состоятся 2 октября, а американские «промежуточные выборы», когда будет обновлена половина состава Сената и Конгресса — 8 ноября.
Если президенту Джо Байдену не удастся обратить вспять падение своей популярности (для чего ему нужна «победа» на европейском фронте НАТО, которая компенсировала бы падение популярности, вызванное уходом из Афганистана),то республиканцы, скорее всего, получат большинство в Сенате и, вероятно, в Конгрессе тоже.
Таким образом, они проложат путь к победе республиканцев на выборах 2024 года, где сам Трамп будет играть роль кандидата или же решающую роль при выборе другого кандидата.
Вот какой мне видится подоплёка внезапно вспыхнувших у Болсонару «пророссийских» чувств.
Кстати, несколько дней назад власти Бразилии разблокировали пограничные переходы на венесуэльской границе. Подозреваю, что и это стало результатом необычного визита бразильского президента в Москву.