Казахстан как зеркало русской эволюции. Часть I. Ностальгическая - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казахстан как зеркало русской эволюции. Часть I. Ностальгическая

© коллаж Украина.РуВыдрин коллаж
Выдрин коллаж
Читать в
ДзенTelegram
Дмитрий Выдрин, известный украинский и российский политолог и политтехнолог, рассуждает о событиях в Казахстане

Дмитрий Выдрин - РИА Новости, 1920, 27.10.2020
Дмитрий Выдрин: кто онФилософ, политолог и политтехнолог
Один мой знакомый аналитик любит всегда выступать в самом конце любой конференции. При этом стереотипно начинает свой спич словами «сказали все, но не всё». Или же по ситуации — «сказали всё, но не все».

О ситуации в Казахстане сказали кроме меня, пожалуй все. Но, к сожалению, далеко не всё. Главное так и не сказали: а в чем же фундаментальные, базовые, экзистенциальные причины и основания «казахской трагедии»? Откуда корни растут? И что здесь вообще «корешки», а что «вершки»?

Хотя о последних наговорились уже под завязку: и про борьбу жузов и про соперничество внутри правящей элиты и даже самой «семьи» Елбасы; и про западный и турецкий след; и про социальное неравенство и олигархическую жадность… Всё вроде верно. Но не оставляет ощущение, что главная истина зарыта глубже. Намного глубже.

Глядя на телевизионные кадры с речами безупречного казахского президента на фоне брутальных событий, я параллельно путешествовал «по волнам своей памяти». Разные всплывали фантомы.

Вот самое начало «святых девяностых». Мои знакомые спешно покидают военный городок на юге страны. Обустроенный поселок тут же занимают мамбеты — соседние кочевники-скотоводы. Разрушают зачем-то котельную, разоряют школу с библиотекой. Правда, к зиме и сами съезжают из занятых офицерских квартир — холодно без котельной и детей учить негде.

Андрей Серенко интервью
Андрей Серенко: «Казахстанские январи» могут вспыхнуть во всем бывшем СССР, но Россия с этим справитсяНынешним властям бывших советских республик необходимо искать механизмы адаптации к новым реалиям. Можно попробовать этот мир подмять под себя, но все попытки остановить естественные процессы обречены, считает руководитель Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Андрей Серенко
Вот уже середина «тучных нулевых». Я встречаю на политической тусовке знакомого казахского сенатора. Прошу передать привет одному его коллеге. Лощенный политик в безупречном то ли Бриони, то ли Зилли, владелец, кстати говоря, собственного гольфового поля, небрежно отвечает: «Не смогу. Он сдох».

А вот и начало наступившего года. Смотрю штурм протестантами мэрии в Алма-Ате. Бывал в этом огромном здании на встречах. Сразу по ассоциации вспоминаю захват майдановцами киевского горсовета. Запомнился курьезный эпизод, попавший в сеть. Видеокамеры в кабинете мера работали и запечатлели техничку, которая несколько дней жила в главном помещении. Сметала пыль влажной тряпкой, поливала фикус и по ходу разруливала через пульт градоначальника все коммунальные проблемы. Я тогда, помнится, восхитился: Ильич убеждал, что государством может править кухарка, а майдан доказал, что мегаполисом может управлять уборщица.

Так вот, я, глядя на разгром мэрии, где сосредоточены все рычаги снабжения, отопления, жизнеобеспечения прекрасного города, ждал, кто же этим займется. А её просто сожгли…

Что связывает эти, казалось бы, различные эпизоды из разных сфер и времен? Наверное, не догадался, если б не еще одна история. Посчастливилось пересекать часть республики вместе с замечательным писателем и дервишем Айтматовым. В одном захолустном поселке дорогу нашей машине перегородил маленький мальчик со стопкой книг в руках. Сказал, что ему позвонили и предупредили, что писатель будет проезжать аккурат через их поселение. Он и вышел на шоссе с его книгами, чтобы получить автографы.

Пленарное заседание Госдумы РФ - РИА Новости, 1920, 19.01.2022
«Одни на "Мерседесах", другие на ишаках»: Жириновский высказался о ситуации в КазахстанеЯзыковые, национальные, религиозные и социальные противоречия, давно сплетенные в Казахстане в один клубок народного недовольства, стали спусковым механизмом к тем событиям, которые произошли в стране в начале января. Об этом в интервью изданию Украина.ру заявил лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский
Чингиз потом дотошно проверял пацана на предмет знания сюжетов книг. Сломался на «Буранном полустанке». Потом мы еще сутки ели, извиняюсь перед зелеными, лошадь с родителями вундеркинда. Пили за неистового верблюда Каранара и благородную волчицу Акбару. Потом нам по традиции подарили по халату и коню…

М-да… Но суть не в этом. Суть в словах классика. Он при расставании сказал: «Пока есть такие мальчиши, не все еще потеряно и в Казахстане, и в Средней Азии, и во всем мире».

Это и есть шифр к пониманию общего в перечисленных в начале эпизодах. Все они очевидные свидетельства утраты различных аспектов культуры: бытовой, речевой, управленческой…

У меня нет злорадства по поводу нынешних перипетий судьбы Нурсултана Назарбаева. В начале тех же девяностых мне довелось награждать его почетным призом Григория Сковороды «Лучшему политику СНГ». Я и сейчас считаю, что он был того достоин. Природно мудрый человек с характерной судьбой советского функционера и скромным днепродзержинско-карагандинском образованием.

Думаю, он искренне мечтал построить пусть не идеальное, но оптимальное общество, благоустроенную страну, счастливый народ. Но не знал как это сделать. Как, впрочем, и многие другие.

Думаю, что и «евразийство» для него было не пустым звуком. Грезилось, наверное, о сообществе умных, продвинутых, честных лидеров и требовательных, умелых и верных подданных.

Думаю, даже уверен, что на Россию у него были особые надежды. Не может ведь великая страна с великой историей не придумать великую идею новой общности, великий смысл обновленного бытия. Не сложилось. Тогда. Он и повернулся в сторону другой цивилизации — не русской, а американской…

Помню российских (по гражданству) бизнесменов, которые учили тогда бывших кочевников создавать банки исключительно для вывода денег и приватизировать недра исключительно для вывоза ресурсов. Помню чиновников еще ельцинской администрации, которые подсказывали наивным аборигенам в каких американских городах приобретать недвижимость и в каких европейских столицах учить детей… Казаха легко споить. И еще легче обольстить.

Может, тогда-то Елбасы и принял для себя два судьбоносных решения. Во-первых, не плыть против течения. Капитализм так капитализм. В этой системе масштаб личности определяется масштабом капитала (прямого или косвенного). Значит, надо конвертировать свой пост в главную ценность системы. (Детям — заводы, внукам — пароходы…)

Во-вторых, все же поискать для очистки совести инструменты и способы купирования алчной природы человека в этой общественно-экономической формации, не имеющей для этого надежных ограничений. Не возвращаться же к «моральному кодексу строителя коммунизма», по которому он жил когда-то в общежитии Днепродзержинского металлургического ПТУ-22. (Мне удалось даже найти заметку того времени в городской газете о безупречном и образцовом ученике училища Нурсултане.) Тогда что? Ну, есть радикальный национализм, который декларирует справедливое отношение к своим за счет чужих. Ну, есть радикальный джихадизим, который проповедует справедливое отношение к единоверцам за счет иноверцев. Ну есть штатовский респектабелный капитализм, который юристов делает главными поборниками прав человека. Пожалуй, пока всё. Он и стал маневрировать этими ресурсами и инструментами…

Теперь о главном. Я много раз отмечал тот факт, что в нашу эпоху классическая марксова пирамида перевернулась. Теперь уже не экономика является базисом культурной надстройки, а наоборот. Образно говоря, экономика, как личинка шелкопряда «вынашивается», созревает в культурном коконе и, соответственно, не может быть больше него. Если, конечно, понимать культуру в самом широком материально-духовном смысле.

Помню как руководитель нашего отдела в Институте философии наказал вечно опаздывающего аспиранта тем, что заставил написать на доске все дефиниции культуры. Из трехсот определений запомнилось — «возделывание человека». Возделывание словом и делом. Казахстан, отказавшийся при Назарбаеве, да и при Токаеве от многих сложных наукоемких технологий как «советских рудиментов» (один фактический запрет на развитие атомной энергетики чего стоит!), прервал тектонический процесс «возделывания» духовного мира вчерашних кочевников. Казалось ведь, что в дедовских юртах больше настоящей правды и справедливости, чем в отцовских заводах и фабриках, тем более приватизированных.

Но еще более брутальным оказалось вытеснение русской гуманитарной, словесной культуры, которая уже почти переплавилась там с казахской. Если из прочной бронзы аннигилировать присадку олова, она превращается в мягкую, непрочную, податливую медь. Одно вытеснение русского языка как носителя и матрицы колоссального культурного потенциала катастрофически разрушает креативные, познавательные, творческие возможности казахского духовного мира. А ведь казалось, уйдет «имперский язык» и расцветет свой собственный, хоть в новом латинском алфавите, хоть в старых арабских вероучениях.

Ничему лидеров не научил драматический опыт Украины, где гонения на «язык блатняка мата» привели к стремительной деградации собственной культуры…

Святослав Голиков интервью - РИА Новости, 1920, 18.01.2022
Святослав Голиков: Токаева могут банально подвести исполнителиПараллели между январской волной насилия в Казахстане и разнообразными попытками майданов в других постсоветских странах провели многие. Украина.ру взяла интервью у Святослава Голикова, алмаатинца, публициста, который знает ситуацию в Казахстане изнутри
В общем, триггером волнений, как отмечалось самыми вдумчивыми экспертами, стало замедление уже привычного для страны экономического роста с сопутствующим падением уровня благосостояния. Но эти же вдумчивые эксперты почему-то не пошли дальше и не объяснили, что экономика остановилась, когда исчерпала возможности новой культурной оболочки. Повторюсь, экономика не может быть выше уровня культуры. Высовываясь из нее, она задыхается, как рыба, выброшенная в чуждую среду. А создать новую культурную среду не сложилось. Микс из «панюртизма» (архаичного юртовского национализма сходного с рагульским украинским) и панисламизма (в радикально ваххабитском, а не просвещённом варианте) оказался нежизнеспособным. А американцы вообще никогда не делятся с аборигенами духовными тайнами.

Да, хорошо образованный и просвещенный (в отличие от предшественника) президент Токаев силовым путем преодолел ситуацию. Сделал правильный, «мускулистый» выбор средств, партнеров и союзников. Но он не сделал выбора духовного. Он не до конца понял весь трагизм ситуации. Его ужаснула неготовность полиции, гвардии, особенно спецназа защитить порядок и стой. Конечно, это печально. Но его не потряс клич с которого начались бунты. У нас переводили «старик, уходи!». Но подлинный дискурс можно перевести как «старпер, убирайся!» И это в стране, где культ уважения младших к старим был неотъемлемой частью национальной культуры. И это по отношению к тому, кто фактически и воздал эту страну, пусть на свой семейный лад…

Мне понятны и приятны пункты из президентского манифеста по поводу модернизации экономики, обуздания аппетитов кланов, социальной справедливости и борьбы с коррупцией. Каждый пункт достоин звучного тоста: «Ну, за невывоз капитала…» или «Ну, за реформы Самрук-Казыну (Фонда госимущества)…». Но, блин, ничего в этих новых песнях нет о главном. И ничего нет о том, как в ближайшее время эти события повлияют на судьбу Казахстана, Средней Азии, России. Но об этом поговорим в следующей части.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала