«Transhumanism Inc.» — восемнадцатый роман Виктора Пелевина — появился в продаже 26 августа, но уже удостоился разгромной рецензии в одном из российских либеральных изданий. Эта статья, опубликованная на сайте Афиша Daily, обличает писателя со страстью отвергнутого любовника, обвиняя его в попытках дискредитировать светлое будущее человечества — «как будто Пелевин перепутал план романа с темником».
Классика постмодернистской литературы представляют в качестве «консервативного эзотерика». По словам рецензента, он не способен воспринять прогрессивную повестку, позволяет себе иронизировать над гендерной проблематикой, высмеивает ритуальную политкорректность, подвергает сомнению стандарты Identity politics. И зачем-то противится неотвратимо наступающим переменам, которые сулят нам новый Золотой век — со страпоном и без карбона.
Однако новая книга развеивает эти обвинения на корню. «Transhumanism Inc.» говорит нам о том, что Пелевин по-прежнему не боится смотреть в будущее и вполне осознает его неизбежность. Другое дело, что он видит это будущее таким, каким оно вырастает из нашей современной реальности. А не в лучезарно-радужном образе, который транслируют идеологически прокачанные политруки. Писатель походя вытирает о них ноги в своем романе — рассказывая, что современные либеральные медиа транслируют лицемерную пропаганду правящих классов.
Все это продолжает линию предыдущих произведений, о чем тоже не забывают напомнить критики. Несмотря на свою футуристическую оболочку и фантастические сюжеты, пелевинская проза всегда работает с актуальными проблемами наших дней, перепевая старые песни о главном, играя с давно известными сюжетами различных антиутопий. Книга «Transhumanism Inc.» предупреждает о том, что самые радикальные гендер-квир-перемены, помноженные на самые прорывные достижения технологии и науки, все равно не меняют суть сложившегося сегодня миропорядка — а, наоборот, усугубляют заложенные в нем противоречия и проблемы.
«Все течет, все меняется и остается таким, как было» — пишет писатель в начале своей книги, раскрывая этот тезис в ее новеллах. Будущее человечество представляется Пелевину раем для кучки сверхбогачей, которые оплатили себе вечную загробную жизнь в виртуальном мире. Остальное человечество «уменьшилось до размера обслуживающего персонала». Оно состоит из новых дворян, мечтающих пробиться в избранную касту бессмертных, и неприкаянных разночинцев, которые выполняют роль поддерживающих экономику потребителей — послушно покупая все то, что навязывают им вживленные в мозг импланты.
Эти же нейрочипы используются для социального контроля над человеком, понижая его рейтинг за неполиткорректные фразы и вольнодумные мысли. А нарушители установленного порядка могут предстать перед Трибуналом разума, действующим в Житомире — очевидно, потому, что украинские цензоры уже сейчас стремятся наказывать за мыслепреступления против государственной власти.
Впрочем, картина будущего оставляет место для плюрализма — радикальные атлантисты-западники сосуществуют в нем с охранительно настроенными традиционалистами-почвенниками, представляя собой зеркальное отражение оппонентов. Патриоты и иноагенты одинаково встроены в систему. Им даже разрешается выпускать пар, бунтуя в специально отведенных загонах. Эти митинги не угрожают укрывшимся в виртуальной реальности небожителям, существам со спрятанными в банке мозгами, которых именуют словом «банкиры». Потому что они удерживают в своих несуществующих руках хорошо прочипированное и глубоко сегрегированное общество — за счет тотального наблюдения и контроля.
Все это происходит на фоне победившей феминистской революции, с матчествами и обязательной позитивной дискриминацией, а также в условиях полной декарбонизации биосферы. Высокотехнологичное будущее внезапно оказывается на удивление архаичным — в нем ездят на гужевом транспорте и живут в деревянных двухэтажных домах, ходят в лаптях, онучах и вышиванках, а улицы завалены экологически чистым, но весьма пахучим лошадиным навозом.
Промышленные предприятия вынесены на территорию Африканского континента, а обслуживающий персонал составляют «хелперы», больше известные под просторечивым словом «холопы». Эти специально выращенные андроиды выполняют роль крепостных — причем, писатель прямо указывает на то, что они заменят в новом мире армии трудовых мигрантов. Такие создания официально не признаются людьми, не имея ни прав, ни голоса. Они не способны мыслить и бунтовать, выполняя любые хозяйские прихоти — вплоть до интимных контактов, которые воспроизводят классические сюжеты русской литературы, повторяя отношения между барином и служанкой.
Украина имеет в этом мире собственную специфику. На расположенной в Виннице робофабрике выпускают несовершеннолетних сексуальных рабынь — так называемых лолит, известных под торговой маркой «Горпина». Их нелегально продают арабским шейхам и японским якузда — причем, это происходит под неусыпным контролем американских кураторов. Пелевин, опять-таки, намекает здесь на реалии наших дней, когда Страна Достоинства поставляет девушек для ближневосточных и европейских борделей. И полагает, что эта ниша сохранится за украинским государством в посткарбоновой эре
«Главный вопрос, который ставит перед нами будущее — это кого туда пустить» — говорит Атон Гольденштерн, номинальный владелец корпорации «Transhumanism Inc.», производителя искусственной реальности, которая является основой футуристической цивилизации по Пелевину. Эти слова, под которыми вполне могли бы подписаться Безос и Маск, отражают собой наши грядущие перспективы. Выдающиеся достижения технологического прогресса, способные освободить от бедности, тяжелого физического труда и болезней, будут использоваться для того, чтобы укрепить существующее угнетение и неравенство. А человечество рискует окончательно разделиться на касты рабов и полубогов, постепенно принимая черты двух разных биологических видов — как это отражено в сюжете романа.
Новую книгу никак нельзя назвать безупречной. Она явно грешит вторичностью, и заслуживает критики не только за фирменные авторские самоповторы. С Пелевиным обязательно нужно спорить, а попытки определить его политическую позицию, записав в свой лагерь под впечатлением удачной цитаты, заведомо обречены на провал. Но у романа есть очевидная ценность. Писатель берет на себя функцию трикстеров-скоморохов — они представляют в его романе изгоев, которым позволено приоткрывать неполиткорректную правду.
Идеологическая неприязнь, которой одаривают Пелевина постсоветские либералы, объясняется тем, что он отражает в книге их мысли, проговаривает заветные чаяния. «Передовая» публика давно мечтает нейтрализовать примитивных, цепляющихся за свое прошлое простолюдинов, безнадежных совков и вату — чтобы не тормозить победоносную поступь прогресса, под которым понимается деиндустриализация вкупе с ликвидацией социалки. Она с удовольствием превратила бы их в бессловесных и бесправных рабов, чтобы в окружающем мире правили просвещенные господа. А восстановление крепостных порядков наверняка порадовало бы современных декоммунизаторов, которые стремятся окончательно ликвидировать тяжелое наследие Октября.
Пелевинский текст подсвечивает лицемерие постсоветской интеллигенции, которая на самом деле противится реальным общественным изменениям, пытаясь придать старому порядку новые импульсы, стараясь задрапировать социальную архаику в футуристические одежды. За ее прогрессистской риторикой кроется реакционная и консервативная по своей сути программа, направленная на то, чтобы избавиться от лишних для правящего класса людей, лишить их базовых социальных прав и полностью подавить способность к сопротивлению. Как это произошло в постмайдановской Украине, где министр финансов честно пообещал вчера прекратить выплату пенсий — под аплодисменты «реформаторов» и забитое молчание пролов.
Этот «трансгуманизм» представляет собой оцифрованную версию фашизма — подавая его в тех формах, которые вполне приемлемы у нашей внешне политкорректной публики, и даже вошли у нее в моду. Хотя можно не сомневаться: многие люди с хорошими лицами в итоге сами окажутся жертвами наступившего завтра. Потому что мечты имеют свойство осуществляться.
Вас не обманули — в будущее пустят «не только лишь всех».