Ничего удивительного в этом нет.
Мы склонны согласиться с мнением телеграм-канала «Легитимный»: «Зеленский из-за смены риторики теряет свой рейтинг и электорат, а следовательно, становится президентом без своего избирателя, что делало его "хромой уткой", поэтому политическое сражение на 87-м округе является сигналом для всех, что Зеленский забирает себе электорат своих оппонентов (националистов, порохоботов, радикалов и западноукраинских региональных элит). Поэтому Офис президента для победы на 87-м округе использует все методы и технологии».
Люди, работающие в ОП, действительно могут захотеть повторить подвиг Леонида Кучмы, которому удалось в основном поменять электорат между 1994 и 1999 годами (после Кучмы такие манёвры никому не удавались).
Мне же вспомнилась другая история. Только случилась она не в Прикарпатье, а в Закарпатье.
В 2004 году майданные технологии первоначально обкатывались в городе Мукачеве Закарпатской области. Там столкнулись Добро и Зло в виде местной бизнес-политической группы братьев Балог, сосредоточенной вокруг группы компаний «Барва» (это важно) и областной администрации. Речь шла о выборах местного мэра.
У выборов была своя предыстория. Сначала, в 2003 году, мэром города был избран родственник Виктора Балоги — Василий Петёвка. Однако суд итоги выборов отменил, и их пришлось проводить по новой.
Новые выборы мэра Мукачева состоялись 18 апреля 2004 года. Главными конкурентами были кандидат от блока «Наша Украина» Виктор Балога и беспартийный Эрнест Нусер, поддержанный областной администрацией. По данным избирательной комиссии, победил последний.
Ночью 20 апреля 2004 года из Мукачевского горисполкома были похищены более 4,5 тыс. бюллетеней и протоколы участковых комиссий.
Балога же решил пожаловаться — собрал протоколы параллельного подсчёта и отправил их в Киев. Там Виктор Ющенко размахивал ими с трибуны Рады, насылал проклятия на «антинародный режим» и таки добился создания ВСК, которая расследовала это вот всё.
Меня же отправили в регион по просьбе руководства администрации президента — глянуть на ситуацию незамыленным и незаинтересованным взглядом.
Среди прочих мест, которые я должен был обозреть орлиным взором, был кабинет начальника областного юридического управления, у которого я и поинтересовался, чем там Ющенко размахивал.
— Не вопрос, — ответил начальник, — они у меня все в сейфе. Можете полюбопытствовать.
Я не бог весть какой спец в работе комиссий, но о том, как должен выглядеть протокол, знаю не теоретически.
Рассматривание этого всего значительно пополнило мои познания о предмете и ненормативную лексику. Особенно меня потряс один протокол.
Он был идеален.
Заполнен, как положено, ручкой.
Каллиграфическим почерком.
Все цифры сходятся (ну как сходятся, у Балоги 146% — это и сходится).
Правда, нет ни одной подписи, что немного нетипично для протоколов.
Зато есть Она.
Очень Большая.
Идеально Круглая.
Зверски Мокрая — аж капает.
ПЕЧАТЬ.
С гордой надписью «ООО "Барва-транс"».
С тех пор я немного не доверяю параллельному подсчёту голосов. Предпочитаю доверять экзитполам. Они, кстати, на этих выборах ничего не показали — лидер вроде бы Шевченко, но его преимущество сравнимо с погрешностью выборки.
Что-то мне подсказывает, что итоги выборов в 87-м округе в конечном итоге будут подводиться при помощи Большой Круглой Печати такой же вот примерно системы. Мокрой, конечно. Какой толк в сухих печатях?