Взаимовыгодная сделка. Минск все ближе к использованию портов России вместо Прибалтики - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взаимовыгодная сделка. Минск все ближе к использованию портов России вместо Прибалтики

© РИА Новости . Виталий Аньков / Перейти в фотобанкРабота докеров контейнерного терминала Владивостокского морского торгового порта
Работа докеров контейнерного терминала Владивостокского морского торгового порта - РИА Новости, 1920, 17.02.2021
Читать в
ДзенTelegram
Во вторник, 16 февраля, Александр Лукашенко одобрил проект соглашения о переориентации поставок белорусских нефтепродуктов. До недавнего времени грузы шли транзитом через Прибалтийские страны, но вскоре их путь будет лежать через Ленинградскую область России. Благодаря этому республика получит ряд экономических и политических выгод

Переговоры Москвы и Минска о переориентации белорусских грузов из прибалтийских портов на российские велись все последние годы. Но власти республики всё это время были склонны поставлять продукцию через Литву, Латвию и Эстонию — Минску этот вариант казался целесообразнее.

Всё поменялось в августе 2020 года, когда в Белоруссии начался политический кризис, а Литва заняла одну из самых воинственных и непримиримых позиций по отношению к белорусской власти. Вплоть до неофициального признания Светланы Тихановской президентом республики и предоставления ей всевозможной помощи в рамках правительственных программ. Именно тогда Александр Лукашенко впервые возобновил разговоры о возможной переориентации транзита белорусских грузов на Россию.

  - РИА Новости, 1920, 27.10.2020
Александр Лукашенко: кто онПрезидент Белоруссии с 20 июля 1994 года

На протяжении последних месяцев Белоруссия и Россия вели переговоры о реализации данной задумки, и к 25 января нынешнего года вышли на создание проекта межправительственного соглашения о транспортировке и перевалке нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские порты. В тот день российский премьер-министр Михаил Мишустин поручил Министерству транспорта России подписать этот документ с белорусским Министерством транспорта и коммуникаций.

Ведомства должны были подписать документ 15 февраля, но этот процесс был отложен белорусской стороной на неопределенный срок, что вызвало некоторые опасения: неужели и в этот раз не получится? Но вчерашнее одобрение проекта соглашения Александром Лукашенко позволило выдохнуть с облегчением — если первое лицо Белоруссии дало «добро», то переориентации белорусских грузов на Россию быть.

Что в соглашении?

В соглашении закреплено, что в 2021-2023 годах Белоруссия осуществит поставку 9,8 млн тонн своих нефтепродуктов через порты Ленинградской области России. Уже на текущий год предусмотрена транспортировка 2 млн тонн бензина, мазута, газойля и масла.

Эти объемы являются индикативными. Это означает, что на практике они могут оказаться меньше, чем указанные. При этом в соглашении закреплено, что заключенные контракты будут работать по правилу take-or-pay («бери или плати») на перевалку в российских портах. То есть если объем грузов будет меньше согласованного, то морской терминал в любом случае получит плату за весь объем, согласованный ранее.

Президент Белоруссии А. Лукашенко назначил новых главу МВД Белоруссии и начальника ГУВД Минска
Лукашенко дал зеленый свет договору о переносе транзита в РФПроект соглашения между РФ и Белоруссией о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты получил одобрение президента Александра Лукашенко. Об этом 16 февраля сообщает «Интерфакс»

Транспортировка грузов по территории России, согласно документу, будет осуществляться «Российскими железными дорогами», по Белоруссии — «Белорусской железной дорогой».

Но, кроме экономической, у этого решения есть и политическая подоплека.

Политическая сторона вопроса

Главной причиной решения Минска перебросить транзит из Прибалтики в Россию, очевидно, выступает политика. Именно на фоне осложнения политических отношений с Вильнюсом, Ригой и Таллином Лукашенко принял решение о переориентации поставок. Из-за закрытия белорусского направления логистические пункты Литвы, Латвии и Эстонии понесут серьезные убытки, что станет ответом на введенные ими ранее санкции против Минска.

«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — заявил белорусский президент в конце августа прошлого года.

До этого Лукашенко периодически выступал с тезисом, что не только Белоруссия заинтересована в многовекторной политике и наращивании связей с ЕС, но и «Запад тоже нуждается в Белоруссии». Таким образом, переброска грузов стала одним из экономических рычагов воздействия на бывших западных партнеров.

Любопытная ситуация получается и в рамках внутреннего политического кризиса в республике. Белоруссия, используя литовские порты, платит Литве средства на поставку своей продукции. Эти деньги поступают в литовский бюджет, из которого потом финансируется белорусская оппозиция. То есть белорусская власть косвенно спонсирует собственных оппонентов.

Богдан Безпалько интервью - РИА Новости, 1920, 16.02.2021
Богдан Безпалько: Лукашенко готовится к новому шантажу в адрес РоссииЕсли Запад пойдет навстречу президенту Белоруссии Александру Лукашенко, начнет давать ему деньги или легитимирует его на шестой срок, то Лукашенко начнет двигаться в сторону Запада все дальше и все быстрее, считает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько

С другой стороны, причиной принятого решения могут быть и опасения Минска по поводу того, что Запад воспользуется зависимостью Белоруссии от прибалтийских портов и в какой-нибудь момент в одностороннем порядке перекроет транзитные пути. Понятно, что данное решение может быть принято не самими Прибалтийскими странами, которые в таком случае понесут большие потери, а более влиятельными игроками. Например, Вашингтоном, который обладает серьезными инструментами влияния на Вильнюс, Ригу и Таллин.

Взаимная экономическая выгода

Несмотря на политическую подоплеку соглашения, а также на большее расстояние от Белоруссии до российских портов, чем до прибалтийских, переориентация грузов, вероятнее всего, принесет Минску и экономическую выгоду.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже заявлял о вероятных экономических льготах для Белоруссии. А замгендиректора «Российских железных дорог»  Алексей Шило подчеркивал, что транзит белорусских нефтепродуктов в российские порты обойдется Минску не дороже, чем перевалка в Прибалтику. В соглашении указано, что суммарный тариф на поставку грузов по России и по Белоруссии составит от $27,2 до $35 за тонну. В зависимости от вида груза.

Неоценимую выгоду белорусской стороне могла бы принести и возможность пользоваться в российских портах услугами собственной стивидорной компании, которая будет заниматься погрузкой и выгрузкой судов. Потому что в данной сфере в основном задействованы частные компании — и местным бизнесменам пришлось бы платить больше.
Для России же выгода от данного решения безусловна. Здесь всё просто: те средства, которые ранее шли прибалтийским портам, будут направлены российской стороне. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала