Кочерга — оружие пролетариата. Взгляд харьковского наркомана на крепко пьющий Донбасс - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кочерга — оружие пролетариата. Взгляд харьковского наркомана на крепко пьющий Донбасс

Читать в
ДзенTelegram
В 1909 году познавательный вояж по Донбассу совершил корреспондент харьковской газеты «Утро» А. Епифанский. Издание по тем временам было авторитетное, крутое, ему решительно до всего имелось дело: от мировых новостей до хмельной поножовщины

Такая широта взглядов определялась, надо думать, личностью учредителя газеты Анатолия Жмудского — сына выбившегося из крестьян в купцы-миллионщики Андрея Жмудского.

Руслан Мармазов интервью
Руслан Мармазов: кто онЖурналист, редактор, медиаменеджер

С 1906 по 1916 год Жмудский-младший озарял окрестности своим "Утром", прививая публике передовые журналистские стандарты, ругался с властями, судился… Словом, вел нормальную редакционную работу.

Некоторое время вместе с ним газету редактировала его сестра Варвара, в ту пору носившая фамилию первого мужа — Моисеенко. В историю она вошла как дизайнер Варвара Каринская, первая русская обладательница премии "Оскар". В 1948 году фильм "Жанна д'Арк" получил две статуэтки, одна — за костюмы, созданные уроженкой Харькова.

Корреспондент Епифанский в газете "Утро" тоже был фигурой значительной. Например, однажды он нашел и ввел в литературоведческий оборот до того неизвестное письмо Антона Чехова. Шутка ли? Кроме того, журналист являлся особой, приближенной к хозяину газеты. Есть даже пикантная подробность, о которой скажем чуть позже.

Так вот, весной 1909 года "Утро" выдало серию "Путевых заметок" о Донбассе. С заголовками не парились, писали просто "Путевые заметки".

День в истории. 3 октября: родилась харьковская купчиха, получившая премию «Оскар»В этот день в 1886 г. в семье харьковского купца 2-й гильдии Андрея Яковлевича Жмудского (1847-1928) родился третий ребенок из десяти и первая дочь. При крещении ее назвали Варварой. 63 года спустя она под именем Barbara Karinska (вместе с Дороти Джекинз) станет первым в истории лауреатом премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов для цветного кино

Епифанского реалии рабочих поселков Донбасса фраппировали. Сочными мазками он вывел багровый чад над домнами Юзовки. Бесправию местных жителей перед порождением Джона Юза — Новороссийским обществом каменноугольного, стального, железного и рельсового производства (НРО) — убогому уюту земляночного быта и нечеловеческим условиям на производстве — было отведено изрядное место.

"Недавно один из местных богатейших рудников выписал из Польского края партию рабочих — поляков. Рабочие приехали, побывали на шахтах, в казармах и… уехали", — писал Епифанский. И добивал читателя: "Рабочие-поляки не могли органически перенести эту каторжную обстановку и бежали… Ну, а русские, наши, — смоленские, калужские, рязанские — переносят…"

По сути все, что было в Юзовке хорошего и полезного, создавалось НРО. Но и любой негатив тоже с удовольствием навешивался на Обществе со штаб-квартирой в Лондоне.

Лаврентий Масоха - Спят курганы тёмные (Большая жизнь, 1939) Видео
Плохой парень спел главную песню Донбасса и резко похорошелВ 1939 году, 80 лет тому назад, был снят классический советский фильм «Большая жизнь» — о трудовых буднях и лирических приключениях донецких шахтеров. С него началась триумфальная судьба песни «Спят курганы темные»
Харьковский журналист, отдав должное тучной грязи на линиях (так в Юзовке назывались улицы), указывал, что на первых из них расположены банки, магазины, гостиницы. Но юзовцам они не принадлежат, потому как стоят на земле НРО, — приходится платить. Епифанский приводил пример торговца-армянина, который одному только «Новороссийскому обществу» за аренду подвала 400 рублей отдает, это не считая платы собственно домовладельцу, налогов и сборов.

Как местную легенду Епифанский пересказал историю о старичке мировом судье, который вызвал в контору для разбирательства самого «царя Юза». Британец не явился, сославшись на дела в Санкт-Петербурге. Так судья предписал доставить «хозяина Юзовки» с конвоем. Джон Юз вынужден был «сесть в экстренный поезд и немедленно прикатить в камеру к судье». Каково!

«И обошлось без последствий для судьи! — Даже не перевели…» — с удивлением подвел черту под сюжетом харьковский репортер.

Над культурной жизнью Юзовки гость скорбно склонил голову. Мол, если и читают, так дрянные детективы с сыщиками Натом Пинкертоном и Ником Картером. У НРО есть театр, но местные жители довольствуются тремя кинотеатрами. Причем посещают их так прилежно, что один предприниматель вложил десятки тысяч в капитальный круглогодичный синематограф и не прогадал — вернул с барышом.

Не без похохатывания Епифанский рассказывает, как в Юзовке гастролировал некий фокусник Пинетти. Народ на представление он завлек афишей, где обещал превратить человека в курицу. Публика повалила валом! Пинетти показал пару немудреных фокусов, а когда аудитория потребовала курицу, отрезал: «Что же я, сумасшедший, что ли, чтобы такие штучки разделывать?»

«В партере хохот, — пишет Епифанский. — А рабочие собирались бить…» Если не побили, то удивительно. В Юзовке с этим живо…

Впрочем, случались в тех краях и жулики, которые анонсировали заманчивое представление, продавали билеты и убегали с кассой. Дикие обычаи!

Оставалось народу развлекать себя игрой в «трынку» (эта азартная карточная забава до сих пор жива в Донбассе, хотя и утратила былую популярность) и походами в питейные заведения.

Спиртному и дамам, точнее выпивке и бабам, в быту местных работяг маэстро Епифанский уделил самое пристальное внимание.

Он рассказал аудитории, мол, живут шахтёры когда в казармах, где хотя бы раз в год, перед Пасхой, метут полы, а когда на «квартирах». В последнем случае нередко заселяются земляки, прибывшие из одной деревни. Случается, с ними селится женщина-стряпуха. Обихаживает эту ватагу, стирает, кормит, укладывает пьяных, ну и всякое по мелочам…

«Мирное житие шахтеров очень часто, всегда по воскресеньям и праздникам, нарушается ссорами из-за… «бабы», — сокрушался Епифанский. И добавлял: «И случается, что день заканчивается убийством».

Харьковчанин приводит случай, когда на Рыковском руднике в пьяном угаре некий персонаж (в заметке он назван изящно — «Дон Жуан») взревновал к стряпухе, и стал безобразничать, соседи по землянке забили бузотера кочергой. Насмерть. Простота нравов необычайная!

Только в голову пришлось 11 ударов. Когда ревнивца привезли на вскрытие, врач констатировал: «Ведь у него и головы-то нет». Сплошное месиво.

Кочерга — излюбленное орудие для таких расправ, подчеркивает Епифанский.

«А наутро сами убийцы удивлялись и были смущены — неужели они могли так «отделать» своего земляка», — приводим еще одну цитату из газеты «Утро». В принципе есть отчего прийти в некоторое смущение.

И главное, из-за кого? Бельгийские служащие, узнав, что убийство состоялось из-за стряпухи, ничтожного и грязного существа, диву давались. Как можно-де?

Практика неузаконенных половых связей в казармах и бараках цвела пышным цветом. И давала плоды в виде внебрачных детей. В случае, если погибал кормилец, а такое было сплошь и рядом, ни на какие выплаты не могла рассчитывать ни его сожительница, ни байстрюки. После масштабной аварии на Рыковском руднике одних только «незаконных» семей осталось без мужчин 50. На произвол судьбы!

В Бахмуте посланцу «Утра» дышалось привольней.

Проблемы, впрочем, он тоже вскрывал, но иного толка. Все же уездный центр. Правда, с культурой, по мнению Епифанского, там тоже было не ахти. Но с сумраком Юзовки бахмутские безделицы в сравнение не шли. Ну, скажем, два досуговых клуба повздорили, летние сады требуют деньги за вход, а некоторые буфеты дерут почище лучших харьковских ресторанов… Еще гимназист оскорбил директора своего учебного заведения.

Одним словом, интеллигенция! Это вам не алкогольно-половые страсти с кочергой и смущением.

Епифанский даже нашел, что похвалить, — соляные копи! Журналиста впечатлили вырубленные из монолита соли рояль, ростовая статуя Александра III и прочие соляные диковины.

Добравшись до Константиновки, харьковский гость попал в стеклянное царство русско-бельгийского ситуативного сотрудничества. В этом населенном пункте пыхтел уникальный для Российской империи стекольный завод, способный давать продукцию, неподвластную прочим предприятиям. Возможным это стало благодаря передовым технологиям и квалифицированным специалистам из Бельгии.

Последним приходилось как-то обустраиваться на чужбине, желая заработать солидные деньги. Русским же приходилось терпеть иноземцев, мастеров толковых, но людей странных.

Епифанский, кстати, отдает должное мирному существованию двух укладов. Говорит, дескать, «бельгийский погром» как-то был, но потом все утряслось. Правда, языковая проблема мешала. Бельгийцам учить русский некогда. Местные тем более не учат французский. С чего бы? Они-то у себя дома.

Константиновцев сильно раздражало неумение зарубежных гостей пить водку. Делали они это после обеда, маленькими глоточками, как ликер. Без души, в общем. Нашего человека от такого и вытошнить может. Зато бельгийцы редко валяются пьяными на улице, а уж чтобы в полицию замели — никогда.

Еще иноземцы на окнах занавески цепляют и поголовно выписывают газету. Культура! Наши не цепляют и читают редко. Тоже культура! Но другая.

Набравшись противоречивых впечатлений, выплеснув на провинцию накопившийся запас губернского снобизма и дав волю склонности поучать, господин Епифанский убыл в Харьков. Донбасс в его заметках вышел ярким, но крайне своеобразным. Впрочем, он художник, он так видел.

Теперь обещанная пикантная подробность, сближавшая Епифанского с его работодателем и харьковским бомондом вообще.

Александр Васильев интервью - РИА Новости, 1920, 28.01.2021
Александр Васильев о мифах Донбасса, «хохлах» и русскихСегодня стоит вопрос о воссоединении самого большого разделенного народа в мире — русского, об обеспечении чисто демографического выживания русских. Поэтому доктрина «Русский Донбасс» в полной мере соответствует этой задаче, считает историк Новороссии Александр Васильев
Петр Пильский в материале «Белый яд. Воспоминания», впервые опубликованном в газете «Сегодня (Рига) от 14 июня 1931, писал вот что, приводим по публикации российского историка одесского происхождения Александра Васильева:

«Настоящим русским гостеприимством на меня пахнуло в Харькове. Чуть ли не на другой день после моего приезда мои знакомые устроили холостой ужин.

Его затеял милый человек, Анатолий Жмудский, редактор-издатель газеты "Утро". Но дело не в ужине, а в том, что я там увидел, впервые в моей жизни.

За круглым столом сидели врачи, адвокаты, журналисты, земские и общественные деятели. Лилась беседа, лилось вино, — и вот, от времени до времени, мой глаз стал подмечать какой-то странный прием, неожиданное мгновенное движение.

Люди, собравшиеся на этот ужин, почти все без исключения, обнаруживали некую однообразную повадку. То один, то другой, — как мне тогда показалось, — вдруг хватался за нос, чмыхал, потом делал около носа жест, будто что-то утирал.

  - РИА Новости, 1920, 29.02.2020
Эротика, которую мы не увидели. Заслуженный цыган Советского Союза сначала был китайцем и только потом негромВ этом году среди многочисленных красивых дат и юбилеев есть целый букет поводов вспомнить культовые приключения «Неуловимых мстителей». Во-первых, исполняется 100 лет событиям, там описанным. Во-вторых, 70 лет двум героям кинематографического действа - актерам Виктору Косых (Данька Щусь) и Василию Васильеву (Яшка-цыган)
Я сидел, следил и недоумевал. На одну короткую минуту мелькнула мысль: неужели ни у кого из них нет носового платка? Конечно, это подозрение я должен был тотчас погасить.

За столом сидели хорошо воспитанные, обеспеченные представители отборной интеллигенции, — разве можно допустить, чтоб они "обходились без помощи платка"?

Мое недоумение длилось недолго. Рядом со мной сидел журналист А. Епифанский. Он наклонился к моему уху и тихо, вопросительно зашептал:

- Не хотите ли понюхать?

- Что?

- Ну, известно, что… кокаин».

Написал ли репортажи о подобного рода посиделках журналист Епифанский? История о том умалчивает.

 

 

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала