Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто — личность, как ни странно, хорошо известная в Украине. К сожалению, приходится добавлять: хорошо известная по не очень хорошему поводу.
Имя члена правительства соседней страны стало регулярно появляться на страницах отечественных СМИ после того, как украинская власть вошла в клинч с правительством этой страны, наломав дров с установлением новых правил и норм обучения для представителей национальных меньшинств.
Взяв на себя по долгу службы роль едва ли не главного спикера, выражающего позицию Будапешта, Сийярто с ней блестяще справился и справляется. Чем, собственно, и привлек внимание нашей публики, не утратившей способности понимать, что к чему.
«Было бы хорошо, если бы Джо Байден ответил, почему он давил на украинское правительство для увольнения генерального прокурора, — написал Сийярто в Facebook, — и почему расследования, связанные с делами его сына в украинской энергетике, фактически остановились».
Перед следующей встречей со своим украинским коллегой по вопросу защиты прав венгерского меньшинства в Украине Сийярто, вполне возможно, адресует аналогичный вопрос уже не в американское, а в украинское «небо». И будет прав! Было бы хорошо, если бы не только Байден ответил, почему он давил, но и украинское правительство рассказало, почему расследования по фирме «Бурисма» и деятельности в ней отца и сына Байденов остановлены?
Реакции официальной киевской власти на реакцию Сийярто на слова Байдена не последовало. Хотя ее можно было и даже следовало ожидать, учитывая, что эта реакция затрагивает, думаю, в дальнем окружении. Прекрасно осведомлены о ней не только в Будапеште, но и в Лондоне и Анкаре, где Владимир Зеленский недавно побывал с визитами.
Иначе поступить он просто не мог, не смел. Американцы — люди предельно жесткие и практичные. Они требуют делать так, как они велят, и только так. Ослушание для таких, как мы, наши министры и президенты, смерти подобно. По крайне мере, политической.
В Киеве зря полагают, что неразборчивое поведение в отношениях с партнерами за рубежом никто не замечает. Каждый новый «британский успех» или «турецкий прорыв» снижает международный авторитет Украины. И без того скатившийся при Петре Порошенко очень низко.
После того как украинская внешняя политика стала целиком и полностью определяться и регулироваться из-за океана (внутренняя — тоже, но речь сейчас не о ней), ориентируясь не на украинские, а на американские, интересы, иметь дело с киевской дипломатией другие страны соглашаются только тогда, когда от таких контактов можно получить быструю прямую выгоду.
Зеленскому, по всей видимости, кажется, что он проводит весьма активную и результативную внешнюю политику. На самом деле его судорожные метания «из варяг в греки», точнее — «из англосаксов в турки», никакой политикой не являются, национальные интересы Украины в мире они не защищают и не продвигают.
Ни системы, ни логики в зарубежных визитах президента Украины не просматривается. Повестка дня каждого из них выглядит, если не взятой с потолка, то продиктованной партнерами.
Ради этого не грех погонять президента по нужным адресам.
Впрочем, не следует исключать того, что новые зарубежные партнеры нужны Зеленскому и дипломатической группе в его «команде», чтобы не слушать и не слышать упреки со стороны партнеров старых. Не далее, как вчера посол Германии в Украине Анка Фельдгаузен сделала крайне резкий выпад в адрес украинской власти и лично главы государства, заявив, что судебная реформа в Украине зашла в тупик, и что для спасения ситуации необходима «политическая воля президента».
Умному достаточно!
Текст нового поста в Facebook для венгерского или какого-нибудь другого министра, таким образом, уже, считайте, готов: «Было бы хорошо, если бы Байден ответил, почему он давил, а украинское правительство разъяснило, почему никакие преступления не расследуются, а реформы не работают?».
Ну, а вопрос о том, где же при всем при этом политическая воля президента, обещавшего в ходе избирательной кампании украинцам золотые горы, будет задан позже. Не иностранными чиновниками, а гражданами Украины.